В жизни каждого родителя наступает ответственный момент - чаду исполняется шесть лет и хочешь - не хочешь, а задумаешься, куда его пристраивать дальше. Ученье, так сказать свет, а вот не ученье - тьма. Вооружённые этим великим постулатом, родители шестилеток принимаются нервно штудировать всякие сборники, типа «Школы Москвы и заМКАДья». Потом - залезают на сайты учебных заведений, ругаются с бабушкой, полагающей, что главное - это здоровье, пристают к друзьям и сослуживцам с вопросом: «И как, в вашем Центре Гармоничного Развития математика присутствует или только танцы с этикетом?» В общем, жизнь бьёт ключом и главное, чтобы ещё ребёнок не путался под ногами со своими комментариями, типа «А на фига мне ваш лицей? Я что - Пушкин?»
И вот в один прекрасный день пунцовая от волнения мамаша переступает порог директорского кабинета.
Навстречу ей встаёт приятная, корпулентная дама в синем костюме - директор самой обычной школы с невкусно пахнущей столовой, с шумными потасовками на переменках, с отсутствием уроков музыки и физкультуры... В общем, самого средне-паршивого, то есть, простите, среднего общеобразовательного учебного заведения. Симпатичная директриса, которая не привыкла ждать милостей ни от природы, ни от чиновников из окружного управления, прямолинейно спрашивает: «А чем вы можете помочь школе?» Прямо, как на том плакате военных лет: «Чем ты помог фронту?» На войне, как на войне.
Растерявшаяся мама глупо теребит сыновние справки и метрики, а потом задаёт самый глупый, из всех возможных, вопрос: «Ну, окна что ли помыть?»
...Каждый год 28-29 августа чиновники образовательных ведомств дежурят на «прямой линии». Большинство разъярённых родителей задают один и тот же вопрос: «По какому праву директора и классные руководители постоянно собирают дань?!» Чиновники прямо стенают от этого вопроса, ибо никаких законов или указов, позволяющих школам требовать денег на ремонт или на дополнительные занятия, нет и быть не может! Мол, всё это - противозаконно, подсудно и, в конце концов, непедагогично! Но воз, как говорится, и ныне там.
Школьная администрация объясняет свою непомерную алчность отсутствием дотаций от государства, а чиновники, это государство представляющие, трясут сметами, справками и бухгалтерской отчётностью, доказывая, что средства на строительство спортплощадки (или ремонт сортира) были выделены школе NN в полном объёме. «Кто виноват? Что делать?» - извечные русские вопросы.
Как известно, одной из причин преступности является неясность, расплывчатость законодательных формулировок. Имеющийся Закон «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц».
Для того чтобы получение взятки, часто предваряемое вымогательством, превратилось в «привлечение дополнительных финансовых средств», в каждой школе работают Попечительские Советы.
«Попечительский совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, организации и улучшению условий труда работников, совершенствованию материально-технической базы учреждения, организации массовых внешкольных мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения» - говорится в законодательстве. Не правда ли, шикарный способ запустить цепкую лапку в карман богатенького папы?
По закону деньги в Попечительский Совет должны перечисляться через Сбербанк или иные банки, у которых есть соответствующая лицензия. В реале улыбчивая директриса принимает от главы Совета конвертики с надписями «1А», «1Б» и так далее. Куда потом идут собранные деньги? - это уже какой-то риторический вопрос.
«Попечительский Совет образовательной организации осуществляет надзор за направлением и использованием внебюджетных финансовых средств, поступивших в образовательную организацию на целевой основе» - это по закону. В реале вам скажут, что вся документация в настоящее время у завхоза, а завхоз работает до 16.00.
И вот это очень важно: «Взносы и пожертвования осуществляются на добровольной основе». А когда оные претворяются в жизнь под давлением - это уже, простите, уголовная статья «Вымогательство».
Среди родителей бытует присказка: «Лучше я дам, сколько просят, чем потом отыграются на моём сыне». Мамаши пересказывают друг другу «страшилки» про то, как в соседней школе мальчику, чьи родители отказались сдавать деньги, объявили бойкот и понаставили двоек по всем предметам.
...Эта история произошла не так давно и до сих пор волнует общественность. Подросток Рома Лебедев совершил самоубийство, не найдя иного способа избавиться от унижений со стороны классного руководителя. «Комсомольская Правда» констатирует: «В классе Ромы собирали деньги на ремонт - по 350 рублей. Сдали все, кроме Лебедева. И тогда классный руководитель 8-го «В» объявила: «Раз Рома не может заплатить, в течении месяца он будет уборщицей». В последний раз Ромка «был уборщицей» 20 сентября. После дежурства пришел домой. А спустя два часа В.А. (инициалы учительницы) позвонила бабушке своего ученика и попросила Рому вернуться в школу. Мол, полы надо перемыть, и она покажет грязные места. Вечер мальчик проплакал, а на следующий день вместо школы отправился на станцию». Мальчик положил голову на рельсы, а директора-завучи до сих пор трясут «положительными характеристиками» классной руководительницы. Ни для кого не секрет, что главный принцип в работе школьной администрации - это чтобы всё было «шито-крыто», образцово-показательно и по бумагам - гладко.
Кстати, возвращаясь к вопросу уборки помещения и пришкольного участка. В большинстве школ ученики «добровольно» участвуют в так называемых субботниках, а их родители, привыкшие к оным при Советской Власти, ничуть не удивляются. Между тем, П. 14 Статьи 50 Закона «Об Образовании» гласит: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Как известно труд, предусмотренный программой - это уроки обслуживающего труда (сейчас этот предмет называется «технология»).
Кстати, школы частенько экономят на уборщицах - нанимают всего одну (по бумагам их может быть хоть 5 штук), а потом под видом трудового воспитания принуждают ребят мыть актовые залы, чистить снег и даже - колоть лёд.
И знаете, кто во всём этом виноват? Директора, завучи, педагоги? Нет и ещё раз нет. Родители. С их молчаливого согласия совершаются преступления, они являются взяткодателями, попустителями и соучастниками. Возмущаясь и негодуя, мамы-папы не делают ничего для того, чтобы прекратить это безобразие. В нескольких школах родители сумели - таки довести дело до суда. К сожалению, пока только 13 директоров школ привлечены к уголовной ответственности за взятки и вымогательство.
Однако большинство родителей предпочитают «не связываться», промолчать, спрятать голову в песок, тем самым, поощряя и подзадоривая хапуг, сидящих в директорских креслах.
Одна маман так и сказала: «Может в Америке всё это и незаконно. А мы живём в России. Здесь без взяток вообще ничего не делается. Здесь другие понятия!» Школьная жизнь по понятиям, как на зоне, на хазе, на воровской «малине».
...Кстати, другая моя знакомая решила принципиально не платить «добровольные взносы», проявила себя как скандальная бабёнка, прикрикнула, что «дойдёт до самогó Медведева» и так далее. И что вы думаете? Её дочуркам стали завышать оценки и вообще обходить за 100 метров. А то правда, вдруг дойдёт?