Продолжаем серию статей о том, как выживают разные сферы бизнеса России в непростой экономической ситуации. Нас очень волновало, чем будут лечить зубы в ближайшее время, и останется ли ботокс и гиалуронка в нашей стране. Теперь пришло время поговорить о печатных книгах и, конечно же, бумаге, на которой они будут издаваться.
Екатерина Панченко, главный редактор издательства Inspiria:
«Inspiria начала свою работу осенью 2020 года. Все наши книги выходят с дополнительными материалами, которые можно легко получить, считав QR-код внутри книги. Каждый роман мы сопровождаем чем-то особенным – статьей по теме, чек-листами, музыкальными подборками, картами, фото-, аудио- и видеоматериалами от переводчиков, редакторов и, конечно, писателей.
В эти непростые времена мы решаем проблемы так же, как и все коллеги: ищем, договариваемся, встаем в очередь, надеемся на находчивость наших полиграфистов. И в то же время обращаем внимание нашей аудитории на другие форматы – электронные и аудиокниги. У Inspiria есть отдельный проект Inspiria Audio, где и новинки, и классику читают лучшие голоса. Мы продолжаем работу с большинством наших зарубежных авторов, хотя есть и те, кто попросил отложить публикацию своих книг на какое-то время. Такое решение всегда принимает автор лично, и мы уважаем позицию каждого из них».
Алексей Ильин, генеральный директор издательской группы «Альпина»:
«Издательская группа «Альпина» была основана в 1998 году. Мы выпускаем книги по бизнесу и экономике, гуманитарным и естественным наукам, личной эффективности, творчеству и воспитанию детей, а также художественную литературу. Сейчас ситуация очень непростая. Есть проблемы с бумагой и материалами, подорожали типографские услуги. Большая часть расходников, химии и красок поступало из Евросоюза, это были высококачественные полиграфические материалы. Сейчас активно начинаем тестировать краски и из Кореи и Индии, растворы из Китая.
Есть обоснованные опасения снижения покупательской способности. Однако на текущий момент продажи снизились в пределах 10%, и это не критично. Прямо сейчас мы не повышаем цены на книги «Альпины», но в долгосрочной перспективе подорожание книг видится неизбежным.
Думаю, фокус в работе и формировании издательского портфеля в ближайшее время мы сместим на российских авторов. Также планируем продолжить все наши маркетинговые инициативы. Например, проведение веранд «Альпины», где все гости могут купить книги по специальным ценам и послушать выступления авторов на самые разные темы.
Пока доля ушедших авторов очень незначительная. В части авторов самая существенная потеря – предприниматель и писатель Ричард Брэнсон».
Ольга Киселева, руководитель редакционных групп издательства МИФ:
«МИФ появился почти 17 лет назад, летом 2005-го. И если начинали мы работать как бизнес-издательство, то сегодня выпускаем тысячи книги в разных тематиках: от психологии, научпопа и творчества до детских книг и художественной литературы.
Книжный рынок столкнулся с беспрецедентным кризисом: это и дефицит бумаги, особенно мелованной, и импортных материалов, и существенный рост стоимости производства. Типографские материалы иностранного производства закончатся буквально «завтра». Альтернатива в виде российских материалов условно есть, но часть из них (полностью или частично) состоит из иностранного сырья. Тут важно осознавать нюанс: чем более высокое качество было у продукции издательства, тем больше проблем будет с производством сегодня. То есть книги на газетной бумаге в плане качества меньше пострадают, а вот на меловке и с отделкой – почувствуют удар на 100%, при этом себестоимость вырастет у всех. Мы точно станем меньше печатать дорогих подарочных книг, не сможем выпускать сложные в производстве детские книги».
Екатерина Кожанова, директор департамента по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ»:
«Издательская группа «Эксмо-АСТ» была образована в 2012 году в результате объединения в один холдинг двух лидирующих издательств России – «Эксмо» и АСТ. Каждое издательство сохранило независимую редакционную политику, свои уникальные творческие редакторские коллективы, портфель авторов.
Сегодня книжная отрасль столкнулась с вызовами, которые трудно было представить в период предыдущих кризисов. Дефицит бумаги, неустойчивость курса рубля, нехватка типографских мощностей, валютные договоры с западными правообладателями – на этом фоне себестоимость книги растет высокими темпами. Вопрос о поставке мелованной бумаги, красителей, декоративных элементов для подарочных книг пока открыт. Ведутся сложные переговоры с поставщиками и производителями в Азии – в основном это Китай и Южная Корея, но здесь пока много нерешенных моментов. Цены у азиатских поставщиков выше, чем были у европейских партнеров, а логистика из Азии намного дороже и дольше. Пока стоит ожидать приостановки выпуска иллюстрированных альбомов. Однако, несмотря на все сложности, книги будут выходить. Мы рекомендуем читателям продолжать следить за новинками. Впереди – книжный фестиваль «Красная площадь», к которому издательства традиционно готовят новые бестселлеры. Лучшие книжные новинки года ищите в галерее:
Ряд западных авторов, среди которых Стивен Кинг, Нил Гейман, компания Marvel и другие, сообщили о приостановке сотрудничества с российскими издателями. Главный вопрос здесь касается будущих новинок. При этом основная часть авторов продолжает с нами сотрудничество и будет радовать российских читателей новинками.
Стоимость книг начала расти еще в прошлом году на фоне начавшегося дефицита бумаги. Сегодня, когда европейские поставщики отказались от поставок, а типографии испытывают нехватку кадров и комплектующих, которые также поставляются из-за границы, себестоимость книг продолжает расти высокими темпами. На этом фоне за последние недели стоимость книг в целом по рынку выросла в среднем на 20%. Какой будет ситуация через пару месяцев, прогнозировать сложно – все зависит от макроэкономических условий, в которых окажется наш рынок».
Самые неоднозначные тренды сезона: