Отправиться из Уфы на учебу в Чехию было настоящей авантюрой. Я хорошо знала английский и немного — французский, но даже не слышала, как звучит язык той страны, в которую собиралась. Мне предстояло выучить чешский в течение учебного года, а затем — наравне с местными абитуриентами — поступать в университет. В случае успешного прохождения экзаменов я могла получить право на бесплатное обучение.
Город поразил меня своей красотой: старые улочки, выложенные брусчаткой, красные крыши, лепнина на домах, удобные трамвайчики, которые ездят по расписанию с точностью до минуты. Я никогда не была за границей, поэтому очарование старой Праги сразу запало в душу.
Учеба давалась нелегко. Трудности перевода и полное погружение в новую среду были связаны со стрессом. Часть ребят, с которыми мы дружно учились чешскому, в то время уже вернулись на родину: одни не смогли поступить и продлить визу, другие поняли, что это не их место, не их страна, не их культура. Мои фото в галерее:




В целом, чехи произвели приятное впечатление: нравилось, что они без претенциозности, любят простую удобную одежду, не стесняются обычных профессий. Поразило, как много в ресторанах и кафе работает мужчин в возрасте. У нас в стране я такого не встречала: в России считается, что зрелый мужчина должен заниматься чем-то более серьезным. А такая комбинация как носки с сандалиями — модный феномен. У жителей страны нет предрассудков, связанных с внешним видом. Бренды не играют никакой роли, а на первом месте стоит комфорт.
Во время первого года учебы в чешском вузе я поняла, что хочу сменить специальность: уйти с налогообложения на рекламу и PR. Но такая специализация была только в коммерческом университете, а на оплату учебы денег не было. Я отправилась на поиски работы. Прага — это город для туристов, где на каждом шагу отели и хостелы. Поэтому я пошла на полезную прогулку: в каждой гостинице, которая попадалась на пути, спрашивала, не нужны ли им работники на ресепшен. Через пару часов зашла в небольшой отель под названием Italian Residence и случайно встретила его владельцев, двух итальянцев. Полчаса общения — и меня приняли.
Теперь у меня была возможность перевестись в другой университет, что я и сделала. Работать в отеле было в удовольствие: постоянный поток туристов, много интересных людей, с которыми довелось познакомиться. Здесь всегда стоял запах только что сваренного кофе и свежеиспеченных круассанов.
На пятом году жизни в Праге я решила сменить статус своей визы со студенческой на бизнес, что позволило бы ускорить получение ВНЖ. Знакомые помогли открыть юридическое лицо. Я подала документы в полицию и спокойно уехала на летние каникулы в Россию. Вернувшись в Прагу за несколько дней до окончания текущей визы, отправилась в органы, чтобы продлить право пребывания в стране. Однако полгода назад мой университет направил в полицию уведомление о моем отчислении, поскольку платеж по обучению был просрочен. По решению администрации я оплатила штраф, и меня зачислили повторно. Правда, полицию об этом никто не оповестил. Но на этом сюрпризы не закончились. Истек срок аренды посольством РФ дома, где я снимала комнату. Подтверждение места проживания, выданное для получения визы, превратилось в поддельную бумагу.
В течение трех дней мне надлежало покинуть страну. Но я решила остаться и попытаться что-то сделать. Наняла адвоката, она подала апелляцию, но из-за трансформаций, которые в то время происходили в чешской полиции, дело остановилось. Мы вместе думали, как безопасно отправить меня домой. Просто купить билет было нельзя: пограничники меня бы не выпустили.
Мы решили играть ва-банк: вместе с адвокатом поехали напрямую в полицейский участок, чтобы получить выездную визу. Никогда не забуду этот день. Серый, промозглый и тревожный. Мы приехали под вечер, обозначили дежурному нашу ситуацию. Вышел мужчина и попросил мой паспорт. Еще через 20 минут дверь его кабинета открылась, и он обратился к нам со словами: «Нужно ехать в другое отделение. Девушка поедет в нашей машине, а вы (обращаясь к адвокату) можете проследовать за нами».
Это был очень плохой знак. Отделение, куда меня собирались везти, было своеобразным СИЗО с камерами предварительного заключения, откуда уже в тюрьмы распределялись нарушители. Когда мужчина исчез из виду, адвокат сунула мне в руку ключи со словами: «Беги в машину, закройся и жди меня там».
С замиранием сердца я бросилась в машину и провела там самые долгие в моей жизни 40 минут. В ушах раздавалось эхо пульса, перед глазами все плыло: в этот момент решалась моя жизнь. Адвокату удалось договориться: нас ждали в другом отделении на следующий день с билетом в Россию в один конец.
Я покидала Прагу с тяжким грузом воспоминаний. Город ассоциировался с предательствами, одиночеством и тоской. Так много неприятных сердцу историй и сломленных жизней довелось лицезреть. Спустя 4,5 года в чужой стране я поняла: быть дома, в кругу родных и близких дает больше уверенности, поддержки и опоры по жизни, чем призрачный шанс жить в ЕС.