Игнор отовсюду: особенности речи, из-за которых вас не воспринимают всерьез

Ситуация, когда вы пытаетесь донести свою мысль до коллег, начальства, родных и близких, а они пропускают все мимо ушей, отвлекаются и едва вас слушают, довольно неприятна.

Происходит это в большинстве случаев совсем не потому, что вы говорите что-то неинтересное, а из-за того что вы не умеете говорить так, чтобы вас хотелось слушать. Тренер по голосу Седа Каспарова рассказывает, из-за каких особенностей речи окружающие игнорируют ваши слова.

эксперт

Седа Каспарова

Тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям Спикер TEDx Корпоративный тренер Седа Каспаров

Ваша речь – такая же ваша характерная черта, как и ваша одежда, обувь, аксессуары, поза, жесты. Если вы говорите невыразительно, мямлите, заикаетесь, с трудом подбираете слова, то редко какой собеседник захочет разбираться, что именно вы имеете в виду. Однако есть и менее очевидные «ляпы», из-за которых, слушатели могут покивать из вежливости головой, но при этом не уловить суть ваших слов.

1. Интонация

Важно не только то, что мы говорим, но и то, как именно мы это делаем.

Именно от того, как мы преподнесем наш текст, зависит, как его воспримут окружающие. Паузы, акценты и, конечно, интонация: если бы все это не имело значения, то публичные выступления не имели бы смысла.

Интонация может серьезно повлиять на то, как воспримут ваше выступление, просьбу, предложение. Однако далеко не все знают, какой она бывает и какую роль играет.

Content image for: 526278 | Кадр из фильма «Блондинка в законе»

Интонация может быть восходящей, когда голос как бы поднимается вверх, становится более тонким и высоким. Этот вариант ассоциируется с неуверенностью, «детскостью», несерьезностью.

Нисходящая интонация, при которой тон в конце фразы понижается, наоборот, придает спикеру серьезности, а его словам – весомости. При нисходящей интонации голос звучит более глубоко и низко, такого человека приятно слушать и к нему готовы прислушиваться.

Большинство из нас не задумывается о том, с какой интонацией он говорит, а на это определенно стоит обратить внимание. Попробуйте сказать одну и ту же фразу с разными интонациями, послушайте, как звучит ваш голос с каждой из них, выбирайте нисходящую, когда вам важно донести информацию, причем совершенно неважно, будет это публичное выступление или просто разговор с домашними.

2. Темп речи

Часто наша речь звучит не так красиво и складно, как мы это представляем в своей голове. Зачастую все портит волнение, из-за которого донести что-то важное может быть проблематично.

Одна из распространенных проблем – слишком высокий темп речи. Если человек тараторит, то понять, что он хочет сказать, может быть сложно, особенно, если слушатели слабо разбираются в теме выступления. Кроме того, при быстрой речи голос автоматически становится выше, а значит, менее убедительным и авторитетным, что тоже не добавляет очков спикеру. И, наконец, чем быстрее говорит человек, тем чаще он ошибается и запинается. В общем, речь становится сбивчивой, неаккуратной, разбираться в ее сути просто не хочется.

Говорите в комфортном темпе, не тараторьте, не забывайте о паузах. Так слушатели отнесутся к вам более внимательно.

3. Слова-паразиты

«Отловить» слова-паразиты в чужой речи куда проще, чем в своей. Уверена, что вы не раз замечали, что кто-то буквально через слово повторяет «ну», «типа», «в общем». Слушать такую речь утомительно, а смысл ее ускользает.

Постарайтесь заметить, какие слова-паразиты вы используете: для этого попробуйте услышать это сами, записав себя на диктофон, или попросите обратить на них ваше внимание ваших близких. Затем найдите каждому слову синоним, которым вы будете заменять «паразита». Это может быть непросто, контролировать речь с непривычки довольно сложно, но все приходит с практикой.

Активируйте свой пассивный словарный запас, начните пользоваться словами, которые «записаны на подкорочке», но не слышны в вашем разговоре, а значит, фактически отсутствуют в вашем лексиконе. Для этого регулярно проделывайте такое упражнение: в течение минуты описывайте какой-то предмет рядом с вами, используя синонимы и избегая повторов. Уверяю, что скоро речь станет богаче и разнообразнее, а слов-паразитов будет в ней меньше.

Кадр из сериала «Хитрости»
Источник: Кадр из фильма

4. Мычание

Все эти «эээ» и «ммм» тоже портят нашу речь. Вместо того чтобы вникать в то, что вы говорите, слушатели акцентируют свое внимание на мычании, забывая о смысле ваших слов, просьб и предложений.

Отмечу, что мы чаще всего начинаем мычать, когда теряем мысль, что-то забываем, подбираем нужное слово. Большинству кажется, что пауз лучше избегать, а потому они решают заполнить молчание хоть чем-то. Но «эээ» вовсе не спасательный круг, а, наоборот, то, что может потопить спикера.

Не бойтесь пауз, ничего ужасного в них нет, лучше прерваться на несколько мгновений и найти точное слово, чем заставлять собеседников страдать от мычания. Если вам кажется, что пауза длится слишком долго, скажите честно, что вам нужна пара секунд. Это расположит к вам слушателей куда больше, чем невразумительные звуки.

Работа над голосом требует времени и дополнительных усилий, но результат может быть довольно впечатляющим. Изменение голоса и манеры речи, правильная расстановка акцентов и пауз способны изменить ваш образ в глазах окружающих. Это добавит вам уверенности в себе, поможет проще доносить нужную информацию и убеждать слушателей.