Почему мы так любим читать детективы и как поменялся этот жанр за последние 30 лет

Детектив – и это касается и литературы, и фильмов, и сериалов, – безусловно, один из самых любимых жанров в мире. Почему мы так жаждем узнать имя преступника и разгадать тайну выдуманного сценария? Ответить на этот вопрос постарались эксперты из книжной индустрии.

Владимир Хорос, руководитель группы зарубежной остросюжетной литературы, редакция №1, издательство «Эксмо»: «Люди всегда любили загадки, а особенно – то, как они распутываются кем-то ярким и умным. Кроме того, рассказы о преступлениях и изгибах человеческого сознания горячат кровь. Подобные темы очень близки им – гораздо ближе, чем многие могут себе представить. Новые и захватывающие детективы в галерее:

2.jpg
5.jpg
6.jpg
9.jpg
9фотографий

В детективах последних 20-30 лет значительно возросла роль женских персонажей и вообще удельный вес детективов и триллеров, ориентированных на женщин, – это, безусловно, соответствует духу времени. Во многом в связи с этим резко снизилась доля «крутых» детективов-боевиков и также резко увеличилась доля психологический триллеров, подчас вообще бескровных. В данном случае речь идет не о хитро закрученном сюжете (хотя и этого тоже никто не отменял), а о тонкостях человеческой психологии и сознания, особенно сознания преступника. А еще – и это характерно сейчас именно для российского книжного рынка – значительно вырос интерес к восточной остросюжетной литературе (Япония, Корея, Китай).

Кстати, я не считаю, что книга всегда лучше фильма и сериала. Главное в этом вопросе – мастерство авторов. Есть по-настоящему блестящие детективные сериалы, как, например, «Настоящий детектив» (а книги, связанной, с ним, кстати, нет). Но также есть множество отличных книг, которые неудачно экранизировали, сделав повествование плоским, а героев – ходульными, да еще и изрядно переделав сюжет».

Арина Ерешко, редактор направления «Художественная литература» в издательстве МИФ: «Хороший детектив это, с одной стороны, отличный способ отвлечься и пережить очень разные эмоции (от страха и напряжения до удивления и радости, когда загадка наконец раскрывается), с другой классная зарядка для ума. Можно разгадывать интригу вместе с героями, строить предположения и пытаться самостоятельно вычислить преступника, а можно просто следовать за ними и оставаться наблюдателем. Еще детектив это прекрасное поле для ненадежного рассказчика: в этом случае читатель действительно может почувствовать себя участником расследования, ведь о происходящем он может знать не больше героев книги, и ему точно так же придется собирать подсказки по всему тексту и каждый раз думать, может ли он доверять этим подсказкам.

Детективы последние 30 лет активно заимствуют приемы из кино, например, монтажная склейка. Сейчас также в центре сюжета часто оказывается маленький человек со своим маленьким секретом, из-за которого потом может произойти не одно убийство. И конечно, сейчас значительно больше внимания посвящено маньякам разных видов и антигероям, которые первоначально не собирались спасать мир и находить убийцу, но так получилось.

Что касается вечного вопроса о споре литературы и кино, у каждого формата свои инструменты. У киноделов больше возможностей сделать повествование динамичным, захватывающим, напряженным за счет визуальных и звуковых приемов, монтажа. Книга же, на мой взгляд, предлагает множество шансов размышлять вместе с персонажами, быть актором, а не просто наблюдателем (если, конечно, это не интерактивная серия «Черного зеркала»)».

Виктория Сытина, специалист по PR и маркетинговым коммуникациям издательской Группы «Азбука-Аттикус»: «Чтение детективной литературы, классической и современной, – это увлекательное хобби, как и просмотр кино в этом жанре. Этот жанр любят за динамичные сюжеты, обаятельных сыщиков и преступников, интересные головоломки и убедительную интригующую атмосферу.

Сегодня появляется много достойных и оригинальных остросюжетных книг, которые превращают чтение в еще более интересный и полезный опыт. Это эксперименты с литературными приемами внутри книги (детективы-паззлы, романы в романе), использование неодушевленных образов в качестве героев произведений (жилища героев и даже целые города, в которых разворачивается сюжет), доступ к личной корреспонденции персонажей (можно прочесть их электронную почту или переписки в мессенджерах), личный опыт писателя из других профессий (среди авторов детективов есть настоящие юристы, криминалисты, психологи)».

Фото: legion-media.ru