Как не стать жертвой: 8 правил поведения в конфликтной ситуации

Вы оказались невольной участницей конфликта? Не спешите занимать позицию жертвы, берите ситуацию под контроль. Рассказываем о правилах поведения в момент конфронтации.

Вы оказались невольной участницей конфликта? Не спешите занимать позицию жертвы, берите ситуацию под контроль. Рассказываем о правилах поведения в момент конфронтации.

Не сбегайте

Уйти от конфликта в прямом смысле этого слова будет уместно лишь в случаях, когда исход непредсказуем — тогда нужно сделать все, чтобы оказаться в безопасности. Но если речь о ссоре с близким (и адекватным) человеком, бегство будет воспринято как доказательство вашей неправоты. Что так или иначе автоматически сделает вас жертвой конфликта. Помните, что попытка уйти от разногласий физически лишь откладывает их, не решая проблемы.

Дайте оппоненту выговориться

Главная ошибка в позиции защиты — парировать буквально каждый довод. На начальном этапе конфликта важно больше слушать, чем говорить. Во-первых, возражения лишь подливают масла в огонь, во-вторых, собеседник пока не готов их услышать, в-третьих, агрессору важно позволить выпустить эмоции, чтобы перейти к спокойному разговору.

кадр
Источник: Кадр из фильма

Говорите тише

Известный прием в разговорах с конфликтными людьми — это не только не повышать голос, но и стараться говорить чуть тише, чем обычно. Так, чтобы приходилось прислушиваться. Это автоматически снижает градус дискуссии и направляет ее в более спокойное русло.

Выясняйте суть претензий

Ключевой этап в решении конфликта — услышать суть претензий. Какими бы нелогичными и несправедливыми они ни были, у агрессора сложилось именно такое восприятие ситуации. И как бы это странно ни звучало, его виденье нужно уважать — все относительно. Проявите искренний интерес и спокойно задавайте уточняющие вопросы, чтобы разобраться в проблеме. Велика вероятность, что на этом конфликт и закончится.

Выслушивайте предложения

Если вы, как ни крути, не в состоянии войти в положение зачинщика разборок и абсолютно не понимаете его мотивацию, пусть он сам расскажет о возможных способах решения конфликта. Часто скандал лишь прелюдия к заведомо известной скандалисту просьбе, требованию или решению.

Не бейте по больному

В ходе конфликта не рекомендуем бить по больному: у всех есть свои слабые места и чувствительные темы. На эмоциях ответ вам может быть далеко не зеркальным. Не задевайте чувства других — и никто не заденет ваших.

Не переходите на личности

Запрещенный прием в любом конфликте — переход на личности. Когда обсуждению подвергается не суть раздора, а личные качества оппонентов. Очевидно, что более неконструктивный подход к решению проблемы придумать сложно. К победе в споре личные оскорбления не приведут, а самому создавать себе врага как минимум глупо.

Позвольте собеседнику сохранить лицо

Когда все уже поняли, что к чему, и оппонент остыл, не стоит требовать от него сию минуту декларировать свою неправоту, тем более публично. Позвольте собеседнику сохранить остатки собственного достоинства. Не все умеют признавать ошибки и извиняться. Но даже преуспевающим в этом личностям сперва нужно перевести дух и прийти в себя.

Подтверждайте договоренности

Когда конфликт будет исчерпан, убедитесь, что искра недопонимания не превратится в пожар при первом удобном случае. Озвучьте условия компромисса и получите подтверждение зачинщика ссоры. Не зря дети практикуют заключение перемирия с помощью мизинцев и считалки. В конфликте будет полезно поставить не только логическую, но и психологическую точку.