Любая манипуляция имеет силу только тогда, когда вы сами наделяете ее властью. Делимся пятью эффективными техниками против манипуляций, которые мы нашли в книге «Ныть или жить» Альберта Сафина от издательства «Бомбора». Эти приемы можно и сочетать друг с другом.
Амортизация
Первое, что нужно сделать, когда подозреваете манипуляцию, — амортизировать, то есть смягчить ее. Не нужно соглашаться со словами собеседника, если они вызывают у вас протест. Но стоит признать, что он имеет право на свое мнение. Тем самым вы погасите его агрессию и настроите на диалог.

Пример:
— Ну ты что, у тебя совсем нет чувства юмора!
— Я тебя услышал(а), на твоем месте я бы тоже так бы подумал(а).
Комплимент
Есть полезная для общения формула: «Это, конечно, неплохая попытка, но можно и по-другому». Это тоже своего рода амортизация, которая помогает собеседнику расслабиться и приглашает к конструктивному диалогу. Важно говорить дружелюбно, ведь это способно обезоружить даже самого агрессивного собеседника.
Пример:
— Этим ты все испортил(а)!
— Твои слова — неплохая попытка решить ситуацию, но, если честно, это не лучший способ спасти наши отношения. Предлагаю подумать вместе, что можно сделать.
Пройдите наш опрос:
Шаг назад
Под шагом назад, который на самом деле представляет собой два шага вперед, имеется в виду признание своей вины. Только сильный человек может взять ответственность за свои слова и поступки, поэтому это сразу приведет манипулятора в чувство. Главное — извиниться не тихим голосом, потупив глаза, а с уверенным видом, открытой позой и даже легкой улыбкой.
Пример:
— Слушай, ты сам(а)-то понимаешь, что говоришь?
— Похоже, я и правда виноват(а) — не смог(ла) точно донести свою мысль. Давай попробуем снова.
Манифестация своих ценностей
Иногда люди хотят, чтобы вы сделали что-то против вашей воли. Чаще всего это можно описать словами «тебе жалко, что ли?»: дать денег в долг, помыть посуду, одолжить туфли на вечеринку... В этом случае полезно развить привычку напоминать другим — а главное, себе! — что для вас важно и какие у вас ценности. По-настоящему близкие люди поймут и примут это.
Пример:
— Одолжишь мне фотоаппарат на время путешествия?
— Прости, не смогу. Не потому что мне жалко, а потому что мне это не созвучно (это не в моих правилах; я никогда и никому его не даю; мне важно, чтобы он всегда был при мне…).
Открытый вопрос
Когда человек манипулирует вами, он надеется, что вы отреагируете с позиции жертвы — растеряетесь, станете оправдываться или даже заплачете. Неожиданным ходом будет спокойная готовность к обсуждению — спросите самого манипулятора, какими он видит ваши дальнейшие действия? Кто задает вопросы, тот управляет ходом диалога.
Пример:
— Видимо, ты никогда не повзрослеешь!
— Окей. И что, на твой взгляд, я должен(на) сейчас чувствовать и делать?
Базовое правило разговора с манипулятором: отвечайте только тогда, когда спокойны. Внутри ссоры или под градом несправедливых обвинений ваша главная задача — не реагировать так же, потому что это путь в никуда. Для начала сделайте несколько глубоких вдохов, почувствуйте опору под ногами и досчитайте до пяти, смотря в одну точку. Только после этого переведите взгляд на собеседника и говорите. Это и есть самоконтроль, который спасает даже ситуации, которые кажутся безвыходными.

Материал подготовлен по материалам книги «Ныть или жить» Альберта Сафина от издательства «Бомбора».
Как японки ухаживают за волосами: 5 простых лайфхаков