Однако при составлении портрета хорошего наставника для детей и подростков существует ряд качеств, которые большинство из нас все-таки называют ключевыми.
Психолог Ольга Романив — о том, что выделяет хорошего учителя.
Ольга Романив
Семейный психолог
Доброжелательность
Хороший учитель всегда доброжелателен к детям. Он умеет мотивировать учеников и работать над их ошибками без негативных эмоций.
Доброжелательный педагог никогда не делит детей на отличников и двоечников, не ведет черного списка, куда лучше не попадать. Он искренне старается найти подход к каждому ребенку и донести до него школьный предмет настолько, насколько возможно.
Если учитель понимает, что из кого-то точно не вырастет второго Пифагора или Эйнштейна, он никогда не поставит на ребенке крест и не скажет: «Будешь дворником».
Надежность
Хороший учитель обязательно должен быть надежным человеком, к которому дети могут подойти со своими проблемами и рассказать что-то важное. Такой педагог не будет отмахиваться от ученика, ссылаясь на нехватку времени или советуя обратиться к родителям.
Надежный педагог всегда выслушает и постарается высказать мнение, не давя авторитетом. При необходимости (например, когда в классе идет травля какого-либо ребенка) он постарается разобраться в проблеме и уладить ее, но никогда не будет закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит.
Справедливость
Справедливый педагог судит о каждом ребенке беспристрастно, не опираясь на личные представления о двоечниках и отличниках. Он не занижает оценок из-за субъективного мнения и учит детей делать правильные выводы.
Справедливого педагога нельзя подкупить подарками и прочими атрибутами, благодаря которым родители пытаются выделить своего ребенка из общей «серой массы» и получить привилегии.
В классе такого учителя все ученики — хорошие люди, и пусть у кого-то хромает учеба, дисциплина или все сразу, он не опустится до того, чтобы злоупотреблять профессиональным положением и наказывать или унижать нарушителей порядка.
Любопытство
Хороший учитель всегда немного ученик. Он любит познавать что-то новое, продвигаться вперед к знаниям. Хороший учитель идет в ногу со временем и старается совершенствоваться не только в профессиональном, но и в личностном плане.
Хороший педагог не ограничивается стандартными схемами и привычными моделями преподавания, он всегда экспериментирует и пытается мотивировать ребят новыми способами. Такой учитель обязательно изучает детскую психологию, чтобы достичь успеха в нелегком труде наставничества.
Оптимизм
Опасность выгорания в педагогике очень высока, и вряд ли кому-то со временем удается избежать стадии, когда опускаются руки, а ученики начинают либо элементарно раздражать, либо просто сливаются в общую массу. Даже очень хороший учитель время от времени может испытывать разочарование, скуку, апатию, но он никогда не дойдет до критической точки.
Такой педагог всегда имеет «козырь в рукаве», который позволяет восстановить душевный настрой: реальная любовь к своему предмету, горящие интересом глаза учеников.