Борис Дмитриевич Григорьев был несправедливо забыт соотечественниками, а его работы разных периодов совершенно не похожи друг на друга.
Он постоянно менялся: Григорьев начинал как иллюстратор сказок, а после, открыв для себя Париж, он многое берет от мастеров французской живописи. После возвращения в Россию художник изучает своих современников и пишет их портреты. И, наконец, в 1917 году он обращается к теме России и создает одноименный цикл картин.
Чтобы понять его, нужно помнить о его ироничном взгляде на мир и о той эпохе и атмосфере.
Григорьев учился в Строгановском художественно-промышленном училище, где готовили художников-рисовальщиков, что не очень нравилось художнику. После этого он поступил в академию художеств и пишет картины маслом, занимается пейзажами. Это, безусловно, повлияло на стиль живописца.
Будучи иллюстратором сказок, Григорьев предстает как очень внимательный и ироничный мастер, понимающий юмор и нелепицы в народных мудростях. В этот период он работает тушью и пером, а его графика – в духе модерна.
Важно отметить, что провинциальную Россию Григорьев знал не понаслышке: он родился в Москве, но прожил достаточно долго в доме своего отца в Рыбинске – столице бурлаков. Его работы следующего периода показывают быт и развлечения провинциальных жителей. При этом тогда он пишет гуашью или темперой, а также работает на картоне.
В 1913 году художник едет в Париж: Григорьев был почти готов создать свою выпускную работу на тему фольклора и сказок. Но его посещение французской столицы изменило все: на основании рисунков и этюдов он создает композиции – декоративные гротески. Он пишет улицы Парижа, зоологический сад, кафе, а также причудливых обитателей города.
Вернувшись осенью в Санкт-Петербург, художник представляет Академии свои работы, однако их не принимают. А Григорьева и вовсе обвиняют в своеволии. Просьбы отложить защиту не были услышаны, и художника отчислили. При этом критики заметили талант живописца и были возмущены изгнанием Григорьева из академии.
После этого художник начинает свободное плавание. Тогда же Александр Бенуа приглашает его в Париж. Там уже формируется постоянная тема работ Григорьева – современная жизнь человека и тема «интимности». Тогда же его рисунки начинают пользоваться огромным спросом: они попадают в «Сатирикон» и затем «Новый Сатирикон».
Постепенно Григорьев формируется как сложный художник, в творчестве которого сходятся противоположные тенденции: с одной стороны, интимность, а с другой – «русский период».
С 22 сентября 2023 по 28 января 2024 в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге проходит масштабная ретроспективная выставка работ художника Бориса Дмитриевича Григорьева (1886-1939) «Первый мастер на свете». Организатор выставки — Культурно-исторический фонд «Связь времен». Первая часть экскурсии опубликована в сообществе Музея Фаберже в VK.