Какой киногерой сегодня нужен обществу (и при чем тут «Слово пацана»)

Кинопродюсер и исполнительный директор Иван Савельев поделился с Леди Mail.ru, как выбирают героя для фильмов и сериалов и почему проект «Слово пацана» стал таким популярным. Читайте его колонку.

Какой сегодня нужен киногерой обществу? На самом деле правильных ответов на этот вопрос будет множество, и современного героя чаще всего выбирает зритель, а не продюсер.

Иван Савельев, кинопродюсер

Иван Савельев

Кинопродюсер и исполнительный директор

За съемки фильма всегда кто-то платит

Современный кинематограф — это целая индустрия, в которой тесно переплетены огромные деньги и творческие находки. Суммы, которые тратятся на создание отдельных блокбастеров, сопоставимы с бюджетами небольших государств.

По одной этой причине крайне редки случаи, когда контроль над съемками доверен самому творцу, согласно его задумке и видению. Нет, такие энтузиасты тоже регулярно появляются со своими «другими точками зрения», но так же быстро и пропадают. И на это есть уважительная причина — после очередного провала в прокате у них попросту заканчиваются средства на продолжение съемок. Поэтому здесь следует запомнить первую аксиому кинобизнеса: «За съемки киноленты всегда кто-то платит!»

Кадр из сериала

Деньги может дать крупная студия, государство или конкретное лицо. Продюсером может выступить и исполнитель главной роли. Но факт останется прежним: за съемки кто-то платит.

Тысячи рабочих, тонны декораций и километры дорог, которые проедут актеры, — все это будет занесено в бухгалтерские таблицы, систематизировано и самым пристрастным образом изучено еще до принятия решения о том, быть ли фильму снятым. А дальше начнутся торги между тем кто платит, и творцом, который задумал идею и сценарий. Правда, торгуется обычно не сам продюсер, а специально существующие для этого люди — аналитики и статистики.

Фильм снимается для конкретного зрителя

Важно учесть, что у аналитиков есть данные о том, что может быть интересно зрителю, какого главного героя сейчас нужно создать. И здесь учитывают все — пол, возраст, уровень достатка, страну проживания, религиозное мировоззрение, знак гороскопа.

Потом, когда отснята часть материала, пару эпизодов продемонстрируют специально отобранным фокус-группам (людям, которые совпадают с целевой аудиторией проекта). На этом этапе важно узнать их отзывы о получившемся контенте.

Получается, что героя все же выбирает зритель, а не создатель кино и продюсер.

Люди дела — главные герои в кино

Самые любимые и востребованные киногерои в России — «люди дела», то есть специалисты в своей области — ученые, космонавты, спортсмены, военные, врачи. И тип героя, набивший оскомину российскому зрителю, — образ правоохранителя: стоит вспомнить наши популярные сериалы — «Менты», «Разбитые фонари», «Глухарь».

В связи со сложившийся мировой обстановкой в ближайшее время на экранах страны появятся новые герои, отражающие русскую или скорее — российскую — самоидентичность. Это может быть лихой казак или гусар, если картина будет про времена царской России. Или капитан атомного ледокола или полярник, если на экране будет решено воплотить современность.

Где справедливость и «Слово пацана»

Одна из нашумевших картин последних месяцев — сериал «Слово пацана», который активно обсуждается самыми разными людьми. Кому-то проект очень нравится, кто-то морщится, кто-то настроен крайне негативно. Многие просто равнодушно пожимают плечами, даже не желая разбираться в перипетиях сюжета про молодежную банду из 80-х. И тут я уверен, что первоначально создатели сериала не рассчитывали на что-то подобное.

Весь сюжет сериала — это очередная попытка вызвать в зрителе ностальгию, как это отлично уже провернул со многими зрителями фильм «Барби».

Но если в проекте про куклу аудитория была женской, то сериал «Слово пацана» первоначально предназначался для мужчин за 50, которые так или иначе могли застать подобные события.

В сюжете прекрасно виден первоначальный сильный посыл и замысел, который вложили авторы. Чего только стоят титры с краткими справками по каждому из героев картины! «Убит у подъезда», «умер в колонии» «пропал без вести», «застрелен в автомобиле» — это уже максимально четкий посыл о том, к чему привела эта дорога лихих парней.

Однако есть в картине и еще одна яркая черта: часто действующие вопреки закону молодые люди, которые пытаются следовать хоть какой-то, пусть и искаженной, но — справедливости. И на мой взгляд, именно вот этим сюжет так цепляет современную молодежь. Молодые зрители с невероятным восторгом пересматривает эпизоды, примеряя на себя личности тех или иных персонажей.