Рафаэль Санти - художник

Надпись на могиле Рафаэля в Римском Пантеоне: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть». Трудно даже себе представить, что эти слова - об одном из смертных. Каким же должен быть человек, чтобы его величие сравнили с величием природы?..

Надпись на могиле Рафаэля в Римском Пантеоне: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть».

Трудно даже себе представить, что эти слова - об одном из смертных. Каким же должен быть человек, чтобы его величие сравнили с величием природы?..

Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. «То была эпоха, которая нуждалась в титанах, - скажет мыслитель, - и которая породила титанов, ошеломивших мир свершениями человеческого духа». Один из них - Рафаэль, подаривший людям в образе Мадонны бессмертную надежду.

Ему было девять лет, когда Колумб открыл Новый Свет. И только через десять лет после его смерти в далекой России родится царь Иван Грозный. Он жил в одном веке и в одной стране с гениями гениев - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, не прожил и половины их лет, а в искусстве и того меньше. Но в сердцах людей он останется Первым среди Трех.

О Рафаэле Санти (06.04.1483 - 06.04.1520 ) почти ничего не известно. Кроме того, что во Флоренцию пришел из родного Урбино, где, оставшись с одиннадцати лет сиротой, учился в мастерской у известного художника Пьетро Перуджино.

В гороскопе Рафаэля мы видим соединение Солнце – Венера.

Оно дает силу чувств, любовь к жизни, радость, оптимизм, любовь к веселью и развлечениям, хотя и нарциссизм. Человеку свойственны красота и изящество в самовыражении, способности в искусстве. Благодаря любвеобилию и романтической жилке такие люди могут давать счастье другим людям. Но кроме этого, в его натальной карте есть тригон Солнце-Уран, благодаря которому появляется личное обаяние, духовная проницательность, талант руководить, творческие силы. Ему были открыты высокие духовные источники. При этом периодически возникали интуитивные озарения. Поддерживала его и сильная воля, готовность экспериментировать в новых областях знания. Он был, безусловно, новатором, реформатором и гуманистом. Благодаря такому расположению Урана и Солнца, люди смотрят на все живое, как на единое целое. Еще одна особенность его карты – это тригон Солнце-Нептун. Это давало ему интуитивные способности эмоциональной природы – то есть сочувствие. Интуиция проявлялась в искусстве. Он любил все живое. Иногда вероятно мог укреплять и излечивать людей. Но этот аспект давал ему и практические навыки в сделках, способность отдаться тонким течениям жизни, но и знать, где и когда надо быть, чтобы сделать нужные дела.

Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. Через полчаса он входит в мастерскую хмурого человека, заваленную глыбами мрамора, называет себя, просит показать картон, «о котором все говорят». Рафаэль - ученик уважаемого Перуджино, к тому же явно нравится Микеланджело: учтив и деликатен, невысок и хрупок, миловиден, как девушка, с длинными густыми волосами до плеч, прекрасными глазами. (Восходящая Луна на Асценденте дает женственность в облике и поведении. Полное, круглое, живое лицо. Впечатлительность, их все трогает и все касается). И, разрешив ему копировать картон «Битва при Кашине», мастер спустя несколько часов отмечает, что рука Рафаэля решительна, вынослива и искусна.

Сам же молодой провинциал столь же восхищен мастерством Микеланджело, который старше его на восемь лет, сколь и растерян: оказывается, то, что он умеет, - здесь, во Флоренции, уже давно пройдено и пережито. Надо учиться заново! А ведь он уже знает себе цену. Когда не копирует Перуджино, пишет самостоятельно, его работы куда нежнее и лиричнее вещей наставника. Он обогнал учителя. Но природный гений подсказывает, у кого и чему теперь надо учиться, чтобы не потерять в ученичестве самого себя.

В те дни Рафаэлю исполнился 21 год. Шел 1504-й...

Для того чтобы через четыре года въехать в Рим, а еще через год стать его живой легендой, надо было превзойти самого себя. И Рафаэлю это удалось. Ибо уже через два года он пишет свой «Автопортрет», равного которому не знает мировая живопись. Глядя на это чистое, нежное и светлое лицо - лик Ангела, понимаешь Папу Юлия, любившего Рафаэля, как родного сына. Иные возразят: мол, это художник всего-навсего любовался собой. А вот современники Рафаэля думали иначе, не сомневаясь, что «его рукой водил сам Господь». И в самом деле: лицо это поражает не красотой, а одухотворенностью. Той, которая выдает главную тайну Рафаэля: он человек гармонии. Да и любой астролог подтвердит - Нептун в 1-ом доме гороскопа – конечно дает божественную, тонкую и мистичную внешность.

Можно опускать богов на землю - так поступали древние греки. Можно поднимать людей до идеальной мечты - так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал Мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны. Были ли они Богородицами? Одну из этих картин он назвал «Мадонна Божественной любви». Но взгляните на других: «Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Мадонна на лугу»... Сияющая, преображенная щедрым искусством Италия, незабываемый цвет ее - молодая прекрасная мать.

Были ли они вполне земными - эти цветущие женщины? Прямой ответ на этот вопрос не имеет смысла. Несомненно одно: это великие женщины, в образе которых слилось все лучшее - от земли и неба. Да, они земные - с рдеющим на щеках румянцем, с нежной кожей, высокой девичьей грудью. Да, они небесные, ибо взгляд их кроток и тепл, а во всем облике разлито глубокое целомудрие. Что же до «Сикстинской Мадонны», то в окружении изумленных ее божественной красотой ангелов и святых, она как бы спускается к нам с неба, становясь все ближе и ближе...

Он напишет ее в 1514 году, в самый пик своей славы. Но мало кто знает, что прототип «Сикстинской» был найден Рафаэлем гораздо раньше. Среди картин, с которыми художник явился в Рим, была и «Донна Велата», написанная с некой Маргариты из Сиены. Необычайная таинственность, присущая Рафаэлю, так и не позволила узнать, почему именно к ней вновь обратился Мастер, готовясь к созданию главной своей Мадонны. (Нептун в 1-ом доме дает талант в музыке и искусстве, ореол таинственности).

В те дни, когда Микеланджело, прогнав дюжину заурядных помощников, взялся один (!) расписывать Сикстинскую капеллу, в Риме появился молодой Рафаэль. Но если во время первой их встречи во Флоренции он чувствовал себя учеником, то теперь и сам стал несравненным мастером. Помня, однако, прежние уроки, заходил в Сикстинскую капеллу понаблюдать за работой маэстро. Микеланджело крутился на лестницах под высоченным потолком, выписывая на плафонах суровые библейские сюжеты. То был немыслимый труд. Один только «Потоп» потребовал 32 дня почти беспрерывной работы. Другого художника такое зрелище, вероятно, испугало бы раз и навсегда, но на Рафаэля действовало иначе. Он шел в свою мастерскую и, забыв обо всем, работал весь день и всю ночь напролет.

От изящества и обаяния его картин Папа Юлий пришел в неописуемый восторг и вскоре поручил Рафаэлю украсить фресками Станци - комнаты в новых своих апартаментах в Ватикане. Одна из этих фресок – «Афинская школа», ставшая наряду с сикстинскими росписями Микеланджело вершиной монументальной живописи всех времен и народов.

Особенность Нептуна в 1-ом доме и в Знаке Стрельца - это то, что жизненный опыт человека всегда остается как бы примитивным (или наивным). Человек максимально соответствует (в плане личностных качеств) своему поколению, которое представляет массовую культуру, придающую особое значение всякого рода объединениям и достижению компромиссов. Сможет достичь полного осуществления своих желаний, если сумеет сделать так, чтобы плодами его личных достижений могли пользоваться и другие люди.

Думая о Рафаэле, задаешься вопросом: что же все-таки выделяло его из созвездия художников - титанов Возрождения? Безупречность рисунка? Но разве только он обладал ею? Чувство цвета? И здесь он вовсе не был единственным королем. Но есть, есть в любом искусстве одно, общее для всех и, наверное, самое важное. Писатель мыслит всей протяженностью романа, всеми сцеплениями его героев - то же и с композицией в живописи. И вот именно в композиции не было равных Рафаэлю. Он видел мир прекрасным, человека считал центром и венцом Вселенной. Сильно выраженные Нептун и Уран в его карте - это трансцендентные планеты, которые заставляют человека мыслить мировыми категориями.

Гармоничный человек, живущий в цельном мире, изображенный с достоинством, присущим человеку, - вот его программа, блистательно воплощенная в «Афинской школе». Под сводами грандиозного здания Храма Науки с полной непринужденностью расположились философы древности. Но пришли они сюда не спорить, а искать и найти союз мыслящих существ, называемых людьми. Эту идею художника подчеркивает композиция. Она так свободна, так глубока, что фреска буквально раздвигает, наполняет воздухом тесные комнаты Ватикана...

О жизни Рафаэля - человека, художника и творца, написаны целые библиотеки. Что ж, это понятно: ведь именно он, как никто другой, воспел духовную жажду человека, его трепетную близость к Богу. Но...

У каждого явления есть обратная сторона. Ибо, отложив кисть, а вместе с ней и свой сокровенный разговор со Всевышним, художник превращался в смертного, которому не чужды земные наслаждения. Получая от Папы Юлия щедрое содержание, Рафаэль снял роскошную виллу, поселив там красивую любовницу и штат слуг. Его можно было видеть в Риме повсюду - весь город говорил о его немыслимых туалетах. Соединение Венеры и Солнца – дает гармонию, красоту, но и нарциссизм. Оппозиция Венера-Плутон дает опасность интенсивных эмоциональных и сексуальных отношений, которые пагубны. Необузданность эротики, сексуальные проблемы создают много трудностей, расходуется воля и регенерирующая сила.

Однажды вечером, когда Микеланджело, закончив работу в Сикстинской капелле, шел по площади Святого Петра в блузе, забрызганной краской и штукатуркой, он увидел Рафаэля. Тот шагал ему навстречу празднично одетый, в модных высоких ботинках с серебряными пряжками, в белоснежной батистовой рубашке и голубом кафтане, окруженный поклонниками. Микеланджело остановил его:

- Куда ты идешь, разодетый, будто князь?

- Я и есть князь. Князь живописи, - парировал Рафаэль. И, в свою очередь, поинтересовался:

- А куда идете вы, в одиночестве, будто палач?..

Из писем художника своему другу Кастальоне узнаем, каким смертельным грешником ощущал себя Рафаэль. И понимаем, что все его Мадонны - это его великое покаяние. А самая горячая из этих молитв – «Сикстинская Мадонна».

Письма к Кастальоне - чуть ли не единственное прямое свидетельство о терзаниях души Рафаэля. Граф как-то обмолвился: «Рафаэль умел хранить свои тайны. Он был из тех людей, которые жгут документы перед смертью».

Впрочем, главные документы жизни Рафаэля - его произведения, которые век от века все ярче сияют человечеству.

Рафаэль умер так же стремительно, как и жил, 37 лет от роду - от зловещей лихорадки, подхваченной в римских катакомбах, где вел археологические исследования. Такая смерть считается в астрологии кармической. Именно в таком возрасте происходит возвращение Лунных Узлов - кармическая проверка человека (вспомним Пушкина). Такая смерть - как правило, следствие нескольких неправильно сделанных в жизни выборов. В карте Рафаэля видим VI дом в Тельце - всегда много работы, которая поглощает человека целиком. В работе много упорства, терпения и чувство ответственности. Работа - основной источник дохода. Но таким людям не рекомендуются физические перенапряжения. Особенно опасно переедание. Необходим регулярный массаж тела.

В последние годы он так много работал, что как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью».

Упал... Его отпевали в церкви Святого Сикста, для которой он создал самый знаменитый в мире алтарный образ. Через два века за эту бесценную картину заплатят семьдесят килограммов золота, увезут в Германию, и она станет украшением Дрезденской галереи. И уже на памяти нашего поколения, в Великую Отечественную - в 1945-м, она будет лежать в сырой заминированной штольне - гитлеровский фашизм, покидая историческую арену, готовился «хлопнуть дверью». Русские солдаты спасут ее, к чести всего человечества.

И когда десять лет спустя сокровища Дрезденской галереи, пролежавшие все это время в запасниках Государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина, будут (перед возвращением в Германию) показаны народу, многие вспомнят, что «Сикстинская Мадонна» Рафаэля давно известна и почитаема в России. Гоголь из своего итальянского далека говорил о ней восторженно и священно; теряющий рассудок Гаршин припадал к ней, как к источнику с живой водой; репродукция Мадонны висела над головой умирающего Достоевского...

...За несколько дней до смерти, как бы предчувствуя кончину, Рафаэль написал последнюю свою картину – «Преображение». На ней Христос, осиянный неземным светом, отрывается от земли. Не говорит ли эта картина о преображении перед смертью и самого Рафаэля, который помог божественной Мадонне сойти к людям, а сам ушел в небеса?..

Биографические данные взяты из статьи Эрнста Маркина, Леонида Лернера «Молитва Рафаэля».