Фильмы Софии Копполы отличает интересная характерная особенность — в них, как правило, солируют пассивные женщины, угодившие в ловушку обстоятельств. Согласно правилам сценарного мастерства, застрявший в неприятностях герой просто обязан действовать по максимуму, чтобы изменить жизнь к лучшему и обратить внутреннюю дисгармонию в удовлетворенность собой и бытом. Героини Копполы ведут себя ровно противоположным образом, послушно погружаясь в среду несвободы, которую им предоставляет судьба без гарантии хеппи-энда.
Все, кто видел «Девственниц-самоубийц», «Трудности перевода» и «Марию-Антуанетту», согласятся, что Коппола не снимает картин на массовую аудиторию, а создает произведения на любителя, которые кого-то восхитят визуальной красотой, а кому-то покажутся пресными и монотонными. В «Присцилле» София не впервые выворачивает наизнанку голливудские стандарты и в ритме наблюдателя за живой природой рассказывает историю одинокой девушки, которая растворяет собственную личность в любви к мужчине-манипулятору.
От одиночества к созависимым отношениям
Для Софии Копполы, наследницы знаменитой кинематографической фамилии, тема одиночества — очень личная и болезненная, в чем она не раз признавалась в интервью. Ее работы — ключ к пониманию специфики опыта заложницы обстоятельств. Ее героинями становятся девушки без особых амбиций, привлекающие мужчин красотой и простодушием, обладающие куда более богатой внутренней жизнью, чем предполагают окружающие. Присцилла, возможно, самая одинокая из копполовских инженю, что понятно с первых кадров фильма, где 14-летняя девочка сидит наедине с собой за молочным коктейлем в закусочной совершенно чужой для нее страны.
Сюжет «Присциллы» исследует дуэт персонажей, чья неспособность понять самих себя не вдохновляет зрителей на сочувствие. Присцилла Болье (Кейли Спейни) знакомится на вечеринке с самим Элвисом Пресли (Джейкоб Элорди), который старше ее на десять лет, но ведет себя крайне деликатно. Интерес Элвиса скрашивает серый мир Присциллы, и когда король рок-н-ролла отправляется с армейской базы обратно в Штаты, она верно ждет, что он вызволит ее из опостылевшей рутины.
Спустя несколько лет так и происходит: она переезжает в знаменитый Грейсленд, где становится заточенной в башне принцессой, а из понятных радостей быта героини заметна лишь одна — пушистый белый щенок, подаренный Элвисом.
Не успев повзрослеть, она оказывается во власти прихотей короля, которых немало: его развлечения, книги, вечный шлейф друзей-прихлебателей, его настроение, вспыльчивость.
Когда Элвиса нет рядом или когда он отдаляется от нее, Присцилле нечем заняться — он не позволяет ей устроиться на работу, тогда как сам постоянно в разъездах, на съемках или гастролях. Она нужна ему дома, как маленькая хранительница домашнего очага и безупречная пара для фотосессий, готовая в любую минуту ответить на его звонок.
Со временем контроль становится жестче и манипулятивнее, но несмотря на явную токсичность, зрителю понятно, почему Присцилла остается с Элвисом. Романтическая связь, основанная на страхе возвращения к разбитому корыту, ведет к нездоровым привязанностям, которые как будто избавляют от скуки, нехватки средств или захватывающих событий.
Мотивация томящихся юниц блестяще показана Копполой как причина эмоционально созависимых отношений. Желание приобщиться к чему-то/кому-то большему, яркому, модному сводит на нет борьбу за личность в нежном возрасте, создавая взамен иллюзию счастья — и юная Присцилла всецело полагается на ослепительного Элвиса.
Как Элвис превратил Присциллу в любимую куклу
«Присцилла» — фильм, визуально одержимый отсутствием цвета. Каждый кадр буквально пропитан серой обыденностью и безмолвными моментами ничегонеделания в сочетании с нарочитой женственностью 1950-х. Оператор умело роняет глубокую тень на лица героев, подчеркивая токсичную близость пары и их неспособность по-настоящему понять друг друга.
В фильмах, где солируют женщины, гардероб героинь имеет закодированный смысл, и «Присцилла» в этом смысле — наглядный пример. Коппола фокусирует внимание зрителя на том, как Элвис создает себе стильный и удобный вариант партнерши, чтобы эффектнее отбрасывать на нее свою звездную тень.
Ему нравится синий. Он считает, что платья с принтом подходят крупным женщинам, а не его миниатюрной принцессе. Ему не нравится коричневый, потому что «напоминает об армии».
Чем дольше они живут вместе, тем сильнее его влияние на внешность Присциллы: от школьной простоты к кукольным мини-платьям, каблукам и гигантским шиньонам. И наоборот — по мере того как в ней пробуждается личность, она старается выйти за рамки этой униформы, что приводит к ссорам, вроде той, когда она возвращается домой в ярком струящемся платье с цветочным принтом.
Четкие рекомендации Элвиса о том, какой макияж и прическа больше подходят «его девочке», также отражают состояние их отношений. Из года в год она с религиозным усердием рисует на веках подводку и приклеивает огромные ресницы, создавая угодный королю образ женственности — даже когда спешит в роддом. Но со взрослением Присциллы, совпадающем с закатом карьеры Элвиса, драматическая подводка исчезает с век героини — возможно потому, что она слишком устала от слез.
Почему Присцилла ушла от Элвиса
У Присциллы немало общего с Марией-Антуанеттой, хотя она наделена гораздо меньшей властью. Супруга Пресли действительно любит своего короля и страдает, когда его нет рядом, потому что он все, что у нее есть.
Безусловный талант Копполы выражается в том, что она подает эту историю сквозь мечтательный флер воспоминаний девушки, попавшей под лучи звезды такого масштаба, что ей ничего не остается, как терпеть их радиоактивную мощь. По крайней мере, какое-то время. По словам Копполы, этот же посыл исходит от исходного материала — мемуаров Присциллы Пресли о годах ее жизни с Элвисом, какими они сохранились в ее памяти.
Еще одна замечательная черта творчества Копполы — то, что она не дает в лоб советов «быть сильной» и отказывается осуждать покорность обстоятельствам, даже если общество считает такой подход неправильным, непродуктивным или нездоровым. Ее «Присцилла» вдохновляет напоминанием древней истины: боль одиночества сопровождается самопознанием и обретением мудрости.
Новая работа Копполы — созерцательная драма о том, как мужчины контролируют женщин, когда те наиболее уязвимы. Это история о первой любви, и там, где заканчивается фильм, заканчивается токсичный этап жизни Присциллы Пресли — когда она к этому готова, а не по предписанию социума и голливудских стандартов.