Совсем не детские: скрытые смыслы русских народных сказок

Уверены, вы о них даже не догадывались.

Вспомнили несколько русских народных сказок, смысл которых вы вряд ли полностью осознавали в детстве. Будет интересно, а местами — даже неожиданно.

Духовная трансформация Емели

Мы уже рассказывали, насколько важную роль играла печь в жизни наших предков. Она не только была источником тепла и горячей пищи, но и помогала в лечении и проведении различных обрядов.

В первой части сказки «По щучьему веленью» Емеля лежит на печи — месте, в котором происходит слияние реального и потустороннего миров, — и ведет праздный образ жизни. Кажется, что герой сказки — обыкновенный оболтус, который не думает о будущем. Но если рассматривать этот этап с точки зрения духовности и становления личности, Емеля прислушивается к себе и ищет свое место в мире.

В дальнейшем ему предстоит выйти из зоны комфорта, а именно — отправиться на холодную заснеженную улицу, чтобы сделать для семьи полезное дело — набрать воду из проруби. Но, завидев там щуку, он решает сделать еще больше, чтобы вернуться домой с добычей для вкусной ухи. 

Таким образом Емеля ставит перед собой новую цель, и именно в этом моменте начинается его духовный рост.

Когда герой ловит щуку, он наконец начинает понимать, чего бы хотел на самом деле, формируя при этом цели и обозначая желания. Как следствие, Емеля наконец берет на себя ответственность за свою жизнь и начинает распоряжаться ею в полной мере.

Благодаря тому что он заменил бездействие на планомерные действия, герой получил все, что хотел.

«Поди туда – не знаю куда…»: мотивация к развитию личности

Задание для героев «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» можно встретить в сюжетах многих народных сказок. На первый взгляд кажется, что это максимально лишенное смысла пожелание, главная цель которого — увести персонажа от сути и заставить скитаться по миру.

Но если копнуть глубже, можно увидеть, что благодаря этому заданию герой начинает длительное путешествие, в процессе которого не только открывает для себя мир, расширяет кругозор и меняет взгляд на жизнь, но и начинает лучше себя понимать.

Если говорить проще, это призыв к развитию личности через процесс познания без какой-либо конкретной цели.

Путешествие в загробный мир в сказке «Гуси-лебеди»

Казалось бы, эта милая и добрая сказка повествует о том, как важно слушать родителей, помогать другим и быть отзывчивым — тогда и мир ответит тем же. Однако произведение наполнено множеством символов, которые явно указывают на то, что сестра не просто отправилась на поиски пропавшего брата — брат, на самом деле, умер, и сестра хочет вернуть его в мир живых.

Во время поисков девочка встречает трех «помощников» — печь, ржаной пирожок (хлеб) и яблоню. Эти образы пытаются задержать ее в мире живых. Но от всего этого девочка отказывается и направляется к молочной реке с кисельными берегами: следуя древнеславянским обычаям, на поминках традиционно подавали кисель и молоко.

Река выступает разделительной линией между миром настоящим и потусторонним. И эту черту девочка переступает.

Финальной точкой путешествия становится избушка Бабы-яги на окраине дремучего леса. В славянской мифологии это отправная точка из мира живых в мир мертвых.

Как водится во многих сказках, Баба-яга собирается посадить детей на лопату и отправить в печь. В сказке это толкуется как желание коварной ведьмы съесть их. Однако речь идет об обряде перепекания, который славяне использовали, чтобы излечить детей от тяжелых хворей.

Таким образом дети выживают и возвращаются в мир живых — уже перерожденными.