— Александр, в «Я иду тебя искать» вы сыграли подполковника полиции, а в сериале «За день до…», который показали по ТВЦ в конце сентября, — подполковника юстиции. И это далеко не первый раз, когда вы играете человека в погонах: еще в сериале 2007-го года «Бешеная» вы исполнили роль капитана — тогда еще — милиции Вячеслава Семенова. Как думаете, почему режиссеры видят в вас человека при исполнении?
— И человека при исполнении, и доктора — в общем, бюджетника. И — бюджетника интеллигентного, сниматься меня просят исключительно в очках, а когда я пытаюсь встать в кадр без них, режиссеры машут руками: «Нет-нет, в очках лучше!» Видимо, хотят, чтобы в кино наша власть выглядела интеллигентной. Хотя во мне самом этой интеллигентности ни на грош — я вырос в деревне, у нас куры по улицам бегали. Так что я парень из губернии, простой. Хотя иногда я играю и бандитов, но тоже интеллигентных. Видимо, никуда не деться от фактуры… и от очков.
— Вам больше нравится играть положительные роли или отрицательные?
— Комедийные! Я считаю себя комедийным актером, но режиссеры со мной, судя по всему, не слишком согласны. Что касается ролей — отрицательные, наверное, играть интереснее. Они зачастую глубже, в них можно больше привнести, больше выложиться, чтобы оправдать персонажа перед зрителями.
Злодеи — они ведь всегда не просто так стали злодеями, что-то их заставило. Зрители, на самом деле, обожают злодеев, женщины, так вообще склонны в них влюбляться. Посему изображать из себя плохого — это увлекательно. Но опять же, смешить людей мне нравится больше. Но это, увы, случается нечасто.
— В этом году вы отметили круглую дату — 20 лет в кино. Какая роль за этот период вам запомнилась больше всего?
— Конечно, та, которая принесла мне известность — учителя истории в «Ранетках». Сериал шел долго, мы практически жили на съемочной площадке, стали одной большой семьей. А еще был сериал «Фирменная история», в 2005-ом году мы на протяжении 35 дней снимали его в Турции. И за все это время у нас было дней пять выходных. И работали, и отдыхали мы в одном и том же отеле — фактически, больше месяца из него не выходили. Я потом несколько раз пересматривал этот сериал и вспоминал, как здорово мы со съемочной командой проводили время.
— Над какими проектами вы сегодня работаете?
— С 6 октября по «Россия 1» по одной серии в неделю сейчас идет 16-серийный проект «Фантазер, или удивительный мир инженера Лужина», в нем я сыграл сразу несколько разноплановых ролей: от врача до бомжа.
Также играю в Современном Театре Антрепризы, в спектакле «С кем поведешься». Спектакль состоит из двух водевилей, которые я счастлив играть с Марией Ароновой и Алексеем Маклаковым. Зрители спектакля могут насладиться не только нашей игрой, но и нашим пением. Также с Георгием Дроновым я играю в антрепризе по рассказам Антона Палыча Чехова «Скандал заказывали?» Оба спектакля — веселые комедии.
— Вы также являетесь автором песен, солистом и фронтменом группы Dr. Lector. Как получается совмещать эти две ипостаси — кинематографическую и музыкальную?
— Да вот не получается, поэтому группы уже и нет. 15 лет назад мы бодро начали: выступали на свадьбах и юбилеях. Нас, участников группы, было много, 11 человек — в основном, актеры. Репетировали мы по ночам, так как днем снимались. Но со временем собираться становилось все сложнее. Первым ушел Один Байрон, который играл на скрипке — у него как раз полным ходом шли съемки в «Интернах» и были большие нагрузки, ему стало сложно репетировать по ночам.
На его смену пришел другой музыкант, потом еще трубач. В итоге мы так обросли людьми, что собраться в полном составе стало почти нереально. Так группа и развалилась. К тому же в 2011-ом году у меня родился сын, и я с головой ушел в отцовство, посвятив все свободное время семье.
Я до сих пор надеюсь, что все же буду выступать: соберу новую группу, только меньше составом. А пока пишу песни и пою их своим друзьям.
— Интернет уверяет, что вы не женаты, но в своих постах в соцсетях вы упоминаете, что у нас есть супруга. Но фото ее не выкладываете, почему скрываете супругу?
— После выхода «Ранеток» мне стали часто писать личные сообщения, в основном, это были добрые послания. На многие из них, по возможности, я отвечал, благодарил за теплые слова. Но потом понял, что некоторые не совсем правильно понимают мою вежливость: после моего ответа люди начинали думать, что я им близкий друг или младший товарищ, и мне можно писать по несколько раз в день, а также обижались, если я не отвечаю, и начинали что-то предъявлять, а еще — давать профессиональные и личные советы.
Но у меня просто нет столько свободного времени, чтобы ответить всем, кто мне пишет, да и желания выслушивать кучу советов от незнакомых людей у меня, как у любого нормального человека, тоже нет. Да и вне интернета люди не очень соблюдают личные границы. Иногда на улице прохожие меня узнают и просят с ними сфотографироваться. Я нормально к этому отношусь и практически никогда не отказываю.
Но бывает, что ради эффектного фото грузная дама пытается залезть тебе на руки, или кто-то кладет свою пятерню тебе на лысину (очевидно, чтобы показать свою власть над лысыми мира сего). Я не знаю, что движет такими людьми. Однажды на мое замечание насчет фамильярного поведения с незнакомыми людьми, мне ответили: «Да кто ты вообще такой?! Без нас, зрителей, ты вообще никто!» Это я все к тому, что такие случаи укоренили меня в простой мысли: то, что происходит у меня дома, не должно выноситься за его порог.
Да, у меня есть жена, мы вместе 16 лет. Прошли огонь, воду и медные трубы. И безденежье, и домашние роды. Живем счастливо, но без ссор, как в любой семье, не обходится — мы люди творческие (жена актриса, сейчас учится на режиссера кино), вспыльчивые.
— В чем, на ваш взгляд, секрет вашего крепкого брака?
— В том, что каждому из нас некуда съезжать. Шучу, конечно! Крепкий брак — это тоже работа. Особенно если у вас есть ребенок или дети, — надо приложить максимум усилий, чтобы они жили в счастливой семье и чувствовали любовь.
Надо стараться уважать, ценить и поддерживать друг друга, находить в себе силы увидеть спорную ситуацию глазами партнера, и иногда, даже если ты не прав, уметь попросить прощения и найти в себе силы, чтобы это прощение дать.
— О вашем сыне тоже мало что известно общественности. Расскажите, чем он занимается, где учится?
— Сын у меня человек творческий, в свои 13 хочет быть мультипликатором: рисует комиксы и, на мой взгляд, вполне успешно. А как детализировано он лепит пластилиновых персонажей — это какое-то отдельное искусство! Также пытается создавать на компьютере мультики — пару коротких мы с ним уже выпустили, для родственников и друзей. Я их озвучил, помог музыкально оформить. Сын учится в школе, но, как любому подростку, заниматься уроками ему не очень нравится, гораздо интереснее сидеть в интернете.
Это, конечно, беда нашего времени: что взрослые, что дети поголовно зависают в своих телефонах. Я как-то пришел в школу к сыну и застал картину: десять детей сидят рядком на скамейке, и все как один воткнуты в свой телефон. И тишина…
Может, это с возрастом такая мудрость пришла: стал понимать, что лучше с семьей время проведу, чем в интернете посижу. Но это наше поколение, нам есть, с чем сравнивать: мне в шесть лет родители ключ на шею вешали — и гуляй во дворе до вечера. А современные дети выросли в цифровом мире, они не понимают, как это, жить без телефона. И это, конечно, грустно. Они меньше общаются между собой, меньше бывают на улице. Они менее самостоятельны: если мы в семь лет вполне могли себе сами яичницу пожарить, из современных детей мало кто на это способен.
— На вашей странице в запрещенной соцсети меньше трех тысяч подписчиков — по сути, немного для известного актера. Тогда как многие ваши коллеги зарабатывают на своих соцсетях, что-то в них рекламируют…
— Так ведь надо уметь всем этим заниматься. Заводить себе человека, который будет продвигать всю эту историю, платить ему деньги. Снимать трендовые видео. А я не хочу этого делать: вижу, что популярно в чужих блогах и мне это кажется глупым. Наверное, я просто уже не в том возрасте, чтобы становиться блогером. Когда вышли «Ранетки» и случилась волна интереса ко мне, я сидел в ВКонтакте. И были там не подписчики, а заявки в друзья — помню, у меня их накопилось больше двадцати тысяч, и я несколько вечеров сидел, удалял их.
— Приехав 27 лет назад покорять Москву, прежде чем поступить в Школу-студию МХАТ, вы поработали и продавцом автокосметики, и грузчиком и ростовой куклой. А что бы никогда не стали делать, даже за большие деньги?
— Когда тебе семью кормить нечем, не до принципов. Такой период случился у меня в пандемию: не было ни спектаклей, ни съемок. Пришлось пойти в таксисты. Это были незабываемые два месяца. Было много приятного: люди узнавали меня, сперва удивлялись, потом — радовались, говорили теплые слова. Но в целом извоз, конечно, это тяжелый труд: по 14 часов в день за копейки ты возишь людей, среди которых нередко встречаются неадекваты. Кто пьяный, кто просто хам, кто за поездку платить не хочет, кто музыку свою требует на всю включить.
Однажды вез невероятно красивую девушку. Она когда на переднее сидение села, я аж приосанился. И тут эта мисс как начнет ногтями в зубах ковыряться и матом всех мимо проезжающих водителей крыть! Я с горечью понял: я для нее не человек, она не считает нужным при мне прилично себя вести.
А еще как-то ко мне в машину забилось два огромных бородатых парня: один сидел впереди и расчесывал свою растительность на лице, на всю врубив музыку на телефоне, а второй устроился между нашими сидениями и очень громко говорил по видеосвязи с дядей. Я едва не оглох. И тут второй говорит: «Давай заедем в магазин, куплю себе такой же энергетик, как у тебя (у меня рядом с сидением стояла банка напитка)».
Потом он берет эту банку, открывает ее, отхлебывает и такой: «А, твой тоже нормальный, не будем никуда заезжать». В итоге привез я их на какие-то заброшенные дачи, у меня там даже связь пропала. Парни вышли и один из них открыл мою дверь, навис надо мной и говорит: «Брат, может хочешь зайти, чайку с нами выпить?» Надо ли говорить, что от чайка я отказался и в ужасе скорее скрылся с этого места. Правда, за проезд ребята заплатили. И за энергетик тоже.