Презенты и поздравления на Новый год — добрая традиция, создающая ощущение праздника. Однако в деловом пространстве есть свои писаные и неписанные правила, какие подарки приемлемы, а какие нет. Вместе с генеральным директором АО «КРОС» Екатериной Мовсесян разбираемся в таком тонком вопросе.
Что дарить партнерам
Обычно компании и организации особенно внимательно подходят к подготовке подарков для партнеров, с которыми работали в течение года. Тщательно составляются и перепроверяются списки, устраиваются креативные совещания по вопросу, что именно дарить в этом году.
Самый распространенный подход — это придумать подарок, которым человек будет пользоваться в работе, и брендировать его, чтобы создать связь с компанией.
Часто дарят ежедневники, пауэрбанки, календари. К этому относятся по-разному, кто-то считает, что такие подарки уже приелись, а кто-то с удовольствием продолжает пользоваться. Также распространено и обычно хорошо воспринимается все, что связано непосредственно с Новым годом: елочные шары, новогодние композиции, шампанское.
Однако тут важно учитывать, что такие подарки готовят многие, а чрезмерный брендинг может отбить у получателя желание пользоваться подарком. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, насколько подарок стильный и приятный в использовании.
Алкоголь — также достаточно распространенный презент. Женщинам обычно выбирают игристое вино, мужчинам — что-то крепкое. В целом в России такой подарок воспринимается нормально за исключением случаев, когда человек резко негативно относится к алкоголю.
Что преподнести руководителю
Отдельно стоит сказать, что чаще всего корпоративные подарки делятся на массовые и для руководителей. Руководителям обычно подбираются более статусные подарки: корзины с деликатесами, дизайнерские новогодние композиции или индивидуальные подарки, соответствующие предпочтениям получателя.
Здесь важно учитывать, что, по закону государственным служащим нельзя принимать дорогие подарки, поэтому партнеров из органов государственной власти можно поздравить только символическим сувениром.
В последние годы идет тренд на экологичность и в целом на отказ от типичных подарков в пользу благотворительности. Хорошо воспринимаются многоразовые бутылки для воды или набор бокалов со стеклянными соломинками.
От каких презентов стоит отказаться
Чего точно не стоит включать в свой список покупок подарков для партнеров, это статуэтки, магниты и брелоки с символом наступающего года. Все это не несет практической пользы и воспринимается как мусор и пылесборник.
Одежда, косметика и парфюмерия относятся к очень личным презентам, неделового характера, поэтому их тоже лучше не преподносить коллегам и партнерам.
Презенты для коллег
Что касается поздравления внутри организации, тут каждая компания для себя определяет самостоятельно. Это может быть корпоративный праздник, брендированная продукция, необходимая для работы, или небольшие новогодние сувениры.
В зависимости от корпоративной культуры может быть хорошо воспринято что-то, что плотно ассоциируется с работой в компании, какая-то внутренняя шутка, понятная только тем, кто здесь работает. Например, трендовая толстовка с традиционной фразой руководителя может быть не только приятным подарком, но и укрепить HR-бренд.
«Тайный Санта»
Сотрудники внутри организации также решают самостоятельно, кого из коллег и как именно им хотелось бы поздравить. Где-то существует традиция играть в «Тайного Санту». Все желающие записываются у организатора, проводится жеребьевка и каждый получает имя человека, для которого он должен подготовить подарок. Все подарки в назначенный день собираются под елкой в офисе, а потом постепенно их разбирают получатели. Это очень способствует праздничному настроению в офисе в конце года.
Важный момент: когда проводится «Тайный Санта» или просто есть традиция поздравлять друг друга внутри подразделения, нужно договориться о бюджете подарка. Это позволит избежать неловких ситуаций, когда кому-то достался очень солидным подарок, а кому-то — заведомо недорогой. Обычно в коллективах не принято делать слишком личные и слишком дорогие подарки, если только рабочие отношения не переросли в дружеские.
Механика «Тайного Санты» обычно позволяет указать, что вы хотели бы получить от своего Деда Мороза в рамках оговоренной суммы. Облегчите ему задачу, напишите, нужен ли вам блокнот или футболка с забавной надписью, — тут каждый может подставить свой вариант. Обратите внимание на то, чем увлекается и чем пользуется в работе человек, которого вы поздравляете. Кого-то порадует головоломка, кого-то — художественная книга, а кому-то нравится зимой создавать уют с помощью свечей.