Эти талантливые, красивые и яркие женщины связали свои имена и жизни с мужчинами, которых искренне любили. Только годы спустя о них стали говорить как о самостоятельных исторических личностях, в судьбах которых отразилась эпоха становления советского государства — времени, которое постарались воссоздать российские кинематографисты в фильме «Любовь Советского Союза». Рассказываем, как сложились жизни жен советских гениев — режиссера Ивана Пырьева, поэта Сергея Михалкова, писателя Михаила Булгакова.
Марина Ладынина и Иван Пырьев
Творческий дуэт режиссера Ивана Пырьева и актрисы Марины Ладыниной оказался едва ли не более важным для довоенной эпохи, чем работы другой кинопары — Григория Александрова и Любови Орловой. Умело адаптированный под советскую действительность образ Орловой, подсмотренный Александровым в Голливуде, был все-таки не так близок, как героини выросшей в Сибири Марины Ладыниной. Именно Иван Пырьев — профессиональный певец нового мира — увлек молодую и невероятно одаренную актрису МХАТа в кино.
Я встретила его в 1936 году, когда смотрели «Строгого юношу». Была такая картина Олеши. Потом он пошел меня провожать. Александровский сад… Прошли порядочно и очень много и интересно говорили, а назавтра встретились. Этот вечер изменил всю мою жизнь, прежнюю и настоящую
Ради Ладыниной Пырьев оставил свою первую жену, актрису Аду Войцик, с которой у режиссера уже был общий ребенок. Практически сразу же последовали те самые совместные фильмы, за которые советский народ полюбил Ладынину, как родную: «Богатая невеста», «Трактористы», «Любимая девушка».
В Ладыниной Иван Пырьев обнаружил нескончаемый, как казалось, источник вдохновения. Сам он четко считывал запросы времени, а его вторая супруга была плотью от плоти тяжелой эпохи. Она стала идеальным воплощением героини нового образца, которой по плечу любые обстоятельства и которую обязательно ждет светлое будущее.
В браке с обласканным властями и талантливым режиссером будущее Марины Ладыниной и правда должно было быть светлым: достаток, почет, пять Сталинских премий, много ролей, причем, культовых. Во время Великой Отечественной и после нее фильмография Ладыниной пополнилась настоящими шедеврами советского кино: «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» и «Кубанские казаки». Но на деле отношения с Пырьевым, у которого было нелицеприятное прозвище «Иван Грозный», обернулись размолвками, попытками разойтись, трудными воссоединениями хотя бы ради общего сына. А еще — неверностью со стороны любвеобильного режиссера, который, по упорным слухам, активно использовал свое высокое положение с известной целью.
После романа Пырьева с актрисой Людмилой Марченко Ладынина затаила на мужа обиду и даже написала на него жалобу в ЦК КПСС, но передумала ее отправлять. Однако скомканную бумагу режиссеру предъявила бдительная домработница: Пырьев в ответ подал на развод.
Марина Ладынина после расставания со своим маэстро не снималась, из-за чего многие сделали вывод, что она возглавила печально известный «список Пырьева» — перечень актрис, которые посмели отказать «Ивану Грозному» во взаимности. Сын Пырьева и Ладыниной это опроверг: по его словам, Ладынина многое припоминала бывшему мужу, но о запрете ее снимать не упоминала никогда. А на предложения о съемках актриса отвечала отказом по другой причине: она не желала выглядеть в кадре старой. Вместо съемок Ладынина постоянно ездила с концертами по всему Союзу, пока позволяло здоровье. Умерла актриса в возрасте 94 лет.
Елена Булгакова и Михаил Булгаков
Первая жена Михаила Булгакова, Татьяна Лаппа, вытащила его из омута зависимости, вторая, Любовь Белозерская, часто играла роль его секретаря. А третья — Елена Шиловская — стала для Булгакова не только секретарем, но еще и литературным агентом, и роковой ведьмой, с которой и принято связывать образ Маргариты, а затем — самой неистовой защитницей его наследия.
Что забавно, Булгаков оказался для Елены Шиловской тоже третьим по счету супругом: в юности она вышла замуж за красного офицера Неелова, а затем — за блестящего командарма Евгения Шиловского. Ее второй брак был благополучным и удачным: двое сыновей, прекрасный дом, прислуга, бриллианты и шубы, шикарная и совершенно несоветская жизнь. Елена скучала из-за нее примерно так же, как тяготилась своей земной жизнью Маргарита, так что когда Шиловская в 1929 году познакомилась с загадочным опальным автором «Белой гвардии» и «Собачьего сердца», она очаровалась Булгаковым совершенно фатально. В 1932 году, после болезненного расставания с бывшими и чудовищного раздела детей Шиловских (старший сын жил с отцом, младший — с матерью и новым отчимом), Булгаков женился на своей возлюбленной.
Елена Сергеевна была той самой железной женщиной в шелковых перчатках: Булгаков доверил ей право заключать договоры с издательствами и театрами по поводу его романов, пьес и — главное — гонораров. Она не только перепечатывала тексты, но и становилась их первым критиком, а помимо этого — была своеобразной хозяйкой постоянного плотного круга друзей, куда входили Анна Ахматова, дирижер Большого Александр Мелик-Пашаев, писатели Валентин Катаев, Евгений Замятин, Юрий Олеша и многие другие.
По воспоминаниям, в конце 1930-х Михаил Булгаков, которому тогда было за сорок, начал жутковато шутить о своей скорой смерти: «Да, вам-то хорошо, вы еще будете жить, а я скоро умру». Когда же писатель и вправду заболел тогда неизлечимым нефросклерозом, жизнь Елены Булгаковой превратилась в миссию по сохранению всего, что было связано с именем ее мужа. Она печатала под его диктовку «Мастера и Маргариту», пообещав умирающему Булгакову, что его последние детище будет напечатано — всеми правдами и неправдами. Добиться этого ей удастся только с седьмой попытки.
А еще Елена Сергеевна станет самым необычным и потусторонним проводником Булгакова в мире: работая консультантом в великом советском фильме «Бег», она будет давать режиссерам Алову и Наумову советы, увиденные во время общения с Булгаковым во сне. Владимир Наумов искренне поверил в это, когда Елена Булгакова передала режиссерам просьбу писателя добавить эпизод с гробовщиком, который просит вызвавших его офицеров побриться перед тем, как покончить с собой, ведь «покойника брить трудно». По совпадению, Елена Булгакова умерла на следующий день после того, как посмотрела рабочий монтаж готовой картины.
Наталья Кончаловская и Сергей Михалков
Наталья Кончаловская выросла в художественной среде — она была дочерью художника Петра Кончаловского и внучкой художника Василия Сурикова. В 23 года девушка с абсолютно кустодиевской витальной красотой влюбилась в сорокалетнего купца Богданова, который обещал ей золотые горы в виде собственной карьеры... пианиста, причем не где-то, а в Америке, куда он и собрался увозить Кончаловскую. Богданов был вполне себе женат, родители Натальи ничего не знали о планах пары, она позвонила им с вокзала, объявив, что выходит замуж и уезжает.
Молодые обосновались в Сиэтле, но ни с семейным счастьем, ни с музыкальной карьерой Богданова не задалось: никаким пианистом он не стал, а первого ребенка Кончаловская потеряла, найдя у мужа в бумагах гневное письмо его бывшей жены, где та буквально проклинала и его, и его новую семью. Спустя несколько лет, в 1931 году, Наталья родила дочь Екатерину (будущую жену писателя Юлиана Семенова), а затем супруги разошлись и вернулись в Советский Союз по отдельности.
В 1936 году молодой поэт (буквально молодой — ему тогда было 23 года) Сергей Михалков встретился с 33-летней Натальей Кончаловской — взрослой красивой женщиной, в которую он влюбился без памяти.
Я работал внештатным автором в редакции, уже написал первую часть «Дяди Степы», у меня на иждивении была мама, два младших брата. Я влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре уехал в Харьков по делам, и позвонил ей с предложением: «Я не могу без тебя. Выходи за меня замуж». Она согласилась. Чем-то я ей понравился.
В 1937 году первый муж Кончаловской был расстрелян.
Жена детского поэта очень быстро стала самой настоящей хозяйкой в доме, да и сам детский поэт в новом семейном статусе стал развиваться: уже в 1939 году Сергей Михалков получил первый орден Ленина, во время Великой Отечественной оборонял Одессу и Севастополь, был контужен, наконец — в 1944 году стал соавтором гимна Советского Союза.
Но и сама Наталья Петровна всегда была самостоятельной творческой единицей: она писала стихи, переводила редких французских авторов, исследовала и анализировала наследие Василия Сурикова, которого успела застать лично. Из неожиданного, Кончаловская переводила в 60-е песни Эдит Пиаф, рассказывая о великом «воробушке» с уважением и удивительной нежностью в книге «Песня, собранная в кулак».
А что же семейное счастье? В браке Наталья Кончаловская родила сыновей Андрея и Никиту, причем младший ребенок дался ей нелегко: Кончаловской было 45 лет. Сам Сергей Михалков признавал, что идеальным мужем не был: «Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам... Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным — чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией». Оба сына Кончаловской подчеркивали, что их мать с радостью принимала их возлюбленных, со многими из них сохраняла теплые отношения, даже после расставаний. А какое влияние она оказала на творчество сыновей, можно сказать, посчитав хотя бы, сколько раз они использовали стихи матери в фильмах.
Реклама: ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус», ИНН 7704632802, erid 2VtzqvQVnLn