Ниже — главные отличия лени и прокрастинации, а также советы, как перестать откладывать дела на потом.
Юлия Ивлиева
Психолог, автор популярного психотерапевтического метода легализации правды, основатель школы AmeliSoul в области психологии.
Лень или прокрастинация?
Лень – это про нежелание выполнять действия. Прокрастинация – отсроченное выполнение действия. Но откуда же она берется?
Представим ситуацию: вам на работе дали сложное задание, которое потребует больше усилий и времени, чем обычные задачи. И вместо того чтобы скорее начать выполнять, вы откладываете его на потом. Разберем причины, почему.
Причины прокрастинации
- Вы боитесь начинать. Когда задача новая, неизвестная, непонятно, с какой стороны к ней подходить. И этот страх тормозит вас.
- Отсутствие идей для выполнения. Вы плохо разбираетесь в теме, вам не хватает информации, фантазия где-то дремлет. Это злит, разочаровывает, и вы, чтобы избежать этих эмоций, начинаете откладывать задачу на самый конец дедлайна.
- Страх не справиться. Вы боитесь допустить ошибку, сделать неправильно, плохо. Включается внутренний перфекционист, а затем и прокрастинатор.
- Повышенная тревожность тоже стимулирует отодвигать начало выполнения задачи. Тут уже неважно сложное у вас задание или простое, тревожность будет мешать в любом случае.
Получается, что причина прокрастинации – негативные эмоции из-за какого-либо действия. Но мы все взрослые люди, а это значит, что можем справиться со своими эмоциями.
Почему не нужно откладывать дела на потом
Вспомните, как невыполненное дело не дает расслабиться. Вы идете заниматься другой работой, а в голове мысль о том, что вы еще даже не приступали к задаче. Идете в ресторан с друзьями, вроде бы весело, хорошо, но не на все 100%, потому что вы не можете отключить тревогу. Как ни крути, а работу необходимо выполнить сколько бы вы ни избегали этого.
Кроме этого, чем меньше времени вы оставляете себе на выполнение задачи, тем хуже она получается. Вы не успеваете еще раз пересмотреть то, что сделали и подумать, как это улучшить. Один раз сделали в последний момент, второй, третий... Качество вашей работы снижается, и вот вас вызывают к начальству на неприятный разговор.
Возможно, именно эта мысль даст вам порцию мотивации, чтобы перестать откладывать дела на потом.
Что делать?
- Устраните отвлекающие факторы, которые мешают выполнению задачи. К примеру, отключите интернет, чтобы не получать многочисленные сообщения из мессенджеров и не листать соцсети.
- Чтобы избавиться от страха из-за непонимания за что хвататься в первую очередь, мысленно или письменно распишите ваши действия по порядку. Когда есть план, задача не кажется такой пугающей.
- Примите свои эмоции. Да, вам страшно, что не получится выполнить задачу. Да, вас тревожит, что вы не понимаете, как справитесь. Затем, признавшись в своих страхах, начинайте работать. Вы же взрослый человек, вы все сможете!
- Установите таймер на 20-30 минут, и в это время выполняйте задачу, ни на что не отвлекаясь. Потом немного отдохните, отвлекитесь, после снова приступайте к работе.
- Разделите большую задачу на маленькие. Так мозг будет спокойно реагировать и перестанет вас саботировать. Маленькие задачи не пугают так, как большие.
- Забудьте о перфекционизме. Это не значит, что нужно выполнять все как попало, просто не дергайте себя, не держите в голове мысль об идеальности. Просто делайте свое дело, как вы это умеете.
- Придумайте себе подарок, который станет вознаграждением за выполненную работу. Это может быть любая, но приятная мелочь.
- Вспомните ситуации, когда у вас получалось справиться со сложным заданием, когда вы боялись приступить к работе, а потом оказалось, что вам даже нравится это задача. Думайте об этом опыте, когда начнете снова прокрастинировать.