Даже во времена, провозглашавшие всеобщее равенство, общество так или иначе расслаивалось по имущественному признаку. И советские предвоенные годы не были исключением — даже несмотря на всеобщий дефицит, общество СССР формировало элиту, которая желала выделяться. Как это удавалось советским артисткам, партийным работникам и их супругам, рассказывает Леди Mail.
Кому роскошь, а кому lower-middle-class
Уровень зажиточности, которым могло похвастаться советское партруководство, в 1930-е годы был существенным относительно состояния подавляющего населения СССР: обязательный паек, закрытые столовые с приоритетным снабжением, улучшение бытовых условий, отдых на местных или южных базах отдыха (писк моды — Кисловодск), возведение отдельных многоквартирных домов и дач для номенклатуры — разумеется, казенных. Московским и ленинградским партийцам были доступны еще более интересные возможности, о которых и расскажем далее.
Однако вместе с этим в стране до 1935 года действовала карточная система. С ее устранением многие проблемы со снабжением в молодом государстве, пытавшемся одновременно откатить последствия политики НЭПа и накопить ресурсы в предстоящем конфликте, усилились. А о том, как испортил тех же москвичей квартирный вопрос, абсолютно все рассказал Михаил Булгаков.
Примечательно, что приезжавшие в загадочную «красную Россию» иностранцы, например, одиозная американская журналистка Энн О'Хара Маккормик, замечали, что роскошь жизни советской элиты на деле весьма скромна. По мнению репортера, она была сравнима с уровнем обеспеченности не артистов и политиков по ту сторону Атлантики, а, скорее, не самых зажиточных представителей среднего класса США — lower-middle-class. Еще раз взглянуть на проявления этого парадокса можно в новом фильме «Любовь Советского Союза».
«Смерть мужьям» и черный бархат
Непосредственно само советское партийное руководство зачастую выглядело скромно, предпочитая появляться на публике в военной форме, если это уместно, или стандартных костюмах, пошитых в номенклатурных ателье. Выдать уровень возможностей того или иного чиновника мог выбор вида шерсти: бессмертный бостон, который можно было перешивать сколько угодно, или не менее удобный шевиот, который считается традиционным ноу-хау Шотландии, поскольку делался из шерсти местной породы овец. И все же среди советских партийцев были свои модники, которые могли щеголять в не вполне советских костюмах. Например, нарком просвещения Анатолий Луначарский был по меркам СССР настоящим денди.
Не менее колоритна была его жена, актриса Наталья Розенель. Когда Луначарский переработал немецкую пьесу «Бархат и лохмотья», в постановке которой задействовал супругу, то заработал от поэта Демьяна Бедного эпиграмму:
Ценя в искусстве рублики,
Нарком наш видит цель:
Лохмотья дарит публике,
А бархат — Розенель.
Наталья Розенель и правда была женщина яркая, она была одной из постоянных клиенток наркомовских ателье и, чего скрывать, частных портних. Таких сталинских див в Москве и Ленинграде было немало: жена тогда наркома, а позже министра иностранных дел Вячеслава Молотова Полина Жемчужная, супруга Сталина Надежда Аллилуева.
Ленинградское трикотажное ателье №1, прозванное за совершенно конские цены «Смерть мужьям», обожала супруга главы управления НКВД по Ленинграду Раиса Копылянская. Одним из главных трендов вечернего платья в те времена стал черный бархат, на котором были заметнее любые аксессуары, и который, по слухам, нравился на гостьях кремлевских приемов самому Сталину.
Советские идолы кинематографа
Часто любимые миллионами зрителей актрисы, которые стали лицами этакого советского Голливуда (спасибо приехавшему из американской командировки Григорию Александрову), прибегали к помощи знакомых мастериц. Постоянными заказчицами портних такого высокого уровня были Любовь Орлова, супруга режиссера Ивана Пырьева Марина Ладынина, звезда Мюзик-Холла Валентина Токарская, актриса Татьяна Окуневская.
Еще принимала заказы гениальная Надежда Ламанова, уже воспитавшая племянницу и тезку, Надежду Макарову. Они обе, к слову, работали художниками по костюмам, например, в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». Вовсю работали Елена Ефимова, Варвара Данилина. У всех этих модельеров запись шла на месяцы вперед, а клиентками становились первые лица кинематографа СССР.
Реклама: ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус», ИНН 7704632802, erid 2VtzqufWp8e