Ни для кого не секрет, что российский автопром для многих наших соотечественников является достаточно популярной темой для шуток. Мало кто воспринимает автомобили, производимые на наших заводах, чем-то конкурентоспособным в сравнении с зарубежными машинами. Причина этого — излишняя стабильность: новые модели появляются медленно, а качество сборки, эргономичность и дизайн оставляют желать лучшего.
Однако так было не всегда. Во времена СССР наш автопром вполне мог «потягаться» с иностранными аналогами. В статье рассказываем, почему.
Активный экспорт
Если углубиться в статические данные по внешней торговле в СССР в 60-70-х годах прошлого века, мы увидим, что из Советского Союза осуществлялся экспорт автомобилей во множество государств. Среди них — Афганистан, Ирак, Вьетнам, Европа, Куба.
Одной из инициатив Никиты Хрущева в 1959 году был выход нашего автопрома на американский рынок. Для этого тогдашний Председатель Совета министров СССР организовал участие некоторых моделей советских автомобилей в Нью-Йорке. В их числе — «Волга», ЗИЛ и «Чайка». Однако американских бизнесменов наши машины, увы, не впечатлили.
«Москвич» по всей Европе и не только
Но на этом история не закончилась. В конце «шестидесятых» самым продаваемым за границей автомобилем стал «Москвич-408». На зарубежных рынках он был также известен как «Москвич-Элит». Эту машину отличали стильный и современный по меркам того времени дизайн, а также достаточно высокие уровни комфорта и комплектации.
Более половины выпуска автомобилей этой модели было экспортировано в том числе в развитые капиталистические страны. Так, в Скандинавии эта машина продавалась как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии— как Moskvich 408 (со специальной праворульной версией), в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Moskvitsh Elite de Luxe (четырехфарный).
В Болгарии данный автомобиль собирался из советских машинокомплектов под обозначением Рила 1400. Добралась советская модель и до Бельгии. Сборка осуществлялась фирмой Scaldia-Volga, продававшей автомобили во многих странах Западной Европы.
Высокий спрос
Разумеется, помимо «презентабельного» вида и неплохого уровня комфорта у советских машин, популярных за границей, были и другие плюсы. И один из основных — сравнительно низкие цены. Понижая стоимость на СССР-овские машины, экономисты стремились твердо закрепиться на международном рынке среди более сильных и именитых конкурентов.
Так, в 1971 году «Копейку» можно было купить в Германии наравне с такими брендами, как Volvo и Nissan. Легендарные «запорожцы» (ЗАЗ), которые можно увидеть во множестве советских фильмов (в том числе в «Три плюс два»), были очень популярны в Бельгии. На тот момент они стоили в несколько раз дешевле BMW.
Почему сейчас иначе
Во времена СССР основной упор в советских машинах делался на надежность, простоту и неприхотливость. Обладатели этих автомобилей даже шутили, что их можно было запросто починить руками и купить любую запчасть в соседнем магазине. И тогда это действительно ценилось. Однако те времена закончились.
Сейчас большинство людей, выбирая машину, отдают предпочтение комфорту, стильному дизайну, качеству и высокому уровню безопасности. Увы, по этим характеристикам наши машины зачастую проигрывают. На это влияет множество факторов — начиная морально устаревшими заводами и заканчивая недостаточно высоким уровнем конкуренции среди наших производителей.
Что ж, советский автопром — далеко не тема для очередной шутки. Некоторые машины из СССР вполне могли «потягаться» со многими зарубежным моделям и приносили большой процент дохода в экономику Советского Союза. Кто знает, может, спустя какое-то время история снова продемонстрирует свою цикличность и наши автомобили станут желанными «гостями» за границей.