— На что чаще всего жалуются россияне и россиянки? На качество товаров или услуг?
— Если говорить о продуктах, то чаще всего нас просят исследовать качество молочной и рыбной продукции, а также мясных деликатесов. Есть и запрос на более узкие категории товаров: например, спортивное питание, полуфабрикаты на растительной основе.
На данный момент Роскачество исследовало практически всю базовую потребительскую корзину россиян, а это более 250 товарных категорий. Но запросы на исследования продуктов все равно приходят регулярно, и это абсолютно закономерно. Поэтому мы все запросы принимаем во внимание и анализируем.
По качеству услуг мы тоже получаем вопросы, в частности — по защите своих прав при совершении покупок онлайн и на маркетплейсах. На портале для умного покупателя каждый может задать вопрос нашим экспертам и узнать, как защитить свои права и найти решение.
— А можете вспомнить самый необычный запрос на проверку, который приходил организации?
— Ежемесячно в адрес Роскачества поступают сотни и тысячи запросов от граждан, некоторые из них действительно необычны. Например, нас просили проверить консервы и напитки собственного домашнего производства и «выдать Знак качества». Пришлось объяснить, что веерные исследования Роскачества подразумевают оценку качества продукции на широкой выборке в рамках товарной категории, а отбор проб производится в розничных точках. Российский Знак качества присуждается лучшей продукции по итогам исследований и после успешного прохождения аудита производства. Сейчас у более 250 российских товаров есть Знак качества.
— Поговорим о качестве российской косметики: стало ли оно лучше? Часто ли просят вообще проверить косметику и часто ли на нее жалуются?
— Мы фиксируем повышенный интерес потребителей к косметике российского производства. При этом потребители ждут появления на рынке новых сильных брендов, новых позиций в ассортименте, расширения линейки.
С учетом активного развития отечественной косметики и большого запроса от потребителей в планах Роскачества — провести исследования качества косметической продукции, представленной на полках российских магазинов.
Все большее значение при выборе приобретает фактор экологичности. Был принят ГОСТ на «зеленую» бытовую химию, и Роскачеством уже выданы первые сертификаты соответствия. Также ведется работа над ГОСТом на «зеленую» косметику. Важно, чтобы все заявления об экологичности на упаковке имели подтверждение, а потребителя не вводили в заблуждение громкими, но безосновательными обещаниями.
— Перейдем к деликатной теме: нижнее белье и колготки. Как сейчас обстоит дело с качеством этих категорий? На что стоит обратить внимание при выборе нижнего белья?
— Исследование колготок, которое мы проводили ранее, показало, что товары устойчивы и к стирке, и к поту, и к сухому трению. Все образцы соответствовали требованиям безопасности.
Важный вопрос — это, конечно, прочность. Но здесь объективной будет единственная рекомендация: чем плотнее колготки вы выберете, тем прочнее они будут.
При выборе нижнего белья рекомендуем обращать внимание на экологичные и долговечные варианты, так как неперерабатываемые синтетические ткани, красящие вещества наносят вред окружающей среде.
При этом, по данным опроса Центра изучения потребительского поведения Роскачества, самая частая проблема нижнего белья в том, что оно быстро рвется или протирается, растягивается, теряет форму и внешний вид.
Поэтому лучше купить меньше единиц, но более высокого качества. Отдайте предпочтение органическому хлопку и вискозе. Белье из переработанных материалов также наносит меньший ущерб атмосфере, поэтому желательно использовать вещи из переработанных нейлона, хлопка, полиэстера.
Тем, кто предпочитает шелковое белье, лучше выбирать натуральный материал, поскольку шелк хоть и перерабатываемая и биоразлагаемая ткань, но при производстве искусственного шелка используются химикаты.
Правильное отношение после покупки также не менее важно. Читайте маркировку и следуйте инструкции по стирке.
— Распродажи: скоро стартует сезон. Есть ли топ правил от Роскачества, чтобы не потратить лишнего и не нарваться на мошенников? И, конечно же, на что обратить внимание?
— Во-первых, важно знать, какие манипуляции могут использовать продавцы, чтобы заставить вас купить либо больше, либо вообще что-то ненужное.
В числе самых распространенных схем — это предложение с ограниченным сроком действия, обещание подарка за покупку, создание искусственного дефицита товара.
Подходите к покупкам осознанно, покупайте то, что вам действительно необходимо.
Во-вторых, будьте внимательны. Всегда, не только в период распродаж. Сегодня любой человек со смартфоном и деньгами на банковском счету — потенциальная жертва мошенников, которые совершенствуют свои схемы обмана с учетом развития новых технологий. Не раскрывайте незнакомым людям данные аккаунтов, коды двухфакторной аутентификации, а также данные банковской карты с CVC-кодом, не переходите по сомнительным ссылкам, проверяйте сайты на подлинность.
Совсем недавно Роскачество запустило подробный гид умного онлайн-покупателя, который поможет сделать онлайн-шоппинг максимально безопасным. Также у нас на портале есть Реестр доверенных онлайн-площадок. Роскачество создало его совместно с Минпромторгом России, Росаккредитацией и ЦРПТ, чтобы покупатели делали покупки на площадках, которым можно доверять.
— Всех женщин волнует тема лишнего веса и фигуры, в том числе — вопросы спортпита, БАД и прочих продуктов с маркировками «ноль калорий», «без сахара», для похудения, от отеков. Действительно ли «ноль калорий» и «без сахара» это так? Или маркетинговый ход? Лучше сладости с сахарозаменителем или традиционные?
— Действительно, очень часто такие заявления — это сугубо маркетинг. «Ноль калорий», может, и звучит заманчиво, но далеко от истины.
Если говорить о маркировке «без сахара» на упаковке, то в этом случае важно читать состав. Иногда в нем обнаруживается мед или патока, что по сути является тем же сахаром. Условно более «здоровые» альтернативы — сироп агавы, кокосовый нектар или сироп из фиников — это тоже все тот же сахар.
И не стоит забывать, что формулировка «без сахара» не исключает наличия природного сахара в составе — из фруктового сока или пюре.
В качестве альтернативы сахару, если вы следите за количеством его потребления, можно использовать природный подсластитель стевию. Сахар содержится в большом количестве продуктов, даже в тех, где сразу и не подумаешь: например, хлеб, соусы и другие. Но демонизировать сахар не стоит. Здесь важно количество. По рекомендациям экспертов, его в вашем рационе должно быть не более 5-10% от общей калорийности.
Налегать на продукты с сахарозаменителями тоже не стоит, так как их переизбыток может, в частности,приводить к расстройству ЖКТ.
— Батончики-снеки с протеином: что вы можете сказать о них? Есть ли ограничения в их потреблении и какие-то особые требования с точки зрения состава?
— Протеиновые батончики могут быть хорошей альтернативной обычным сладостям, так как помимо углеводов, вы еще получаете и порцию белка, а его в рационе не хватает многим людям.
Конечно, лучше выбирать классические источники белка — птицу, яйца, творог. А вот заменять батончиками приемы пищи не стоит, но как перекус их можно использовать. Проведенное Роскачеством исследование показало, что несоответствие заявленного содержания белка фактическому в протеиновых батончиках — это миф. Также многие протеиновые батончики являются источником витаминов и минералов, таких как кальций, железо, магний.
Но опять же внимательно изучайте маркировку и состав, показатели калорийности и КБЖУ.
— Рынок БАД: будет ли проверяться на качество? Можно ли брать их на маркетплейсах? На что стоит обратить внимание?
— Да, в следующем году мы планируем проверить качество популярных категорий БАД. Мониторинг этого года выявил массовые случаи нарушения закона при продаже БАД на маркетплейсах, включая продажу товаров с запрещенными веществами и отсутствие у продавцов обязательных свидетельств о госрегистрации на свою продукцию.
При выборе БАД на маркетплейсах велики шансы нарваться на подделку или лекарственный препарат, который должен продаваться строго по рецепту.
При выборе важно, чтобы в маркировке БАД было указано, что это биологически активная добавка к пище и что данная продукция не является лекарственным средством. На упаковке должна быть маркировка «Честный знак», которая означает подлинность БАД и наличие у производителя свидетельства о государственной регистрации. В процессе государственной регистрации продукция подвергается серьезным исследованиям не только на безопасность, но и на качественное и количественное подтверждение заявленного состава.
При выборе БАД на маркетплейсе необходимо убедиться, что нужный товар находится в категории «БАД». Вероятность там встретить подделку минимальна. ПсевдоБАД же обычно встречаются в ряде других, смежных категорий, таких как «Лечебное питание», «Спортивное питание», «Добавки пищевые», «Чаи», «Кондитерские изделия» и других.
— Немного о личном. Как вы готовитесь к съемкам «Анатомии качества»? Как подбираете наряды? Кто делает макияж?
— Для меня важно, чтобы то, что я делаю, приносило пользу. И программа «Анатомия качества», как и вся работа Роскачества, именно про это. При создании выпусков — от идеи до написания сценария и внесения финальных правок на монтаже — мы стремимся сделать информационный продукт, который поможет ответить на популярные вопросы, развеять расхожие мифы, разобраться в сложном, понять, каким товарам можно доверять, как защитить свои права, и так далее.
Для нас важно, чтобы информация была актуальной, подача удобной и понятной для зрителей. И по тому отклику, который мы получаем, я вижу, что нам удается делать качественную полезную программу.
Если говорить об образах в кадре, то это вещи из нашего гардероба, то, что мы носим в повседневной жизни. Все максимально естественно, без перьев, страз и боа.
Пользуясь возможностью, хочу сказать спасибо всем, кто пишет слова благодарности Роскачеству и команде «Анатомии качества» за работу.
— Изменилось ли ваше отношение к продуктам после ваших выпусков? Есть ли так называемая профдеформация?
— Чем больше узнаешь о товарах, о ГОСТах и требованиях к продукции, о правах потребителя, о способах защиты от мошенничества и т. д., тем более внимательным становишься к тому, что тебя окружает. Так сказать, повышается планка. Не зря портал Роскачества называется «портал для умного покупателя». Поэтому определенная профдеформация есть. Но такое отношение, на мой взгляд, должно быть не только у тех, кто проводит исследования, анализирует рынок, создает новые стандарты и так далее, а у каждого из нас. Ведь это основа — внимательное, ответственное и уважительное отношение. И что важно — и к себе, и к другим.