О том, как трудно было развестись в Советском Союзе, сложили немало легенд: о «проработке» желающих расторгнуть брак на партсобраниях, о том, каким позором было клеймо разведенной для женщин (слово «разведенка» встречается уже в словаре Ушакова от 1935 года). А еще — о сложностях с трудоустройством разведенных мужчин на службу, например, в милицию, и о неочевидных решениях суда оставить супругов вместе. И все же разводы происходили — и у советских звезд в том числе.
Галина Брежнева и Игорь Кио
Дочь Леонида Брежнева Галина отличалась неудержимой жаждой жизни и суровым нравом, против которого было трудно что-то противопоставить. И все же иногда Брежневу это удавалось сделать — довольно жесткими методами.
В 1952 году Брежнева уже успела испугать отца — амбициозного партийца, который усердно строил карьеру во власти. Она вышла замуж за циркового артиста. Эквилибрист Евгений Милаев был лет на 20 старше возлюбленной, у него были дети, в браке Галина Брежнева родила артисту дочь и даже была костюмершей в номерах Милаева. Собственно, в цирке с детства за Брежневой наблюдал сын иллюзиониста Эмиля Кио — Игорь. А когда ему исполнилось 18, он немедленно в 33-летнюю Галину Брежневу влюбился, к искреннему ужасу ее родных: юный фокусник в качестве зятя дочери секретаря ЦК КПСС выглядел бледно.
«Начался роман. И нам было неважно, кто и что про нас будет говорить или думать. Конечно, по определенным обстоятельствам мы не афишировали наши отношения, но о них вскоре все равно стало всем известно», — рассказывал позже Игорь Кио.
В 1962 году пара расписалась, но уже девять дней спустя молодым напомнили, какими силами располагает Брежнев. Телеграммой им сообщили, что брак их недействителен, так как заявление Игорь и Галина подали слишком рано после развода Брежневой с Милаевым. Галину спешно увезли в Москву из Сочи, а у Кио отняли паспорт. Вернули документ бандеролью, с вырванной страницей со штампом о браке и отметкой, что документ надо заменить. Кио также дали понять, что если он приблизится к Галине Брежневой еще раз, проблемы (например, с гастролями, особенно зарубежными) начнутся не только у него, но и у его отца, Эмиля Кио. И все же пара провстречалась тайно около трех лет — пока Леонид Брежнев не стал главой государства, а Кио всегда вспоминал Галину как свою первую любовь.
Александр Абдулов и Ирина Алферова
Эту кинопару считали самой красивой в Советском Союзе: ни от Абдулова, ни от Алферовой нельзя было глаз оторвать. И все же после 17 лет брака актеры развелись.
Ирина Алферова попала в театр Ленком в 1975 году, по воспоминаниям актрисы, Александр Абдулов сразу же начал проявлять к ней внимание, а Олег Янковский, увидевший это, предсказал паре свадьбу. Абдулов и правда женился на Алферовой, принял ее маленькую дочь Ксению, как свою, пара обустраивала свою квартиру. Александр Абдулов много работал, а его жена с завидной расторопностью занималась домом.
И все же увлечения одного из самых красивых актеров советского кино не остались для его супруги тайной: 17 лет спустя Алферова решила, что делить мужа с другими не желает, и развелась с Абдуловым. Отношения при этом оба сохранили дружеские.
Татьяна Самойлова и Василий Лановой
Расставание Татьяны Самойловой и Василия Ланового было драматичным: выдержать хрупкий баланс между любимой работой и семьей в юном возрасте оказалось слишком тяжело.
Молодые и очень красивые, Лановой и Самойлова влюбились друг в друга в Щукинском училище, расписались без церемоний и пышного праздника. Мечтали они и о крепкой семье, и об успешной карьере, но осуществить удалось лишь второе. Татьяна Самойлова была беременна, когда ей предложили роль в фильме «Летят журавли» — роль всей жизни, второй такой могло в карьере молодой актрисы и не быть. А тут, как назло, у девушки, которая выросла во время войны и страдала от множества болезней, появилось подозрение на туберкулез...
Василий Лановой настаивал, чтобы Татьяна сохранила беременность, но та, взвесив все аргументы, решилась на аборт — и слегла с тем самым туберкулезом. В отношениях с мужем что-то непоправимо изменилось, она уехала сниматься в «Летят журавли», он — в «Павке Корчагине», потом она представляла фильм в Каннах, а он — в дружественном Китае. Разошлись актеры по инициативе Татьяны: она еще очень любила мужа, но чувствовала, что Василию нужно в жизни что-то другое. Вернее, кто-то другой. Ссор и скандалов между бывшими супругами не было, а уровень их актерского доверия друг к другу остался в истории кино — в «Анне Карениной».
Эдита Пьеха и Александр Броневицкий
Александр Броневицкий, руководитель ансамбля «Дружба», считал себя Пигмалионом солистки коллектива и впоследствии своей жены, Эдиты Пьехи. Он требовал от нее работать над вокалом, «сделать что-то с лицом», то есть сделать свой стиль острее и ярче, и в итоге советская эстрада получила одну из самых ярких своих представительниц.
Но в семейной жизни Пьехи и Броневицкого все было не так безоблачно: первое очарование остроумным и красивым Александром прошло, а взаимная ревность и претензии остались. Уже когда Эдита ожидала появления на свет дочери Илоны, она понимала, что муж ей неверен. Потом Броневицкий начал обвинять Пьеху в отношениях с Муслимом Магомаевым, что было выдумкой и поводом расстаться с женой.
Но у Эдиты Пьехи не было романа с любимым певцом Брежнева. Она позже встретила капитана КГБ Геннадия Шестакова и объявила мужу, что уходит от него. Александр Броневицкий был уверен, что без него карьера Пьехи разрушится, но получилось с точностью до наоборот: разрыв с Эдитой скорее ударил по успехам самого Броневицкого.
Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко
Один из самых культовых советских эстрадных певцов Иосиф Кобзон познакомился с Людмилой Гурченко в 1966 году, когда она переживала нелегкие времена творческого застоя: актрисе, уже познавшей славу после «Карнавальной ночи» было трудно смириться с отсутствием предложений, а период повторного бешеного успеха в семидесятые ей только предстоял. За спиной звездного исполнителя были неудачные отношения, Гурченко же в одиночку воспитывала дочь Машу и была разведена уже трижды. Иосиф Кобзон признался, что был фактически влюблен в актрису с той самой «Карнавальной ночи», а при знакомстве оба почувствовали взаимное влечение.
После года отношений Кобзон и Гурченко расписались, но только уже в браке поняли, что их взгляды на отношения мало совпадают.
«У нее характер был мужской, у Люси. Ты ей слово, она тебе десять», — вспоминал много позже Кобзон.
Поводом для развода стала неверность со стороны певца. Гурченко переживала расставание болезненно, отпустить ситуацию долго не могла и старалась не пересекаться с Иосифом Кобзоном даже на концертах. На вечере памяти актрисы Кобзон исполнил в честь Гурченко песню «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна: «Между мною и тобою — гул небытия».