
Несмотря на то, что в Советском Союзе преимущественно снимали фильмы о любви, дружбе, войне, а также множество культовых комедий, место для ужастиков тоже нашлось. Безусловно, уровень спецэффектов в них не идет ни в какое сравнение с современным, но от этого смотреть их не менее страшно.
В большинстве СССР-овских хорроров за основу взяты сюжеты из русской классики, от чего эти картины смотреть еще увлекательнее. В статье разбираем несколько самых известных фильмов. Если по какой-то причине они прошли мимо вас, обязательно восполните пробел.
Совет: одному такое кино лучше не смотреть — соберите компанию и бойтесь вместе.
Вий (1967)

Пожалуй, один из самых страшных ужастиков нашего детства. Этот советский художественный фильм вышел на экраны в 1967 году и был снят по одноименному произведению русского драматурга Николая Васильевича Гоголя. Считается одним из лидеров советского кинопроката, и не зря.
В этой картине задействован великолепный актерский состав, причем тех актеров, которые прежде играли в совершенно других амплуа. Среди них — Наталья Варлей (Панночка), известная нам по «Кавказской пленнице», а также Леонид Куравлев (Хома Брут), которого чаще всего можно было увидеть в комедийных ролях.
Жуткая атмосфера фильма проработана до мелочей — музыкальное сопровождение, умелое «проживание» ролей актерами, мистическая цветовая гамма, костюмы и масса чудовищ, которые несмотря на «нереалистичность» пугают не на шутку. Чего только стоит сам Вий с его легендарной фразой «Поднимите мне веки!», которая после выхода фильма стала народной.
Кстати, режиссерами фильма из-за острой нехватки времени выступили тогдашние учащиеся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР — Константин Ершов и Георгий Кропачев. Их кандидатуры выдвинул руководитель курсов Леонид Трауберг. Очевидно, с выбором он не прогадал.
Дикая охота короля Стаха (1979)

Первый советский мистический триллер, снятый по мотивам одноименной повести белорусского писателя Владимира Короткевича.
Сюжет разворачивается в 1900 году на территории белорусского Полесья. Туда молодой ученый-этнограф Андрей Белорецкий (Борис Плотников) приехал с целью изучения местных преданий. Он селится в поместье, хозяйка которого, Надежда Яновская, рассказывает ученому страшную легенду о короле Стахе.
Согласно поверью, король периодически устраивал охоту на старинный род, последней представительницей которого Надежда и является. Главный герой решает помочь хозяйке.
Фильм запоминается в первую очередь особой готической атмосферой и фоновым напряжением, которые поддерживает «депрессивное» музыкальное сопровождение. Зритель будто погружается в ту тяготящую обстановку и оказывается на месте главных героев картины.
Критики же оценили фильм за «неожиданные, “леденящие” душу происшествия, с экзотическими атрибутами места действия и романтическим изложением сюжета».
Письма мертвого человека (1986)

Один из самых пугающих советских фильмов режиссера Константина Лопушанского, вышедший в 1986 году. Картина демонстрирует последствия ядерной войны, а именно — ядерную зиму.
В годы холодной войны, когда между СССР и США происходила постоянная гонка вооружений, а в воздухе ощущалось фоновое напряжение и близость возможной катастрофы для всего человечества, такой фильм был как никогда актуален.
Картину высоко оценили на международной арене. Фильм получил ряд наград: гран-при международных кинофестивалей (МКФ) в Варне и Мангейме, приз за режиссуру МКФ в Мадриде, приз жюри XX ВКФ в Тбилиси. Ролан Быков, исполнивший главную роль ученого Ларсена, получил Государственную премию.
Ужас в фильме передан в первую очередь не благодаря особым спецэффектам, а благодаря невероятно тяготящей атмосфере безысходности и сожаления, которое проживает каждый из персонажей. Кто-то пытается приспособиться к новым условиям жизни, кто-то — понять, что привело к таким жутким последствиям, а кто-то — надеется на то, что в будущем все станет лучше и человечество сможет выбраться из сложившихся обстоятельств.
Отдельной сюжетной линией картины идут философские размышления о смысле жизни, причинах неразумного поведения человека по отношению к «себе подобным», попытки объяснить жестокость и глупость. Примечательно, что триллер вышел практически одновременно с Чернобыльской трагедией, что придало картине поистине жуткую актуальность.
Это лишь малая часть советских хорроров, которые запомнились зрителям. Такой жанр кино в СССР практически не снимали, но если уж брались за дело, то выполняли его с особым «погружением». Именно поэтому ужастики советского времени сложно сравнивать с подобными картинами из других стран. И во время просмотра придется не только испугаться, но и, скорее всего, поразмыслить над важными философскими вопросами о смысле жизни.