Многоликий неаристократ советского кино. Каким на экране был Олег Стриженов

Он запомнился советскому зрителю удивительно несоветскими образами — мундир офицера императорской армии выглядел на Олеге Стриженове так гармонично, что многим современным его коллегам такая органика даже не снилась. Но на самом деле палитра образов Стриженова, ушедшего из жизни на 96 году, была гораздо разнообразнее. Команда Леди Mail вспоминает актера, давно доказавшего свою многоплановость.
Автор лонгридов
Олег Стриженов
Олег СтриженовИсточник: ITAR-TASS

У великого советского актера Олега Стриженова была удивительная особенность: его лицо было способно в секунды становиться из прекрасного отталкивающим, если того требовала прихоть режиссера. Зато принципы его не менялись никогда: переупрямить Стриженова было попросту невозможно, что явно сократило его фильмографию, но позволило артисту прожить жизнь, за которую ему не было стыдно. Как сообщил сайту Life.ru Александр Стриженов, Олег Стриженов умер 9 февраля в возрасте 95 лет. Редакция Леди Mail вспоминает, каким зрители полюбили Олега Стриженова.

Экранный аристократ

Кадр из фильма «Сорок первый», Олег Стриженов
Кадр из фильма «Сорок первый»Источник: РИА Новости

Первое, о чем вспоминают кинолюбители, говоря об Олеге Стриженове, это целая плеяда его аристократов и классических персонажей — дебют актера пришелся на роль Артура в экранизации романа Этель Войнич «Овод», что мгновенно создало ему и армию поклонников (вернее сказать, поклонниц, часто весьма настойчивых), и амплуа. Амплуа — вещь важная ровно настолько, насколько и опасная, ведь в нем артист способен безвозвратно застрять, как насекомое в янтаре — очень кинематографично и совершенно безысходно.

И все же ради роли романтического революционера Олег Стриженов героически совмещал  Особенно дела стали плохи после фильма «Сорок первый» — киноначальник признали стройного, с острыми, но гармоничными чертами лица и почти иконописными голубыми глазами Стриженова эталоном русского офицера. Сам артист недовольно замечал, что если бы не его принципиальность, он переиграл бы каждого поручика, прописанного в сценариях.

Олег Стриженов
Олег Стриженов
Олег Стриженов
Олег Стриженов
Олег Стриженов
Олег Стриженов

Но и киноначальников было понять легко: дело же было не только в потрясающем лице Стриженова и даже не в его привычке переходить в раздражении на французский (да-да, до сих пор ходят легенды о том, что отказывал артист — и назойливым фанаткам, и режиссерам — коротким «jamais», «никогда». Возможно, дело в его матери, свободно говорившей по-французски и по-немецки).

Фильм «Сорок первый» произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и особенно за рубежом: картину представили на Каннском кинофестивале, и иностранная критика сошлась во мнении, что Стриженов воплотил на экране самый на тот момент человечный образ идейного врага коммунизма, белого офицера. Еще оставшиеся в живых мигранты после фильма передавали Олегу Стриженову и его партнерше Изольде Извицкой просьбы поцеловать за них далекую Родину.

Но все же исторические костюмы разных эпох шли Стриженову гораздо больше, чем образы современников. Именно Олег Стриженов изображал на предоттепельном и оттепельном советском экране героев Пушкина и Достоевского. И чуть было не дошел до Льва Толстого — Министерство культуры СССР и режиссер Сергей Бондарчук настаивали, чтобы Стриженов попробовался на тяжелую роль князя Андрея Болконского.

Актер потребовал показать ему материалы фильма, а потом, ко всеобщему удивлению, бросил фирменное «jamais» и покинул проект, толком в него не войдя. Похожая история, кстати, произошла с Григорием Козинцевым, искавшем очень долго своего Гамлета.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»Источник: Кадр из фильма

И каким спустя годы первой волны стриженовских аристократов получился уже вполне настоящий князь Сергей Волконский из фильма о восстании декабристов «Звезда пленительного счастья»: актер и режиссер лепили образ человека меланхоличного, сдержанного, почти холодного со всеми возможностями, что только могли быть у дворянина, который выбрал, тем не менее, пожертвовать всем или почти всем ради цели, которую он считал правильной.

Самые необычные роли Олега Стриженова

Кадр из фильма «Его звали Роберт»
Кадр из фильма «Его звали Роберт»Источник: Legion-Media

Но все же оставим аристократов и обратимся к другим ролям актера, не боявшегося ни экспериментов, ни слома амплуа. Например, режиссер Александр Довженко считал лучшей роль Стриженова в фильме «Мексиканец» по Джеку Лондону, где загримированный до неузнаваемости артист играл мексиканского повстанца в США, решившего заработать денег для товарищей при помощи безнажного, казалось бы, боксерского поединка против гораздо более сильного соперника.

Довженко считал, что невероятным плюсом роли Стриженова было то, что он очень много действовал в кадре молча, выражая состояние героя не словами, но пластикой и мимикой. Сам актер ради достоверности пропадал на ринге, где его на полном серьезе тренировали лучшие советские боксеры.

Кадр из фильма «Его звали Роберт»
Олег Стриженов
Кадр из фильма «Хождение за три моря»
Кадр из фильма «Сорок первый»
Кадр из фильма «Мексиканец»
Роли Олега Стриженова

Самой экзотичной ролью Олега Стриженова можно смело считать первый советско-индийский проект «Хождение за три моря», где актер, с его только-только прогремевшей славой по «Сорок первому», сменил всех вместе взятых белогвардейцев на тверского купца Афанасия Никитина, проложившего торговый путь из Европы в Индию.

Олег Стриженов и премьер-министр Индии Джавахарлал Неру
Олег Стриженов и премьер-министр Индии Джавахарлал НеруИсточник: РИА Новости

Роскошная, дорогостоящая широкоэкранная цветная картина стала буквально воплощением того, как Советский Союз всерьез и надолго решил наладить отношения с совсем недавно получившей независимость Индией. Стриженов встречался с премьер-министром страны Джавахарлалом Неру и вспоминал о нем как об очень светлом человеке.

Его простота, естественность и достоинство потрясали как откровение. Он вел себя со мной так почтительно, внимательно и заинтересованно, как будто это не он, а я был великим государственным деятелем.
Олег Стриженов о Джавахарлале Неру

А еще в фильмографии Олега Стриженова есть фильм, обретающий все большую ценность в эпоху развития искусственного интеллекта — картина «Его звали Роберт», где артист до всяческих «Прометеев» и «Искусственных разумов» сыграл ту самую дилемму сотворенного существа, не очень понимающего, как же жить в нашем безумном мире.

Строго говоря, Стриженов сыграл в картине две роли: довольно холодного советского ученого и созданного им андроида Роберта, который оказался во многом человечнее создателя. Трогательная пластика актера, его непосредственность и готовность изучать эту жизнь с чистого листа, привела к тому, что фильм наградили премией «Серебряный астероид» за лучшее исполнение мужской роли на фестивале фантастического кино в Триесте, а «Его звали Роберт» вошел в число самых кассовых фильмов СССР.

Кто выразил соболезнования родным и близким Олега Стриженова

Олег Стриженов
Источник: РИА Новости

Режиссер и актриса Светлана Дружиина в беседе с NEWS.ru заявила, что ей не довелось поработать с Олегом Стриженовым на площадке, однако она была знакома с этим артистом и хорошо знает его родных. Она передала им свои соболезнования и отметила, что Олег Стриженов оказался одним из тех, кто формировал национальный дух нашей страны.

«Это, конечно же, колоссальнейший артист, художник, творец, который очень соответствовал духу времени и духу нации, духу России. И, конечно же, он сделал очень многое. Светлая ему память. Но он был тяжело болен, а значит, время, к сожалению, приходит», —  заявила кинематографист.