Секонд-хенд: хорошо забытое старое

Раньше магазины одежды секонд-хенд встречались на каждом шагу. Теперь их меньше, но они нашли свою нишу и своего верного клиента.

Раньше магазины одежды секонд-хенд встречались на каждом шагу. Теперь их меньше, но они нашли свою нишу и своего верного клиента. Потому что их предложения отличаются от того, что можно найти на вещевых рынках или в «брендовых» магазинах.

Хорошо забытое старое

В некоторых странах и поныне существует обычай: владельцы домов в небольших городках или пригородах мегаполисов раз в год или чаще приглашают соседей на распродажу вещей, от которых хотят избавиться. Цены выставляются символические. По окончании торговли хозяева угощают гостей, и мероприятие превращается в праздник. Все довольны. Гости недорого приобрели что-то полезное и интересное для себя, хозяева избавились от ненужных вещей и заработали немного денег.

В больших городах происходит по-другому. Люди связывают ненужные, но целые вещи в тюки и сдают их в специальные приемные пункты. Вещи из тех самых тюков, пройдя довольно длинный путь, оказываются в конце концов в магазинах секонд-хенд, что буквально переводится как «вторые руки».

В России наиболее бурный этап торговли вещами б/у пришелся на 90-е гг. Магазины возникали как грибы после дождя на каждом шагу. Чего только там не было! В числе прочего - одежда плохого качества или просто ветхая, но в период тотального дефицита было не до жиру. Те времена давно минули, количество «секондов» сократилось, но они прочно заняли свою нишу и нашли своих поклонников. То, что в таких магазинах покупают одежду только очень бедные люди, - стереотип, который далек от реальности. Ирина Соколова, владелица магазина в подмосковном городе Балашихе, говорит, что большинство ее клиентов - люди, которые знают толк в качестве, но не хотят переплачивать, покупая вещи в торговых центрах. При этом составлять свой гардероб исключительно из китайско-турецкого ширпотреба тоже не желают. Вот и находят компромисс, регулярно заходя в секонд-хенд, основа ассортимента которого - повседневная одежда хорошего качества, одежда известных, но не очень дорогих мировых торговых марок.

Спецодежда

В большинстве магазинов вы найдете несколько стандартных отделов: верхняя одежда, женская и мужская одежда, детские вещи, иногда вечерние платья и костюмы выделены в особый отдел. Есть и другие, более специфические категории, которые встречаются не везде, но пользуются спросом. Перечислим некоторые из них.

  • Одежда нестандартных размеров. «Какую-то часть ассортимента обязательно составляет одежда для полных, - объясняет Ирина. - Да, сейчас существуют специализированные магазины, но цены в них «кусаются», а «большим» людям ведь тоже хочется разнообразия и выбора в рамках имеющегося бюджета»
  • Одежда в стиле «милитари». «Многие мужчины любят использовать в повседневной жизни военную одежду, считая ее очень качественной и практичной. Популярностью пользуются элементы немецкой, американской униформы», - рассказывает Александра, менеджер магазина в городе Иванове.
  • Эксклюзив, «высокие» марки. Обычно такие вещи продаются в специализированных магазинах. Это направление сейчас активно развивается в крупных городах. Клиентура - «тусовщики», люди, которые разбираются в моде и хотят выглядеть стильно и «дорого» при относительно небольших затратах». Такой портрет постоянного посетителя рисует Анна, продавец магазина эксклюзивной одежды секонд-хенд в центре Санкт-Петербурга. Некоторые магазины особое внимание уделяют винтажной одежде - здесь можно найти хорошо сохранившиеся пиджаки 80-х или даже платья 50-х гг. Нынешняя мода позволяет творчески использовать подобные вещи с «ретроизюминкой». Кроме того, за ними гоняются костюмеры театров и киностудий, а также модельеры в поисках новых идей. Здесь же можно найти оригинальную национальную одежду - сари из Индии, настоящие кимоно из Японии. В секонд-хенде нередко подыскивают оригинальные наряды участники различных тематических и корпоративных вечеринок, подбирают костюмы для детских праздников родители.
  • Спортивная одежда. Не секрет, что спортивная экипировка стоит дорого и начинающим иногда имеет смысл начать с недорогих подержанных вещей. В «секонде» можно найти специальную одежду для велосипедистов, борцов, одежду для фитнеса, спортивных и бальных танцев.

Происхождение видов

Резонный вопрос: откуда именно берется «вторичка» на российском рынке и каковы гарантии, что эти вещи окажутся безопасными?

Владельцы магазинов приобретают одежду у оптовых компаний-дистрибьютеров, которые закупают огромные партии непосредственно у европейских и американских компаний, занимающихся сбором, сортировкой и обработкой одежды. Основные поставщики для России - Германия, Голландия, Англия, Скандинавские страны. Есть фирмы, специализирующиеся на американской одежде, но за счет транспортных расходов ее себестоимость высокая.

В благополучных странах Запада полная смена гардероба раз в полгода или в год - норма жизни. Потому износ вещей бывает небольшой. В разных государствах существуют различные системы сбора вещей, но, как правило, такой сбор поощряется властями. В Америке, например, за сданные вещи могут «списать» часть налогов. Кроме тех вещей, которые собирают семьи, в категорию «секонд-хенд» попадают также снятые с витрин модели, которые сдают магазины.

В России культура сбора подержанных вещей еще пока не сложилась. Возможно, со временем она возникнет. Но пока сдать надоевшее и ненужное пальто или платье можно только в единичные сохранившиеся с советских времен комиссионные магазины. Поэтому можно быть уверенным на 100%, что вся одежда, которая продается в секонд-хендах, приехала из-за рубежа.

Итак, зарубежные компании сборщики осуществляют сортировку и многоступенчатую тепловую и химическую санитарную обработку вещей, которая гарантирует их безопасность для новых покупателей. В процессе дезинфекции одежду подвергают воздействию специального газа. Отсюда особый запах, который можно почувствовать в магазине и который некоторое время держится на ткани, но довольно быстро выветривается. Российские санитарно-эпидемиологические службы проводят дополнительную экспертизу и проверяют наличие у поставщиков соответствующих сертификатов. При желании можно поинтересоваться в магазине наличием таких документов. Так или иначе, для собственного спокойствия купленные вещи стоит постирать и прогладить хотя бы потому, что они побывали на прилавке магазина, в руках многих продавцов и покупателей.

Магазины берут товар у оптовых компаний на вес. Это большие мешки, уже отсортированные, во-первых, по категории (например, «ориджинал», «люкс», «стандарт»), во-вторых, по типам вещей (джинсы, футболки, детская одежда, верхняя одежда, домашний текстиль и т. д.). Цена за килограмм, естественно, зависит от категории и вида. Некоторые розничные продавцы снижают себестоимость товара, покупая несортированную одежду. Тогда процесс подготовки вещей к продаже становится более трудоемким. В каждой партии могут быть как эксклюзивные экземпляры, которые можно продать за хорошую цену, так и практически неликвидные. Одна из владелиц магазина секонд-хенд призналась, что ее бизнес - чистая рулетка.

При этом Ирина Соколова отмечает, что совсем новые вещи попадаются достаточно часто. «Это примерно 1/5 ассортимента. Но откуда они берутся, я, честно говоря, не знаю. Возможно, были куплены хозяевами, а потом не подошли. Может быть, это сток, но только из небольших магазинов. Крупные сети сдают непроданный товар в специальные фирмы, и продается он потом также через специальные сток-центры».

Ценовая политика

Многие компании, специализирующиеся на торговле подержанной одеждой, придерживаются следующей схемы продаж. Сначала выставляют весь ассортимент по максимальной цене. Спустя некоторое время цена на непроданные вещи снижается сначала на 30%, потом на 50% и более. Цикл занимает от трех недель до месяца, потом хозяева закупают новую партию товара. В результате практически каждая вещь находит своего покупателя: кто-то приходит, чтобы найти и отобрать лучшее, а кто-то для того, чтобы приобрести одежду совсем дешево.

Что касается стоимости, то за исключением эксклюзивных вещей, которые могут отбираться (а могут и не отбираться) владельцами магазинов и продаваться дороже, цена на каждый из видов одежды имеет определенные границы. Так, например, на джинсы она составит максимум 400-500 руб., блузка будет стоить около 250-350 руб., пальто - до 1 000 руб.

Есть места, где цену для отдельной вещи не указывают, а продают одежду на вес. Это обычно магазины «попроще», где покупатели выуживают понравившийся товар из больших ящиков, а для того чтобы расплатиться, просто взвешивают его. Отдельная цена на каждую вещь - особенность торговых точек более высокого уровня. В магазинах же, специализирующихся на эксклюзивной одежде класса люкс, цены могут быть уже достаточно высокими - до 2 000 руб. за джинсы или 5 000 за вечернее платье. Тем не менее покупатели этих магазинов считают, что дело того стоит, поскольку стоимость новых вещей такого уровня на порядок выше.

Законы жанра

Для некоторых покупателей поход в секонд-хенд - это способ «поиграть с модой», попробовать новый стиль и не бояться при этом потратить много денег. Посетитель магазина более свободен в выборе, так как не чувствует материальной скованности: за 2 000 руб. он может купить 5-6 вещей и дома спокойно попробовать скомбинировать их с уже имеющимися.
Пожалуй, сложно найти в секонд-хенде более или менее конкретную вещь, которую вы запланировали купить. Допустим, вам нужна длинная клетчатая юбка. Вероятность того, что вы ее найдете за один поход, минимальна. Но может попасться совершенно потрясающий топик или вечернее платье. То, что понравилось, надо брать сразу: все вещи в единственном экземпляре и ждать вас, скорее всего, не будут.

Любой понравившийся предмет гардероба надо очень внимательно осматривать. Вещь с первого взгляда кажется новой, но при внимательном изучении на ней запросто может обнаружиться пятно или дырка. Нашли пятнышко - предъявите продавцу. Если вы готовы попробовать отстирать его сами, возможно, вам продадут вещь со скидкой. В любом случае работники магазина должны помочь с выбором. В хорошем месте не станут обманывать, ведь вы тогда больше не придете, а весь этот бизнес держится на постоянной клиентуре. О качестве и долговечности вещи можно судить по бренду. Поскольку все вещи приходят из-за рубежа, вероятность подделки известных марок близка к нулю. Скорее всего, даже ношеные джинсы Calvin Klеin, купленные в секонд-хенде, прослужат дольше, чем новые с Черкизовского рынка, украшенные тем же лейблом.

Обратите внимание: ассортимент магазинов «вторички» жестко подчинен сезонности. Поэтому, скажем, экипировку для лыж нет смысла искать летом, а велосипедную - зимой. То же касается верхней одежды. Шубы и дубленки, цена которых обычно колеблется от 2 000 до 10 000 руб., занимают свои места на вешалках ближе к ноябрю и исчезают в марте.

Личный опыт

  • "Необходимость явиться на прием в вечернем платье обрушилась на меня как снег на голову. Ничего подходящего в моем гардеробе не было, ведь я совсем не веду светскую жизнь. Тратить безумные деньги на одежду, которая понадобится на один вечер, мне не хотелось. Выручил секонд-хенд. В общем, вполне пристойный наряд можно купить за 1 000-2 000 руб. Но подходящую модель придется поискать, обойдя несколько магазинов».
  • «Сейчас в секонд-хенд захожу редко, но бывали времена, когда я делала это регулярно. Для себя вывела несколько правил. Во-первых, искать там хороший трикотаж - практически безнадежное дело. Очень много деформированного. А вот выбор всех видов брюк в «секонде» лучше, чем в обычных магазинах. Гораздо проще подобрать модель на нестандартный рост - как высокий, так и маленький. Просто в Европе больше разных ростовок на один и тот же размер. А практически любые новые штаны, купленные в московских магазинах, мне приходилось укорачивать. Из-за этого пропорции вещи меняются и она хуже сидит».