Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200!
(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Предложение диктует спрос
Не последнюю роль при выборе профессии играет ее востребованность. Конечно, трудно сказать, выпускникам каких вузов будет проще устроиться на работу через пять, а тем более десять лет..Как быть?
Профконсультацию проводит АННА МУХИНА, психолог-консультант, ведущий специалист центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВА: «Сын перешел в 11-й класс. С будущей профессией пока не определился. Мы предлагаем ему свой вариант вуза, но сын настаивает на том, чтобы годик после школы поработать, осмотреться, а уже потом решать, куда ему поступать. Не хочется давить на него, «запихивая» в институт, но ведь непоступление грозит армией...»
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: Вы совершенно правы: «запихнуть» - далеко не лучший вариант. Прежде всего стоит понять, что именно заставляет вашего сына отказываться от поступления: желание получить финансовую независимость, нелюбовь к учебе в принципе, неумение выбрать из нескольких привлекательных для него сфер деятельности или что-то еще? Выслушайте его, четко и аргументированно изложите свою позицию, но право выбора все же оставьте за ним.
ИРИНА САВЕЛЬЕВА: «Моей дочери 16 лет. Все ее подруги уже определились с будущей профессией, а она - нет. Более того, мне кажется, что дочь вообще слишком легкомысленно относится к этому вопросу, не понимает всю серьезность ситуации».
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: Ваши переживания понятны, в этом возрасте действительно уже пора задумываться о своем будущем, но не стоит забывать, что не все дети взрослеют одинаково быстро. Ваша задача сейчас - помочь дочери разобраться в себе, в своих интересах и склонностях. И делайте это без лишнего нажима, дружелюбно и внимательно. Дайте ей немного времени, и она обязательно определится.
МАРИНА НИКОНОВА: «В нашей семье профессия врача передается из поколения в поколение. Сын тоже поговаривает о поступлении в мединститут. Мы, конечно, не против, если он продолжит семейную династию (да и связи есть в медицинской среде), но не будет ли он потом об этом сожалеть? Ведь другими профессиями он даже не интересовался».
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: В семьях, где родители увлечены своей работой, дети нередко принимают решение пойти по их стопам. Ничего плохого в этом нет. Но надо разобраться, почему ваш сын делает этот выбор. Если он с интересом рассуждает о профессии врача, расспрашивает о тонкостях лечебного дела, много времени уделяет изучению химии и биологии, задумывается о перспективах - значит, его выбор осознан. Но если его единственный аргумент в пользу медицинского образования - «хочу быть как мама и папа», значит, в доктора он идет «по инерции», не пытаясь понять, насколько профессия родителей соответствует его собственным интересам и склонностям.
Чтобы убедиться в правильности принятого решения, обсудите вместе с сыном другие возможные варианты, помогите ему получить больше информации о разных профессиях - все это позволит понять, что интересует ребенка по-настоящему.
ЯРОСЛАВ СТРОКОВСКИЙ: «Наша дочь мечтает о карьере адвоката, однако школьный психолог, проводивший профтестирование, сказал, что у нее нет к этому способностей. Предлагаем дочери обратиться в центр профориентации, но она опасается, что ее вновь будут убеждать отказаться от голубой мечты».
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: Объясните дочери, что профконсультант никогда не навязывает однозначное решение. Его задача - помочь ребенку разобраться в своих склонностях, предоставить информацию о профессиях, которые соответствуют его личностным особенностям, рассказать о перспективах той или иной сферы деятельности. Возможно, одна из обсуждаемых профессий заинтересует вашу дочь, но, если в процессе профконсультации она еще больше утвердится в своем желании стать адвокатом, в этом тоже нет ничего страшного.
Многое решает наличие сильного желания, стремления достичь цели. Именно тогда человек совершенствуется, приобретает необходимые знания и навыки, развивает способности. Так что, если сейчас девушка не обладает ярко выраженными способностями к профессии адвоката, все равно у нее есть шансы на успех.
В случае необходимости психолог порекомендует ей комплекс мероприятий, направленных на развитие профессионально важных качеств, например тренинги развития внимания, ораторских способностей, уверенности в себе и пр.