
Мы, взрослые, стремимся обеспечить нашим детям все самое лучшее. Нам хочется, чтобы они были уверенными в себе, смелыми и ценили собственную личность. Многие полагают, что высокий уровень самооценки достигается через похвалу. Однако существует тонкая грань, после которой искренние слова поддержки начинают превращаться в установку: «Ты всегда должен проявлять себя отлично». Это может негативно сказаться на психике, рассказала «Газете.Ru» Марина Май, основатель образовательных центров «Арт Академия-Академия отличий» и эксперт в области раннего развития детей.
«Когда ребенка хвалят за каждый шаг — «молодец, ты сел», «умница, ты взял карандаш», «какой ты у нас художник!» — он сначала радуется. Но со временем привыкает к тому, что любое его действие обязательно должно получить одобрение взрослого. И если вдруг похвалы не последовало — это воспринимается как провал. Так рождается тревожная зависимость от внешнего подтверждения собственной ценности», — объяснила специалист.

По словам эксперта, при таком подходе у ребенка теряется внутренняя опора. Он сосредоточен на том, как его оценивают взрослые. Это снижает мотивацию к самосовершенствованию — если похвалу получает за простые достижения, зачем добиваться большего? Появляется страх ошибок: «Если я не справлюсь — меня не оценят, а если не оценят — значит, я плохой». В результате самооценка становится хрупкой, зависящей от внешней оценки.
«Это не значит, что ребенка нельзя хвалить. Важно, как именно это делать. Отмечайте процесс, а не только результат. Не «Ты — гений!», а: «Ты так внимательно работал! Видно, что постарался». Задавайте вопросы. Вместо «Какой у тебя красивый рисунок!» — спросите: «Ты выбрал такие яркие цвета! Что ты хотел этим показать?» — это поможет ребенку осознать и прожить свой опыт. Помогите осмыслить успех. Не просто радоваться пятерке, а обсудить, что помогло ее получить», — посоветовала Май.
Все мы любим похвалу, но детям, особенно в раннем возрасте, необходимо не просто одобрение, а ощущение, что их действительно слышат и ценят. Взрослый должен быть не судьей с оценочными табличками, а доверенным лицом, способным помочь понять себя и развиваться. Порой достаточно обнять ребенка и сказать: «Я с тобой».