Психолог на примере Остапа Бендера раскрыла, почему мы влюбляемся в антигероев

«Одноклассники» запустили проект «Психология русской литературы», в котором эксперты разбирают самых популярных персонажей, опираясь на знания современной психологии и культурного контекста. В одном из выпусков затронули тему любви к антигероям на примере Остапа Бендера из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
Редактор рубрик «Мода» и «Психология»
Девушка и мужчина читают книгу и думают о том, какой характер Остапа Бендера, почему мы влюбляемся в антигероев
Психолог и писательница высказали свое мнение о том, почему могут привлекать отрицательные персонажиИсточник: Кадр из фильма

Психолог Виктория Нагорная и писательница Ника Марш порассуждали о том, кто же такой Остап Бендер, и почему читатели им могут восхищаться, хотя он — мошенник и манипулятор?

Писательница Ника Марш отметила, что Остап Бендер — мастер аферы, но все же читатели десятилетиями не просто терпят его, а восхищаются.

Психолог Виктория Нагорная объяснила этот факт эффектом ореола, который используют в психологии: если человек производит приятное впечатление в одном аспекте (например, в общении), мы склонны считать его хорошим и в других (например, в нравственности), даже если это не так.

При этом Ника Марш напомнила, что персонажей вроде Остапа Бендера или Воланда с его свитой объединяет одно: они нарушают правила, но делают это красиво.

«У них своя логика, стиль, харизма. Они интереснее, чем идеальные герои, потому что ближе к реальности со своими слабостями, страстями, двойственными мотивами, — отметила писательница. — Такие персонажи вызывают симпатию, потому что говорят и делают то, чего нам самим хочется, но нельзя, воплощает силу, свободу, смекалку».

Девушка и мужчина читают книгу и думают о том, какой характер Остапа Бендера, почему мы влюбляемся в антигероев
Антигерои интереснее, потому что ближе к реальности со своими слабостями и страстямиИсточник: Кадр из фильма

С ней согласна Виктория Нагорная: «Мы влюбляемся в Остапа потому, что устали от лицемерия и фальши, мечтаем о свободе, хотим побеждать, а не выживать, ценим интеллект больше, чем мораль, когда мир кажется несправедливым».

Однако психолог подчеркивает, что любовь к персонажу — это не оправдание его поступков, к тому же речь идет именно о литературном герое, а не реальном человеке.

«Остап — это литературный архетип хитреца. В реальной жизни человек с такими чертами — манипулятор, социопат, возможно, преступник. Его действия — это вред и для общества, и для жертв. И для читателя здесь важно различать художественный образ, вызывающий эстетическое восхищение, от реальных последствий подобных поступков в жизни», — сказала Виктория.

Также она отметила, что Остапа Бендера можно любить, цитировать, восхищаться им как образом, но важно помнить, что он — не пример для подражания.

«Это мифологическая фигура, созданная не для повторения, а для размышления. Любите Остапа, но понимайте, почему. И не ищите его в жизни!» — предупредила психолог.