Рептилии, религия и человеческие эмоции. Какими были киномиры Эйко Исиоки

Японскому дизайнеру Эйко Исиоке в 2025 году могло бы исполниться 87 лет. Редакция Леди Mail пересмотрела главные фильмы, костюмы для которых придумывала одна из самых стилистически узнаваемых художниц от мира моды — от копполовского «Дракулы» до сюрреалистических фантазий Тарсема Сингха.
Автор лонгридов
Как выглядят образы для кино, сделанные Эйко Исиокой
Эйко Исиока и Фрэнсис Форд КопполаИсточник: Legion-Media

Эйко Исиока, дизайнер, родившаяся в Японии, но соединившая в своем воображении Восток и Запад в самых неожиданных пропорциях, могла бы отметить в 2025 году 87-летие. Команда Леди Mail вспомнила самые яркие работы Эйко Исиоки для кинематографа.

Откуда Эйко Исиока черпала вдохновение

Эйко Исиока вдохновлялась разными культурами и строением человеческого тела
Эйко Исиока на премии ОскарИсточник: Legion-Media

В судьбе Эйко Исиоки, появившейся на свет в предвоенные годы, западного образа жизни долго было значительно больше, чем восточного — и это в пропитанной традиционализмом Японии. Когда же Вторая мировая прокатилась по пригородам Токио, семья образованных на иностранный манер интеллигентов Исиока эвакуировалась, столкнувшись с новой реальностью: в своей же стране они чувствовали себя пришельцами. Но эффект погружения в глубинную Японию длился недолго: после окончания войны страна оказалась полностью зависима от тех, кто сбросил на нее две атомных бомбы — Токио превратился в западный город, пропитанный американским духом и переполненный американскими товарами. Эйко Исиока, окунувшись в этот новый мир, быстро решила, что самый точный путь в жизни лежит через индивидуализм — чтобы стать кем-то в этом мире, нужно было сберечь свою уникальность.

Эйко Исиока вдохновлялась религиозными и историческими костюмами
Эйко Исиока и Тарсем СингхИсточник: Legion-Media

Эйко Исиока закончила Токийский университет искусств этаким вундеркиндом художественного мира Японии: когда она стала заниматься графическим дизайном, постановкой рекламных роликов для таких известных японских брендов, как Shiseido, Issey Miyake, Isamu Noguchi, ей еще не было и тридцати. Изобразительный язык Исиоки сформировался под влиянием множества факторов: изучение человека, пропорций его тела и анатомии, наблюдение за животным миром — насекомыми, рептилиями и птицами, обращение к религиозным мотивам самых разных культур — от католицизма до синтоизма и индуизма и обратно. Вскоре Исиока сама стала создавать образы, причем в таких сложных техниках (вплоть до производства пластического грима и протезов), что за талантливую японку ухватились в индустрии, где одинаково важны красота, функциональность, шоковость и разнообразие материалов — в кино.

«Дракула Брэма Стокера»

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера»
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера»Источник: Legion-Media

Фильм Фрэнсиса Форда Копполы, здорово переосмысливший каноничного злодея старого Голливуда, не был первой работой Эйко Исиоки в качестве художника по костюмам, но стал ее первой действительно мировой победой. Перед дизайнером стояла задача отобразить как минимум четыре мира «Дракулы Брэма Стокера». Тихую жизнь до роковой поездки главного героя, Джонатана Харкера, в поместье графа Дракулы, олицетворяли викторианские костюмы: платья Мины Мюррей в исполнении Вайноны Райдер были выполнены в нежных пастельных тонах, но с непременным жестким корсетом, высоким воротником, длинными рукавами. Гораздо более откровенным и намекающим на нрав и судьбу героини был гардероб подруги Мины, рыжеволосой Люси, по бальному платью которой расползались изумрудные змейки. Совершенно другой реальностью оказались костюмы охотников за вампирами — многослойные, землистые, массивные, позволяющие прятать в полах плащей и накидок новые и новые орудия для опасной работы.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»

И совсем уж иной реальностью живет многоликий персонаж Гэри Олдмана — его ипостаси Дракулы живут и в материальном, и в потустороннем мире. Жуткий седой старик в кроваво-красной мантии, отсылающей к образу кардинала, загадочный иноземный принц в сером костюме, высоком цилиндре и манкими очками с синими стеклами реальны ровно настолько же, насколько и жуткий звероподобный монстр, или же обреченный, потерявший любовь и веру рыцарь в кровавых доспехах, похожих на образ святого Варфоломея с содранной с него кожей.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
6фотографий
Образы Дракулы и других вампиров, костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»

И вот уже под его влиянием меняются все остальные: платье Мины Мюррей, которая все же ответила на страсть Дракулы взаимностью, алеет и лишается даже намека на оковы корсета, а Люси превращается в кровопийцу: ее похоронное платье ничем не отличается от подвенечного.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Дракула Брэма Стокера»
Плащеносная ящерица
Плащеносная ящерица

Эйко Исиока признавалась, что самой яркой деталью ее образа стал огромный воротник, который она отчасти позаимствовала у героев парадных портретов XVI века, а отчасти — у плащеносной ящерицы, распускающей округлый капюшон вокруг шеи в случае опасности. За работу с Копполой Эйко Исиока получила «Оскар» в 1992 году.

«Клетка»

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка», Дженнифер ЛопесИсточник: Legion-Media

В самом начале 2000-х Эйко Исиока нашла настоящего соратника — режиссера индийского происхождения Тарсема Сингха. В 2000 году постановщик и художница стали работать над триллером «Клетка», главные роли в котором исполнили Дженнифер Лопес и Винсент Д’Онофрио, известный по роли рядового Лоуренса-Кучи в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика. Картина стала идеальной игровой площадкой для обожающего искусство и сюрреализм Сингха — львиная доля сюжета развивается в сновидениях маньяка-убийцы, в подсознании которого психолог и полицейский ищут зацепки для спасения еще живой жертвы преступника. Уже в образах для «Клетки» Исиока цитирует сама себя, костюмы для погружения в чужие сны выглядят похожими на доспехи Дракулы — комбинезоны буро-красного оттенка с узором, напоминающим строение мышц. В этот раз они намекают, какой риск берут на себя путешественники в подсознание. Психолог и психопат стали героями, которых Эйко Исиока превратила в визуальные константы истории.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»

Жалкий и травмированный в реальности, преступник в «Клетке» в своих снах предстает существом почти всемогущим — именно поэтому в его образах читаются отсылки к облачению Папы Римского, к королевским одеяниям, к азиатской стилистике, а также к образам зла — в разных эпизодах фильма маньяк появляется то с огромными рогами, то снова в образе рептилии. Например, в финальном сражении добра и зла маньяк предстает похожим на крокодила или дракона — с огромным чешуйчатым плащом и узорами на теле.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка»
Злодей фильма «Клетка» в образе драконаИсточник: Кадр из фильма

Образ пытающейся понять преступника путешественницы по подсознанию — концентрация красоты в «Клетке». Попав в ловушку во сне маньяка, психолог на время становится его игрушкой — и Эйко Исиока создает для нее образ кровавого сфинкса — черно-багровое платье, сексуальное ровно настолько, насколько и неудобное, в первую очередь из-за алого пластикового воротника, в котором актриса с трудом могла двигать головой. На лице героини Лопес при этом была причудливая маска, напоминающая ближневосточные украшения.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка», Дженнифер Лопес
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Клетка», Дженнифер ЛопесИсточник: Legion-Media

В финале истории девушка появляется сразу в двух образах, один из которых цитирует образ Девы Марии — развязка фильма композиционно построена по мотивам Пьеты, оплакивания Богоматерью Иисуса Христа. При этом параллельно психолог становится воительницей, чтобы победить зло — но даже ее доспехи сделаны из кожи, а не металла, поддерживая общую тенденцию фильма на фетишизм. Когда же жуткая история завершается, героиня Дженнифер Лопес во время сеанса общения с маленьким болеющим ребенком носит белоснежную «амазонку» с перьями на воротнике, в которой она гарцует верхом по снам своих пациентов.

«Запределье»

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»Источник: Кадр из фильма

Сотрудничество Эйко Исиоки и Тарсема Сингха продолжилось: дизайнер создала костюмы для фильма «Запределье», в котором сначала реальность вмешивается в сказку, а затем — сказка в реальность. Перед Исиокой стояла трудная задача — создать сказочным персонажам (среди которых затесался натуралист Чарльз Дарвин, без бороды, но с обезьянкой и в гигантской шубе, похожей на крылья экзотической бабочки, в любую жару) такую одежду, которая не потерялась бы на фоне самых красивых мест планеты Земля. «Запределье» снимали в 24 странах мира — от Франции и Италии до Индии и Китая, от Фиджи и Аргентины до Индонезии и Чехии.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»
6фотографий
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Запределье»

Создавая сказку, в которой много страданий и еще больше — культурных отсылок, Исиока использовала предметы одежды со всего мира. Нигерийские рогатые маски, убранство сикха, наконец, смесь военного мундира, костюма тореадора и одежды ковбоя из старых вестернов для главного героя. И, как водится, невероятные костюмы для героини — сказочной принцессы, в чьем образе видны лотосы, свадебные костюмы Китая и Японии, нежность платьев эпохи Ренессанса.

«Белоснежка: Месть гномов»

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»Источник: Legion-Media

Последним фильмом, над которым Тарсем Сингх и Эйко Исиока поработали вместе, стала комедия «Белоснежка: Месть гномов» — в котором театрализованность обстановки соседствует с самоироничными отсылками к Болливуду.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов», Лили Коллинз

Разумеется, основное визуальное напряжение возникает между Белоснежкой, сыгранной Лили Коллинз, и Королевой-Мачехой, которую во всем стервозном комедийном блеске сыграла Джулия Робертс. Принцесса и королева, обе в пышных платьях, у Белоснежки сохранялась не только классическая диснеевская гамма голубого и золотистого, но также и множество белых или пастельных платьев.

Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов», Джулия Робертс
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов», Джулия Робертс
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов», Джулия Робертс
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов», Джулия Робертс
6фотографий
Костюмы Эйко Исиоки к фильму «Белоснежка: Месть гномов», Джулия Робертс

А вот ее рыжеволосая мачеха, похожая на Елизавету Английскую прической, отвечает в фильме за размах — ее кринолины достигают поражающих воображение объемов, лишь подчеркивая, что за всеми обручами, шелками и кружевами — золотыми и кроваво-красными, никаких черных или затемненных оттенков, только чистый цвет — скрывается человек маленький и оттого злобный.

Эйко Исиока за работой над костюмами к фильму «Белоснежка: Месть гномов»
Эйко Исиока за работой над костюмами к фильму «Белоснежка: Месть гномов»Источник: Legion-Media

Легкое кино, в котором сказка оказывается очень земной и совсем не страшной, стало одним из финальных проектов Исиоки — в 2012 году она умерла после долгой борьбы с онкологическим заболеванием. Перед этим она успела одеть сказочное королевство — это немало, согласитесь.