Мы говорим "стильная", подразумеваем - "хорошо одета". Говорим "стиль", подразумеваем - моду. Обложки многостраничного глянца сыпят звездами разной величины, но иконы стиля по-прежнему можно пересчитать по пальцам - Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Софи Лорен, Одри Хэпберн...
Вот только попытаться непременно стоит. В конце концов, это традиционная женская забава - справляться с невозможным и по праздникам перевоплощаться в королеву.
В поисках стиля
Что такое "персональный стиль"? Это прежде всего индивидуальность, воплощенная в визуальной форме. То, что видно с первого взгляда. То, что сильнее и важнее, чем модные тенденции и готовые образы.
Но несмотря на эти азбучные истины, по-настоящему стильных людей мало даже среди звезд.
К примеру, эталон популярности - Мадонна. Еще в 2000 году она попала в Книгу рекордов Гиннеса: составители подсчитали, что за время своей карьеры певица создала 85 образов - от порочного ангела из клипа Like a Virgin до миловидного демона из тура Ray of Light. О чем говорят эти 85 образов? О том, что внешний вид поп-дивы наши дети будут представлять себе с трудом. В отличие от той же Мэрилин Монро. Ведь что такое "стиль" Мадонны? Огромный набор самых модных вещей сезона. Мадонна жонглирует образам, меняется для каждого нового тура: ковбойская шляпа, узкие джинсы, клетчатая рубашка, спустя год - винтаж, богемный шик и роскошь. Мадонна всегда будет иконой моды, но вот иконой стиля - увы.
Зато в иконы стиля с каждым годом все активнее стремится барышня с гораздо меньшим числом поклонников, имя которой еще пару лет назад в России было известно лишь самому модному меньшинству. Дита фон Тиз, королева бурлеска, девушка pin-up со старомодных картинок. Когда-то она была белокурой девочкой из американского городка Рочестер, звали ее Хизер Рене Свит, и она не производила на окружающих совершенно никакого впечатления. Сейчас в интервью Дита фон Тиз легко признается, что до изменения своего имиджа на нее совершенно никто не обращал внимания.
Но в ее распоряжении были необходимые инструменты создания стиля: намерение выделяться из толпы и мечта быть такой же провоцирующей, как Бетти Пейдж, и такой же изысканной, как Рита Хейворт. Она засматривалась фильмами 40-50-х годов, экспериментировала со своим стилем, и в конце концов перекрасилась в брюнетку и остановила свой выбор на винтажных нарядах. Сейчас ее стиль продуман до мелочей - непременный корсет, чулки, головокружительные шпильки Louboutin и классический крой середины прошлого века. Она совершенна, и до сих пор не доверяет рукам стилистов: и перед красной ковровой дорожкой, и перед фотосессией она сама делает и прическу, и макияж
"Имидж звезд постоянно меняется вместе с модными тенденциями, - говорит Дита - Это абсолютно бессмысленное, лихорадочное переключение с одного стиля на другой. У Марлен Дитрих и Мэрилин Монро был свой неповторимый стиль, и их облик останется навсегда. Я вот уже 10 лет придерживаюсь одного стиля. Через 10 лет мода уже сотни раз переменится, а я буду все та же... И буду все так же популярна!"
Мастерская стиля
Итак, стиль - это единое направление, которое соответствует вашему стилю жизни, внутреннему "Я" и предпочтениям. Направление единое и единственное. Я уже слышу протесты вечных перфекционистов. Не волнуйтесь, этим выбором ваше развитие не ограничивается: вы не застынете в янтарной массе вечного "сегодня" и будете продолжать меняться, но меняться в рамках одного стиля.
В конце концов, и Дита предстает то в образе провокационной pin-up girl, то прячет белоснежное лицо под непроницаемой вуалью, то появляется перед публикой разодетой в пух и прах, в тяжелом бархате и шляпе с птицей на полях. Но между этими метаморфозами всегда прослеживается единство стиля.
Шаг 1. Внутреннее "Я" - во всей красе
Не бывает яркого стиля без яркой личности. Стиль складывается только тогда, когда за узнаваемым образом проявляется личность. Вспомните старый фильм Билли Уайлдера "Сабрина". Героиня Одри Хэпберн, неприметная дочка садовника, имела несчастье влюбиться в наследника имения, в котором работает ее отец. От греха подальше она уезжает в столицу моды - Париж!- и уже через два года возвращается неописуемой красавицей. И, конечно же, сражает наследника наповал. И вовсе не потому, что модные вещички преобразили ее до неузнаваемости. Напротив, она лишь хорошенько познакомилась с самой собой и поняла, каково это - быть собой настоящей, ни на кого не похожей.
Я часто слышу о том, что персональный стиль - нечто врожденное, вроде обаяния или приятного голоса. Между тем, вспомните Марлен Дитрих - икону стиля, которая долго и трагично искала себя. Она долгое время не умела выразить себя в полноценном визуальном образе, вы только взгляните на фотографии начала ее карьеры: кружева, рукава-фонарики, неуместные меха, фасоны, которые уродовали ее фигуру. И это Марлен Дитрих! Но вот происходит встреча с режиссером Штернбергом, и Марлен не просто обретает стиль, она навсегда остается в истории моды и искусства.
Так что, ищите себя, вытаскивайте на свет божий свою внутреннюю сущность и думайте, в какие одежки ее лучше всего будет нарядить. В этом вам поможет как честный разговор с самой собой, так и специальные психологические техники. Одну из таких предлагает Джулия Кэмерон, автор курсов по развитию творческих способностей: "идеальная Я". Как бы вы одевались, вели себя и какие образы воплощали в жизнь, если бы представляли собой воплощение идеальной, совершенной себя? Это самый простой и самый лучший способ раскрыться в целом и создать персональный, неповторимый стиль в частности. Это самый дельный совет, который дают читательницам женского глянца сегодняшние стильные мира сего.
Шаг 2. Основа
Разнообразие стилей бесконечно, но все они базируются на трех основах, трех стильных законах.
Основа "Вечная классика". Это Джеки Кеннеди - туфли-лодочки, шляпки-таблетки, узкие юбки-карандаши и строгие костюмы. Это стопроцентная непреложная элегантность. Любительницам вечной классики приходится всегда "держать спину" и следить за тем, чтобы ни один волосок не выбился из прически, но изысканность и совершенство образа того стоит.
Основа "Творческая личность" подразумевает любой бунт фантазии. Любительницы этого стиля предпочитают выделяться не только на фоне большинства, но и на фоне собственного круга богемы. Туники, балахоны, хиппи-шик, этника, романтизм и вечная женственность во всех ее проявлениях, сложный крой и креативные решения - вот ключевые слова для поиска в этом направлении.
Основа "Контркультура" - это все, что не входит в понятие массовой культуры. Для таких женщин нет ничего хуже, чем следовать модным тенденциям, покупать трендовые вещи и одеваться на распродажах. В их гардеробе нет случайных вещей, а стиль продуман до мелочей. Безусловные примеры для подражания - Грета Гарбо и Марлен Дитрих. В середине прошлого века эти ультрашикарные женщины носили смокинги, шляпы мужского кроя и предпочитали независимый черный всей остальной цветовой гамме.
И не спрашивайте, куда стоит отнести "спортивный стиль". Такой стиль существует лишь в пределах тренажерного зала.
Шаг 3. Мода
Пожалуй, это самое правильное отношение к моде: мода - это инструмент создания индивидуального стиля. А вот перенимать готовые образы с подиумов - глупость, сравниться с которой может разве что покупка родителями одинаковых вещей для детей-близнецов.
Однако, модные образы могут вдохновить на собственные эксперименты, а в бесконечном потоке знаковых вещиц непременно найдутся те, которые дополнят ваш стиль. В этом случае шопинг заметно упрощается - вы знаете, что хотите и ищите лишь способы реализовать желаемое.
Полезными также могут оказаться модные журналы прошлого - это бесконечный источник вдохновения подавляющего большинства сегодняшних кутюрье. Сегодня они продаются на Интернет-аукционах и специализированных сайтах. Кроме того, подшивки русских журналов прошлого века есть в крупных библиотеках.
Еще один источник знаний о моде прошлого - кино. Одна из самых заметных идей в осенне-зимней коллекции Dolce&Gabbana - шелковые "парадные" пижамы. Любительницы кино 40-х давным давно заказали своим портнихам такие же, не дожидаясь, пока какой-нибудь дизайнер вдохновится этой идеей.
Создание персонального стиля - процесс не ремесленный. Это вечное творчество, которое сопровождает еще более глубокий и важный процесс самопознания. То есть стиль - это всегда искусство, результатом которого становится уникальный, единственный в своем роде художественный образ. Так и получается: целая Вселенная скрывается за такими привычными действиями, целый мир - за створками шкафа, целая философия - в наших платьях и каблучках.