Детский прагматизм: что мы теряем и что приобретаем

У каждой эпохи свои герои и свои ценности. Ушла в прошлое патриархальная Русь с приоритетом духовных ценностей, канула в лету Советская страна с ее классовой идеологией. В каждую эпоху существовали какие-то господствующие ориентиры воспитания детей, которые устанавливало общество, родители.

У каждой эпохи свои герои и свои ценности. Ушла в прошлое патриархальная Русь с приоритетом духовных ценностей, канула в лету Советская страна с ее классовой идеологией. В каждую эпоху существовали какие-то господствующие ориентиры воспитания детей, которые устанавливало общество, родители. Очевидно, что таким ориентиром на современном этапе стал прагматизм.

В основе прагматизма - убежденность в том, что истинно только то, что дает практические результаты, приносит какую-то весьма ощутимую пользу. «Выросло поколение прагматиков», - сетуют педагоги и родители. А кто их вырастил? Не мы ли с

Фотобанк Лори
Фотобанк Лори
вами? Дети выбирают себе друзей в зависимости от социального статуса и дохода родителей, спутников жизни - ориентируюсь на его материально-финансовую обеспеченность, начинают презирать родителей, которые не смогли создать им подобные материальные условия, выбирают профессию в сфере, где больше платят.

Бывает такое? Вам это не нравится? Вас воспитывали иначе? Может, время было другое? Ведь все зависит от того, какой идеал складывается в обществе. Кто же стал идеалом на пороге 90-х? Бизнесмены, олигархи, политики высокого полета. Те, кто имеют власть и деньги. Дети живут не в вакууме, они пытаются определить какое место хотели бы занять в жизни. Многие настроены при этом весьма прагматично. Да и современные родители не очень то противятся этому. Кому не хочется, чтобы ребенок достиг успеха? Выбирают хорошие детские сады, платят за обучение в гимназии, нанимают репетиторов, копят деньги на обучение в престижном вузе. Деньги, деньги, деньги... Не жалуйтесь, что дети стали прагматиками. Мы, во - многом, их сами сделали такими. Да и идеи прагматизма - отнюдь не изобретение нашего времени.

В XIX веке английский социолог и психолог Герберт Спенсер (1820-1903) писал о том, что в процессе обучения и воспитания необходимо, в первую очередь, вооружить ребенка знаниями, связанными с основными видами его деятельности (самосохранение, добывание средств к жизни, воспитание потомства, выполнение социальных обязанностей и досуг). Разве современные родители будут против таких установок? Разве не так они воспитывают детей? Задачи то не изменились - чем лучше подготовлен ребенок к данным видам деятельности, тем успешнее он адаптируется в обществе. Вот и готовим, вот и воспитываем в таком духе.

Спенсер считал, что общество - часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Получается, должна идти постоянная борьба за место под солнцем. Надо готовить сильного и подготовленного борца. Не к этому ли мы подчас стремимся, поощряя соревновательный дух в ребенке? Но, нацеленный на вечную борьбу, такой уже повзрослевший ребенок, может идти практически «по трупам» других людей в поиске своего места под солнцем. Нет проблем, если эта картинка греет вам сердце. А не станете ли вы на его пути и что запоете тогда?

Уважаемые родители, а не упустили ли мы, вооружившись подобными установками прагматизма, и поощряя их в детях, нечто более важное в воспитании? Ведь прагматизм ребенка проявится во всех сферах, он определит развитие личности, формируя определенные качества, мировоззрение, характер отношения к людям. Как сеять «разумное, доброе, вечное», если ребенок считает, что ему это не пригодится для решения его чисто прагматических задач - например, поступления в вуз? Он мало читает, поражает вас пробелами в области общих знаний? Зато он нацелен на профессию программиста и может уже в 12 лет переустановить операционную систему, что является существенной экономией на оплате услуг вызываемого специалиста. Кстати, ребенок не попросил у вас еще деньги за эту услугу? Как же, любой труд надо оплачивать. Один знакомый мальчик приезжает к бабушке на дачу копать огород и красить забор за деньги. Ребенок зарабатывает. На родной бабушке? А когда она будет не в состоянии ему платить, он не приедет? Поможет ли он родителям в старости, когда они будут нуждаться в этом?

Ребенок - прагматик обычно и к выбору своего окружения подходит с позиции пользы. Маша - отличница, у нее можно будет, в случае чего, списать. А Петя - душа компании, если подружиться с ним, можно будет общаться с его веселыми друзьями. У Кати - родители часто уезжают на дачу, оставляя ее одну, значит, можно собираться у нее. Васе родители дают много карманных денег, и он не жадный - в случае чего, пива купит, угостит. А понимает ли ваш ребенок, что при такой системе отношений не всем детям нравится использование, и что приятели - прагматики захотят от вашего ребенка нечто полезное уже для них? Что он будет должен взамен? А когда не сможет этого дать, не окажется ли изгнанным из столь желанного ему круга? Никогда не забуду, как один мой знакомый юноша, имеющий хорошее образование, доход, жаловался на современных девушек: «Им нужны деньги, машина, квартира. А нужен ли им Я?

Я сам? Хочу, чтобы меня любили вне зависимости от того, какая у меня зарплата, машина, квартира». Самое любопытное, что я озвучила вам желание одного из самых моих прагматичных знакомых. Прагматики тоже хотят, чтобы их любили, оказывается. Но готовы ли они сами любить? Могут ли они строить отношения на основе, далекой от соображений полезности, выгоды?

Но не стоит сгущать краски. В основе идеологии прагматизма - вера в бесценность личного опыта ребенка, направленность на его активную деятельность. Самостоятельный, инициативный ребенок - идеал педагогов, сторонников данной концепции. Думаю, что против таких качеств врядли кто-то из родителей будет возражать. Огромные усилия пап и мам направлены как раз на формирование данных качеств у любимых чад.

Прагматизм ребенка - палка о двух концах. Очевидно, что он способствует успешной адаптации в обществе, но может негативным образом сказаться на личной жизни ребенка, на его общении с окружающими, существенно сузить кругозор. Все хорошо в меру, не надо бросаться в крайности. Воспитывая ребенка, стоит выбирать ориентиры, которые помогут ему стать счастливым и благополучным, любимым и любящим.