Арт-терапия или Рисовать может каждый!

Наша жизнь полна стрессов, с которыми каждый борется по-разному, кто-то посещает психотерапевта, кто-то "топит горе" в алкоголе или загоняет стресс в себя, чтобы однажды взорваться... Но есть и те, кто посвящает себя любимому делу, разгоняя мрак рутины и делая мир вокруг себя хоть чуточку, да лучше.

Наша жизнь полна стрессов, с которыми каждый борется по-разному, кто-то посещает психотерапевта, кто-то "топит горе" в алкоголе или загоняет стресс в себя, чтобы однажды взорваться... Но есть и те, кто посвящает себя любимому делу, разгоняя мрак рутины и делая мир вокруг себя хоть чуточку, да лучше. Это может быть разведение домашних цветов, забота о домашних питомцах, вышивание крестиком, резьба по дереву и еще масса занятий, которые в психологии попадают под общий термин "арт-терапия".

Из Психологической Энциклопедии: "Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания".

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт-терапия - это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся - задача арт-терапии.

Мария Палий
Мария Палий

Редакция Леди@Mail.Ru посетила необычную студию. Спрятанная в историческом центре Москвы - Столешниковом переулке, студия без вывески и каких-либо обозначений всегда рада гостям.

Ее основательница - Мария Палий, журналист и учитель живописи. Когда мы вошли в студию, она деловито расставляла  мольберты. Мария согласилась ответить на несколько вопросов Леди@Mail.Ru о себе и своем детище.

Как к Вам пришла идея создать эту студию?

В детстве я ходила в изостудию, потом в художественную школу, закончила педагогический колледж и университет, и мне всегда нравились мои педагоги, я с детства знала что буду учительницей рисования. Работала с маленькими и совсем маленькими детками. Писала сценарии для детских телепрограмм про рисование и вела кружок "Маленький дизайнер" в детском центре. Я всегда хотела создать свою школу, но мне казалось что это очень сложно. Недавно я дала объявление в интернете, и у меня появились ученики, с которыми я занималась дома.

Кому-то нужно было научиться рисовать для работы, кому-то просто для себя. Ученики, которых я нашла через интернет, приглашали своих друзей, к нам присоединялись новые люди, и дома становилось тесно. Я заказала в интернете новые мольберты и стала искать помещение. Но аренда помещения стоит очень - очень дорого. Но когда чего-то очень хочешь все силы вселенной встают за одно, чтобы осуществить твое желание, так вот мне повезло, и я нашла отличную студию, где стало возможно заниматься с большим количеством людей.

В чем главная идея Вашей студии?

В том, что рисовать может каждый! Все работы моих учеников и описания занятий можно найти в моем блоге "хочурисовать". В прошлом году я была в Европе и учила рисовать маленьких русскоговорящих деток, пообщавшись с их мамами, я поняла, что им не хватает литературы, обучающих программ и той информации, которая есть в интернете, поэтому создала сообщество для тех, кто хочет рисовать, чтобы они могли это делать у себя дома, по моим конспектам. Посты пишу я, мои друзья - художники и коллеги педагоги. Так что у меня есть ученики в Саратове, в Питере и других городах.

На данный момент у вас много учеников?

У меня несколько групп, на занятия приходит от трех до пяти человек.

Какую цель Вы ставите перед собой?

Сделать тебя волшебницей, ты сможешь превратить белый лист, во что угодно! Я тебе покажу, как смешать цвета, как перекрыть одной краской другую, как разместить на листе предметы, ты просто начнешь по новому видеть мир. Каждому человеку Бог вручает подарок, таланты, через которые он являет себя миру, и помогает человечеству. Я стараюсь сделать мир ярче, с помощью красок и кисточки, и научить других, тому как это делается!

Бывает ли так, что Вы чему-нибудь учитесь у своих учениц?

Да, конечно, и не только у них. Например, моя ученица Оля научила меня варить мыло.

Чем, кроме рисования, вы с учениками еще занимаетесь в студии?

Мы танцуем, поем, разговариваем, обсуждаем всякие свои проблемы, фильмы и музыку.

 Как Вы считаете, арттерапия приносит плоды?

Арттерапия - это развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении разных проблем. Я думаю, что любое творчество идет на пользу. Иногда сделаешь макияж, и настроение поднимается, или, например, когда вешаешь на стену картину, ты хочешь чтобы она, радовала глаз. Это тоже своего рода терапия - стремление к прекрасному. Иногда дети рисуют на полях во время урока, это помогает им отвлечься и расслабиться, чтобы потом снова включиться в работу.

Арттерапия позволяет понять поведение человека, его скрытые и подавленные переживания. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией помогают расслабиться, успокоиться, поднять настроение, научиться контролировать свои эмоции.

У вас были "безнадежные" ученики?

У моих учеников есть главное - желание рисовать, а раз есть желание, все получится. Мой друг даже шутит, что мои ученики рисуют лучше меня.

Можно ли по рисунку человека сделать вывод о его психологическом состоянии?

Да, и можно помочь, если есть какие то проблемы, переживания. Есть масса рисуночных тестов, психологи часто применяют их в своей практике. Я даже писала об этом дипломную работу. Она называлась "Особенности детского рисунка и рисуночные тесты".

Студия - это ваша работа или скорее хобби?

Это просто часть моей жизни помимо занятий в студии я еще работаю, занимаюсь йогой, хожу в кино, в бассейн, в магазин за продуктами.

А где Вы работаете?

Я сейчас работаю в школе, веду группу продленного дня.

С кем сложнее: с детьми или со взрослыми?

Ну это нельзя сравнить. Детям труднее долго фокусироваться на одном деле, нельзя давать им скучать, урок это словно представление, тебе все время нужно держать внимание, выдумывать новые штуки, все делать через игру. А со взрослым человеком главное не переступать черту, не лезть в душу, а просто доступно объяснять, показать, на что он способен, доказать что рисовать может каждый. И, конечно, все должно происходить легко. Мы всегда слушаем музыку, разговариваем, шутим и все такое.

В школах попадаются "трудные" дети. Как Вы строите свое общение с ними?

Я не ругаюсь и не кричу. Стараюсь больше разговаривать с каждым, найти подход, директор школы говорит, что нужно больше бесед, вот я беседы провожу. Играю вместе с ними в подвижные игры на прогулках и в спорт зале. Учу основным легким асанам йоги. Правилам этикета. Рассказываю истории из своего детства и истории о своих друзьях. Я скорее хочу быть им другом, чем строгой училкой, разрешаю называть себя Машей, когда мы наедине, так как для них я все-таки пока еще Маша, а не Марья Сергевна, то есть "свой человек". Я стараюсь общаться на равных, и если выбирать между кнутом и пряником, я выбираю пряники. (улыбается)

Приносит ли Ваша студия доход?

Да приносит, немного, у нас платные занятия. Есть стандартная цена 300 рублей в час, но если у тебя мало денег или нет совсем, я возьму тебя бесплатно заниматься или снижу цену, я не беру денег в руки, у нас есть коробка, типа копилки, туда все и кладут деньги, но на эти деньги я не покупаю себе чулки, я хочу перечислять их тяжелобольным детям. Я верю, что в мире есть добро и зло, и смысл жизни для меня в борьбе со злом. На занятиях мы дарим друг другу хорошее настроение и веселье, а на те деньги, которые выручаем, боремся со страшным злом, спасаем мир!

 У каждого бывает плохое настроение. Как вы боретесь с ним? Или можете прийти на урок "не в духе"?

Нас на педагогике учили, заходишь в класс, берешься за ручку и все проблемы оставь за дверью, и уходя, оставь все "рабочие" мысли на работе, и иди домой. У меня вообще редко плохое настроение. В конце концов у нас всегда есть цветы, ароматические свечи или можно съесть немного шоколада и настроиться на положительный лад перед занятием.

Что бы посоветовали читательницам Леди@Mail.Ru?

Не ругать своих детей за разрисованные обои.

О чем Вы мечтаете?

О любви и о мире во всем мире.

15