Детские игры с цензурой

В ближайшее время российские дети смогут читать и смотреть только то, что будет разрешено законом. На каждый фильм или журнал планируется поставить специальную маркировку с указанием возраста, для которого они предназначены.

В ближайшее время российские дети смогут читать и смотреть только то, что будет разрешено законом. На каждый фильм или журнал планируется поставить специальную маркировку с указанием возраста, для которого они предназначены. Таким образом парламентарии хотят оградить подрастающее поколение от негативной информации. Однако затея имеет все шансы остаться лишь на бумаге. Кроме того, даже в раннем возрасте дети найдут способы обойти закон.

Семейный культпоход в кинотеатр обернулся для Александра Пузикова настоящей драмой. Решив устроить своим детям сюрприз, он купил билеты на мультфильм, реклама которого шла повсюду.

«Я не ожидал никакого подвоха, - вспоминает отец двоих детей. - Первые минут 20 милые зверушки на экране увлеченно решали какие-то свои мультяшные проблемы. Но потом мультик стал все больше напоминать кино для взрослых! Смысл произносимых слов явно выходил за рамки детской сказки».

И если 7-летний Андрей был в восторге от забавных ужимок экранных героев, то 12-летний Кирилл, как заметил отец, тихонько посмеивался над шутками с довольно сомнительным подтекстом. Не желая прослыть безответственным родителем, Пузиков-старший увел ничего не понимающих отпрысков из кинотеатра. Андрей и Кирилл еще долго обижались на главу семьи за то, что им не позволили досмотреть мультфильм. Старший даже не разговаривал несколько дней, а младший начал задавать каверзные вопросы о взаимоотношении полов.

Фотобанк Лори
Фотобанк Лори

 «Не мог же я допустить, чтобы мои дети смотрели то, что им еще рано, - оправдывается Александр. - Я заметил, что в зале в основном сидели взрослые. Почему меня, когда я покупал билеты, не предупредили, что мультфильм не такой безобидный как в говорится в рекламе? Если бы я знал об этом, предложил бы посмотреть дома старого доброго «Винни-Пуха».

Кто-то назовет поведение Александра Пузикова мещанством и ханжеством. Но детские психологи встают на сторону бдительного отца. В каждом возрасте следует получать определенную информацию. Ведь мало кому придет в голову разговаривать с десятилетним ребенком о философии Гегеля или о высшей математике. Особенно осторожным надо быть, уверены психологи, когда дело касается интимной сферы или «разборок по понятиям».

Но сейчас дети имеют свободный доступ к любой негативной информации. Ею переполнены газеты, телевидение, фильмы. Российские парламентарии решили, что пора закрыть детям доступ к информации, которая может негативно влиять на их развитие.

На законном основании

Так, в Госдуме сейчас рассматривается проект федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Главный принцип документа - всему свое время. Парламентарии предлагают установить шесть возрастных категорий информационной продукции: «универсальная», «до 6-ти лет», «с 6-ти лет», «с 12-ти лет», «с 16-ти лет», «с 18-ти лет». При этом на каждый журнал, фильм и прочие носители информации должна будет наноситься соответствующая маркировка, а ее отсутствие грозит штрафом.

«Возрастная маркировка будет размещаться даже на билетах и афишах в кино, - говорит один из авторов документа депутат Татьяна Яковлева. - Сегодня бывает сложно понять по названию, является ли «Белоснежка и семь гномов» детской сказкой или сомнительным фильмом. Маркировка нужна для того, чтобы дети не попали не на тот сеанс, а также не увидели того, что им в силу возраста видеть не следует».

Между тем велосипед мы не изобрели. Подобные меры уже действуют в некоторых странах. Но юристы уверены, чтобы эта инициатива в нашей стране не осталась пустым звуком, надо решить ряд принципиальных вопросов.

Игры со смыслом

Во-первых, размер наказания. Если ограничиться штрафом в 100 рублей, то издатели и прокатчики, скорее всего, предпочтут не усложнять себе жизнь маркировкой.

Во-вторых, контроль за исполнение закона. С печатной продукцией или компакт-дисками более-менее понятно. Можно, к примеру, изъять партию товара без маркировки и заставить производителя указать возрастной ценз.

Но как реально проконтролировать посещение детьми кинотеатров, когда в широкий прокат выходит что-то вроде «Кровавой резни бензопилой -8»? Поставить у каждого кинозала по милиционеру или устраивать облавы уже в зале? Кроме того, подростку придется всякий раз, покупая билеты в кино, брать с собой паспорт или свидетельство о рождении. Иначе как он докажет, что имеет законное право смотреть фильм, разрешенный к просмотру, скажем 12 лет.

«В нашем законодательстве и так слишком много декларативных документов, - считает адвокат Игорь Трунов. - Взять, к примеру, запрет на продажу алкоголя лицам до 21 года. Я лично много раз наблюдал, как 16-летнему подростку спокойно продают водку, не говоря уж о сигаретах. Может получиться, что и этот закон, несомненно, полезный, окажется лишь очередной претензией на то, что Россия - все-таки цивилизованная страна».

Впрочем, специалисты говорят, что основные сложности кроются именно в проведении экспертизы. «Следует выработать четкие критерии, для того чтобы понять, какую продукцию дети вправе получать с 12 лет, а какую - с 16. Вопрос - кто этим будет заниматься? - пояснил психолог Андрей Полозов. - К тому же, на мой взгляд, шесть категорий - это перебор, может возникнуть путаница».

Право родителя

Между тем у самих издателей печатной продукции и представителей кинокомпаний подобная затея вызывает недоумение. «Можно проштамповать все фильмы, компакт-диски, журналы, можно установить высокие штрафы... Но ведь ребенок просто попросит любого взрослого купить ему журнал или диск и спокойно посмотрит или почитает все, что ему захочется, - говорит один из создателей мультсериала «Смешарики» Илья Попов. - И тогда закон никак не оградит ребенка от негативной информации».

Действительно, качество знаний, который получает ребенок, особенно в раннем возрасте, в основном зависит от его родителей. До определенного возраста именно они снабжают своего отпрыска книгами, журналами и компакт-дисками с фильмами и играми. И здесь значение имеют не законодательные нормы, а позиция взрослого.

«Такой закон может быть полезен скорее для родителей, а не для детей, - уверен руководитель общественной организации «Правозащита ХХI век» Симон Кагиян. - Он может помочь разобраться в потоке информации, который сейчас обрушивается на нас. Но не больше. Оградить ребенка от негатива таким образом нельзя».

В свободном доступе

Времена, когда крамольные книги сжигали на кострах, таким способом уничтожая саму мысль, уже давно прошли. Теперь проконтролировать распространение любой информации в разы сложнее. Всемогущий интернет, к сожалению, заполнен сценами насилия, жестокости и агрессии. То, что дети смотрят в кинотеатрах и читают в журналах - капля в море по сравнению с информацией, черпаемой ими с телеэкрана.

Ребенок может без проблем скачать любую видеоигру или фильм в сети, тут не поможет никакая маркировка. Кроме того, в онлайн-играх по воле разработчиков тоже бывает достаточно кровавых сцен. А ведь компьютеру абсолютно все равно, кто сидит перед ним: 40-летний мужчина с устойчивой психикой или 13-летний любопытный подросток. Контролировать интернет на уровне конечного пользователя нереально. Поэтому бесконечно умиляет, когда создатели какого-нибудь порносайта убедительно просят подтвердить, что посетителю уже исполнилось 18 лет, в противном случае закрыть страницу. Стоит только порадоваться за подростков, которые послушно выполняют это требование. А вам попадались такие?

«На мой взгляд, закон об информационной безопасности детей - благие пожелания и имитация настоящей работы. Надо же свои корочки и мигалки как-то оправдывать, - считает детский писатель Алексей Олейников. - Информацию не удержишь, культуру - тоже. Реальный контроль может быть только в семье».

Но с другой стороны, зачастую даже самый ответственный родитель не всегда может предугадать, что скрывается под безобидным названием какого-нибудь фильма или видеоигры. Как это не получилось сделать у Александра Пузикова. Поэтому контроль государства должен быть, но не в форме очередного декларативного закона.