Каждый год, в канун православной Пасхи мир замирает в ожидании чуда - чуда Схождения Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме.
Скептики пожимают плечами. Верующие совершенно разных конфессий чтут это как знамение милости Божьей. А очевидцы
"Накануне в храме гасятся все свечи, лампады, паникадила. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником-мусульманином.
В Великую Субботу, примерно в половине второго дня, в Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.
Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в Часовню) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь".
"Перед Схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекая к подножию храма и расходясь по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи".
"... Громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. Храм заполняется ни с чем не сравнимым сиянием, которое, как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются, и оттуда выходит Православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает им Благодатный Огонь".
... Во втором столетии от Рождества Христова, в эпоху суровых гонений римских властей на христиан, у иерусалимской христианской общины однажды не хватило лампадного масла даже на Пасху. Тогда иерусалимский епископ Наркисс по некоему наитию велел залить в лампады обычную воду, предварительно вознеся над нею молитвы. Неожиданно для всех заполненные водой лампады загорелись, будто масляные, и пламя держалось до окончания службы.
Этот рассказ церковного историка Евсевия Кесарийского считается первым свидетельством чудесного явления огня на пасхальной службе в Иерусалиме. Впрочем, другие древние церковные писатели сообщают устные предания, согласно которым ещё апостол Пётр видел после Воскресения Христа некое дивное свечение над Гробом Господним. «Исполнен был Гроб света», - передаёт святой Григорий Нисский.
В IV в. над пещерой, служившей упокоением Христа до Воскресения, по велению императрицы-христианки Елены был воздвигнут величайший христианский собор Иерусалима - Храм Гроба Господня. Теперь здесь совершали пасхальные службы архиепископы, а после Патриархи Иерусалимские, - и здесь были отмечены явления во время её чудесного огня, нареченного Благодатным. Верили, что он чудесным образом нисходит с небес. К IX в. ежегодное схождение Благодатного Огня на Пасху в Иерусалиме было уже хорошо известно и в христианском, и в мусульманском мире. Постепенно вокруг чуда вырос сложный и красивый ритуал, совершавшийся уже в ту пору совместно греческим и армянским духовенством Иерусалима.
По преданию Армянской церкви, чудо схождения Огня было даровано как напоминание и утверждения Воскресения Христова по молитвам крестителя армян Григория Просветителя. Впрочем, как мы уже видели, есть похожие свидетельства и древнее времён жившего на рубеже III/IV столетий Григория. Православные полагают, что чудо восходит к апостольским временам. По общему убеждению восточных христиан, Огонь будет сходить, пока будет стоять Христианская Церковь - до пришествия Антихриста и конца истории. Только тогда, когда иссякнет в мире вера, иссякнет и дар Благодати Божьей.
Он буквально растекается по камню ложа. Иногда схождение происходило за закрытыми и запечатанными дверями - и лишь после этого в Кувуклию входили, чтобы забрать загодя повешенные над ложем лампады. Но уже в средние века чаще за закрытыми дверями молился о ниспослании Огня иерусалимский Патриарх - один или с армянским епископом. Первое время взятый у Гроба огонь не обжигает, им можно в буквальном смысле слова «умываться» - хотя даётся такая благодать, что тоже общепризнанно, не каждому.
Говоря об истории Благодатного Огня, следует помнить, что Иерусалим на протяжении почти всей истории схождений находился в руках подозрительно относившихся к чуду иноверцев. В VII в. городом завладели мусульмане. Хотя мусульманские правители, веря в Иисуса - «пророка Ису» - относились к чуду обычно без явной враждебности, многие сомневались в его «подлинности».
Уже в IX-X вв. некоторые арабские писатели, наслышанные о греческой учености, придумали «научное» объяснение чуду - будто бы зажигаются самовозгорающиеся вещества. Именно с этого времени ритуал схождения стал усложняться, к контролю за происходящим во избежание подлога стали допускать самих подозрительных иноверцев. Возникли обычаи обыска и опечатывания Кувуклии, обыска и разоблачения перед входом в неё самих Патриархов.
В 1099 г. Иерусалимом завладели католические крестоносцы. Местные христиане встретили их сначала как освободителей, и в 1100 г. король Балдуин устроил торжественное предпасхальное богослужение с участием католиков, греко-православных и армян. Присутствовал на нём и русский игумен-паломник Даниил, оставивший подробное описание схождения Огня. Но уже в 1101 г. присланный из Рима католический Патриарх Иерусалимский изгнал из Храма греков и армян. И Огонь не сходил - пока латиняне не покинули службу, оставив Храм «восточным». История повторилась и в следующем году - и Римская церковь стала относиться к чуду с недоверием, порой поощряя кривотолки.
В 1187 г. Иерусалим снова захватили мусульмане. Они неоднократно пытались «исследовать» чудесное явление, а то и прямо уличить христиан в мошенничестве. Однако не удалось это ни разу. С другой стороны, немало тревог добавило начавшееся соперничество между православными греками и армянами за право первенство в Кувуклии. В 1579 г. армянский Патриарх Иерусалима не пустил православных на субботнюю службу.
Тогда, как повествует предание, Огонь внезапно сошёл вне Храма. В одну из его колонн ударила молния, и из возникшей трещины разлился святой огонь, от которого православные зажгли свои лампады. С этого времени окончательно установилась традиция, по которой греческий и армянский Патриархи совершают в Кувуклии моление об Огне совместно, при первенстве греческого. Соперничество же, иногда дающее себя знать и поныне, в конечном счёте, только способствовало славе чуда. Взаимное недоверие привело к крайнему ужесточению ритуалов схождения, практически исключающих любой подлог.
Впрочем, критичное Новое время не щадило никаких святынь, сколь бы строго те не оберегались. В XIX в. двое представителей
Тогда распространился другой вариант - со ссылкой на полуанонимных армянских священнослужителей. Будто бы лампада каким-то образом проносится или передаётся снаружи. Когда век массовой информации позволил всему миру убедиться в строгости приготовительных обрядов, версия критиков вновь изменилась. Большинство светских ученых повторяет древнюю арабскую версию о самовозгорающемся веществе. Любопытный вариант - но есть незадача. Ни один из более осведомленных разоблачителей, как мы видели, никаких веществ не упоминал, прибегая к более простым объяснениям.
Видимо, поэтому в последние годы их стали вспоминать снова. Как бы то ни было - признание правоты одной из критических версий, восходящих якобы к «очевидцам», автоматически означает злонамеренную и сознательную лживость остальных. А это подрывает попытки критики как таковой. Так что самым разумным для строгого материалиста будет, наверное, неопределенно писать об «интересном природном феномене» - что кое-кто и делает.
А схождение Огня совершалось и совершается, переживая новые и новые волны скепсиса от человеков современных. В 1993 г. возникла новая традиция - не только одаривать Благодатным Огнём тысячи паломников в Иерусалиме, но и доставлять его в православные страны. Благо, новые средства сообщения позволяли православным столицам принимать святой огонь уже на самой праздничной службе, в ночь на Воскресение. Первыми странами, куда святой огонь начал доставляться самолётами, стали Россия и Греция.
Для верующего же человека нет нужды в поиске рациональных объяснений. Чудо для него - дивный дар Бога, свидетельство о Нём, напоминание о Нём. Не «доказательство» Его бытия - таковых каждый верующий немало найдёт и в своём сердце. Верит он не в чудо, сколь бы то ни было величественное. Верит в Того, кто среди и превыше мирских тревог дарит человеку Благодать. В том числе и творя чудеса, совершающиеся - по убеждению христиан - ради всех и каждого из людей.