Арти Д. Александер - писатель и путешественник, объездивший полсвета. Недавно у него вышла книга-энциклопедия об Индии: история костюма, традиции, секреты красоты.
Этническая тема, захлестнувшая мировые подиумы несколько сезонов назад, до сих пор не утратила своей актуальности. Это - цветастые туники, платья-парео, тюрбаны, и... сари! Этническое разнообразие дополнили насыщенные экзотические оттенки яркой розы, шафрана и «карри».
Сари дает возможность творческого подхода к такой самой простой и обыденной вещи, как наша собственная одежда. Любая женщина, надевающая сари - это и модельер, и художник, тонко чувствующий красоту и гармонию.
С помощью обыкновенного отреза ткани длиной от четырех с половиной метров и более, можно создавать совершенно разные типы одежды, в зависимости от собственного настроения - от экзотических, типично восточных, фантастических, повседневных и вечерних, до неповторимо-индивидуальных моделей.
«Сари-платье», «сари-юбка», «сари-накидка»... и многое другое, демонстрировалось на подиумах, в исполнении известных модельеров. Мода не раз обращалась к старым платьям прошлых лет, всякий раз улучшая и дополняя их новыми идеями. Известный всем яркий и праздничный стиль «хиппи», предложенный модельерами, радует своей простотой и женственностью, так необходимой европейцам после долгой напряженной зимы...
Орнаменты сари повторяются практически везде, особенно популярен «индийский огурец», считавшийся талисманом. Индийские домохозяйки иногда покупают ткань сари и на собственный вкус дополняют ее аппликациями, вышивкой, тесьмой... Скучное своей незамысловатой полезностью, становится совсем другим. Сари, не массовая одежда, может быть единственным изделием или малотиражным.
Индийские домохозяйки иногда покупают ткань сари и на собственный вкус дополняют ее аппликациями, вышивкой, тесьмой. Скучное своей незамысловатой полезностью, становится совсем другим. Сари, не массовая одежда, может быть единственным изделием или малотиражным.
Появившиеся в глубокой древности и близкое к совершенству, индийское сари, имеет сегодня бесконечное количество дизайнерских идей и вариантов ношения.
Цельную, не сшитую одежду, носили еще в начале этой эры, в виде юбки со складками спереди, обертываемой вокруг бедер. С блузкой - «чоли», или без нее, когда блузку в верхней части женского тела заменяла накидка родственная «дупатта». Чаще она просто накидывалась на грудь, а оба ее свободных конца ложились на плечи и перекидывались за спину.
Самая первая одежда, из которой возникло современное сари, была однотонной. Позднее ее научились подкрашивать растительными красителями. И уже тогда обратили внимание на сочетания гаммы и драпировки. Иногда красили с «переливом цвета», от темного к более светлому тону одного цвета, это делали с помощью разной концентрации красителя или времени окраски.
Для неравномерной окраски ткани, применяли также смешанные по-разному, растительные краски. Позже, ткани научились более тщательно раскрашивать, вышивать, украшать бахромой из той же или другой ткани, дополнять кистями - на концах накидок или сари. Каймой и вышивкой - сделанной ручным способом, серьезно занялись, когда полностью определился стиль нескольких местных видов тканей сари и их драпировок.
Свободный край сари, лежащий на плече, чаще всего именуется «паллу». Это обязательной для некоторых типов сари элемент. Он - всегда находится во внешней части драпировки (тогда как его начало, всегда скрывается внутри драпировки).
«Паллу» - начинается в складках сари - тех, что уложены на плече, или просто свисает свободно с левого плеча, в городском стиле драпировки называемом «ниви». Его укладывают на голове, оборачивают вокруг талии, или носят в соответствии с местными видами драпировки. Окантовка сари по краям, так называемый бордюр, или кайма - наиболее заметные элементы дизайна.
Но есть сари - без каймы и «паллу». Если сари не имеет их, вероятнее всего такой стиль делает акцент на другие украшения и аксессуары. Например - старинные пояса, подвески, бусы и браслеты.
Возможно, что это стиль дизайнерского сари, дополненного модной сумочкой и часами на запястье, или лаком на ногтях - сочетающимся с цветом сари. Кроме того, вместо «паллу» и каймы, на сари делают отдельные вышивки, хаотично или ближе к нижней части ткани располагаются рисунки, декоративные фигуры и прочее.
Сари может быть полностью цветным и однородным - из ткани в цветочек, горошек, в полоску и т.д. У таких сари нет верха и низа, начала и конца. Но это не влияет на обычную, городскую драпировку «ниви».
Край цветного сари можно акцентировать - бисерными контурами по контуру отдельных рисунков, или стразами по центру цветов, полосок или горошин... Тогда при драпировке их можно располагать в наиболее заметных местах.
Внутренний конец сари при драпировке является основой всего сари. Он - начало всей драпировки, и он же держит сари. Его верхний угол, либо заложенный за пояс нижней юбки, как при драпировке стиля «ниви», либо завязанный в узел - служит основой, как при драпировке «ноувари», сари без юбки.
Большая часть сари, или «основное поле» - которое может быть одноцветным или с рисунком, при драпировке оборачиваясь вокруг тела, составляет складки - «веер» и как бы «вторую юбку», закрывающую полностью нижнюю юбку - «петтикот».
Цельную, не сшитую одежду, носили еще в начале этой эры, в виде юбки со складками спереди, обертываемой вокруг бедер. С блузкой - «чоли», или без нее, когда блузку в верхней части женского тела заменяла накидка родственная «дупатта». Чаще она просто накидывалась на грудь, а оба ее свободных конца ложились на плечи и перекидывались за спину.
Самая первая одежда, из которой возникло современное сари, была однотонной. Позднее ее научились подкрашивать растительными красителями. И уже тогда обратили внимание на сочетания гаммы и драпировки.
Иногда красили с «переливом цвета» градиентом, от темного к более светлому тону одного цвета, это делали с помощью разной концентрации красителя или времени окраски.
Для неравномерной окраски ткани применяли также смешанные по-разному растительные краски. Позже ткани научились более тщательно раскрашивать, вышивать, украшать бахромой из той же или другой ткани, дополнять кистями - на концах накидок или сари.
Каймой и вышивкой, сделанной ручным способом, серьезно занялись, когда полностью определился стиль нескольких местных видов тканей сари и их драпировок.
Как видим, простой кусок ткани может превратиться в изысканнейший наряд. Дерзайте и не бойтесь удивлять!