В середине ХХ века армия кинолюбителей поклонялась двум идолам: в Европе - Бриджит Бардо, а по ту сторону океана - Мэрилин Монро. Красавица ББ царила на экранах, а личные драмы, которые она переживала, оставались за кадром.
Вся жизнь - борьба!
Кино прославило ее на весь мир, но... сумасшедшая популярность доставляла Бардо одни неприятности. Бывай эта француженка почаще за океаном, Голливуд тоже пал бы к ее ногам. И тогда секс-символом американцев стала бы она, а не Мэрилин Монро. Да, пожалуй, только она в середине ХХ века составляла конкуренцию Бриджит Бардо. Французы боготворили ББ, а их жены ее люто ненавидели. Что, впрочем, не мешало француженкам носить прическу-«бабетту», как у нее, и выходить на пляж в купальнике-бикини, как это сделала она в фильме «Девушка в бикини». Для 50-х годов прошлого века - это был революционный шаг! (Заокеанской публике бикини открыла Мэрилин Монро.)
В своей книге Бриджит вспоминает, как встречные тетки на улице оголтело ругали ее последними словами, а многие норовили запустить чем попало... Еще бы! Ведь эта блондинка вмиг завоевала сердца всех мужчин страны. Она - богиня. Символ, эталон красоты, «секс-мечта» для целого поколения. Она... А что она сама переживала? Этого никто не знал. Она просто обязана была быть абсолютно счастливой, и все тут.
Бриджит появилась на свет 28 сентября 1934 года, о чем счастливые родители... оповестили всех парижан, дав маленькую заметку в местной газете. В то время подобные объявления считались признаком хорошего тона, и Луи и Анна-Мари Бардо соблюли правила. Впрочем, для них вообще не существовало мелочей, на которые можно было бы закрыть глаза. Воспитанные в строгих традициях, супруги жили достойно. Бриджит заставляли ходить в балетную школу и носить металлическую пластину из-за неправильного прикуса. «Родители мечтали сделать из меня зануду, зато культурную и образованную», - вспоминает Бардо.
Сама-то она ощущала себя совершенно иной. Уроки ненавидела, а вот на пуантах ходила с удовольствием. Бриджит с усердием занималась балетом и в 13 лет легко поступила в Национальную академию
«Это же настоящая порнография!»
А вслед - еще одна случайность: журнал с ее фотографией попал на глаза молодому Роже Вадиму. Будущий мэтр французского кино, работавший тогда ассистентом режиссера, влюбился в красавицу с картинки с первого взгляда. Желая найти повод для знакомства, он прожужжал своему шефу все уши, чтобы тот пригласил ее на пробы. Патрон Роже потенциала в новенькой не разглядел. «Она говорит так, будто у нее во рту вставная челюсть ее мамаши, а уж смеется вообще отвратительно», - пригвоздил он начинающую актрису.
Анна-Мари и Луи не желали, чтобы их дочь связывалась с кино, а главным образом - с «мутной богемой, которая его делает». Им было достаточно одного неприятного типа, неопрятного лохмача в мятой одежде, зачастившего в их дом.
Луи всячески пытался отвадить Роже от своей дочери и даже пообещал пристрелить негодника! Но эти меры неожиданно дали обратный эффект: девушка едва не покончила с собой, засунув голову в духовку. А когда ее
Но и когда наступил обещанный срок, мадам и месье Бардо не переставали твердить дочери, что «этот скользкий тип ей не пара». Но Бриджит слушать ничего не хотела - она уже была вправе принимать решения самостоятельно. И в ответ на предложение руки и сердца не задумываясь ответила «да». И 20 декабря 1952 года влюбленные поженились.
Фильм «Будущие звезды» (1955), снятый Марком Аллегре по сценарию Вадима, произвел фурор на фестивале в Каннах. Роже светился от счастья: «Она неподражаема! Только начала сниматься в кино, не имея ни актерских навыков, ни опыта, а так играет душой!».
Бардо действительно играла. И не только душой... Она ничуть не стеснялась откровенных сцен, демонстрируя идеальное тело. И это в пуританские 50-е годы прошлого столетия!
«Меня воспитали в строгих правилах, но, полагаю, обнаженное тело не является их нарушением», - дерзко бросала она. Фильмы «Строптивая девчонка», «Любовница Нерона», «Мадемуазель стриптиз», вышедшие в 1956 году, сделали ее общеевропейской знаменитостью.
А потом наступил черед первого режиссерского проекта самого Роже Вадима, в котором он снял жену: «И Бог создал женщину». Этот фильм собрал за океаном 4 миллиона долларов. Американцы, увидев сексапильную Бардо, на время забыли о Мэрилин Монро. Возможно, забыли бы и навсегда, да Бриджит не жаловала янки вниманием - она «боялась летать самолетом, а идти пешком очень далеко».
На экране сексуальная распутная девчонка кружила головы сразу нескольким мужчинам. Это было невиданное доселе зрелище! Критики бушевали: "Это же настоящая порнография!". Но они и представить не могли, что фильм станет самым ярким в карьере Бриджит, а образ ее «вульгарной» героини навеки сроднится с ней самой. «Я всегда играю саму себя. Я не великая актриса, чтобы играть характерных персонажей. Вот и выбираю роли безумных сексуальных девиц», - она легко парировала упреки прессы так, как учил ее Роже. (То есть еще больше распаляя к себе интерес.) Но она не лгала.
Бардо продолжала сниматься в кино «в роли самой себя» - разбитной красотки. Но работа была не в радость. Да и картины с ее участием отнюдь не были шедеврами, это признавали все. Роже Вадим, который и после их развода оставался близким другом Бриджит, советовал ей быть более разборчивой при выборе сценариев.
И сам же не верил, что она прислушается. На самом деле Бардо не любила кино. Как искусство оно ей было абсолютно безразлично... Она расценивала кинематограф лишь как возможность заработать большие деньги. Да и режиссеры, приглашавшие ее в свои проекты, в первую очередь хотели видеть в кадре красавицу без комплексов.
«Я кручусь, как белка в колесе. У меня такое ощущение, что жизнь проносится мимо меня, - говорила она. - Мне бы вместо всей этой суматохи хорошего мужчину, серьезного и спокойного».
Из депрессии Бриджит вывел Саша Дистель, красивый молодой человек и амбициозный музыкант. С ним было так весело проводить время и танцевать! Но затягивать мимолетный роман не было намерений ни у того, ни у другой. К тому же Бардо уезжала на съемки новой комедии «Бабетта идет на войну».
Это был подарок судьбы! Бриджит с головой ушла в новую роль и в отношения с новым мужчиной. В общем, все происходило как обычно. Новый любовник - партнер по съемкам Жак Шаррье. Правда, этот роман развивался по другому сценарию: Бриджит забеременела. Для нее это оказалось большой проблемой, ведь она не хотела детей. Раньше в подобных случаях девушка обращалась в швейцарскую клинику, но на этот раз ей отказали и там.
Бардо была звездой первой величины, поэтому визит к врачам было невозможно утаить от журналистов. А респектабельным докторам респектабельной клиники такая слава была вовсе не нужна. Ситуация казалась неразрешимой, и тогда Бардо рассказала об этом Жаку. Он повел себя как настоящий мужчина: потребовал оставить ребенка и сделал предложение руки и сердца. Бриджит долго мучилась сомнениями, но все же согласилась.
11 января 1960 года Бриджит родила сына Николя, но особой радости по этому поводу не испытывала. Ведь надо было решать, кому отдать малыша на воспитание. «Какая из меня мамаша, когда я сама бегаю к матери по каждому поводу?» - раздраженно отвечала Бардо на вопросы журналистов.
После рождения ребенка жизнь молодых родителей разладилась. Жака забрали в армию, и у Бриджит тут же пропал к мужу интерес - такое с ней уже приключалось. «Да, я снова вышла замуж, но не думайте, что я изменилась, - говорила Бардо. - Я не прячу своих любовников. Так что если я снова влюблюсь, честное слово, тут же сообщу об этом». А долго и ждать не пришлось - на съемках драмы «Истина» (1960) она соблазнила молодого актера Сэми Фрэя. Шаррье пытался добиться благоразумия от жены единственным способом - запрещал ей сниматься в кино и умолял вернуться. Но когда она пришла в их дом в обнимку с Сэми, Жак сдался. Расставание супругов получилось нервным. Оба вздорные и неуравновешенные, они по очереди попытались свести счеты с жизнью. И в этот раз обошлось без жертв.
Конец фильма
Бриджит и сама понимала это. Она снималась все реже, а новые фильмы с ее участием смотрели лишь самые преданные поклонники. С ненавистным кино определенно надо было завязывать. Об этом ей постоянно твердил и Роже. Но королева не могла уйти просто так - она должна была сделать это красиво. И тогда они с Вадимом тщательно продумали финальное действо - драму «Дон Жуан в юбке» (1973), которая должна была эффектно завершить киноэпоху под названием «Бриджит Бардо». Действительно: после премьеры актриса объявила об уходе: «Да, я ухожу. У меня не осталось сил заниматься делом, которое не доставляет мне удовольствия. Только не стоит раздувать из этого событие вселенского масштаба. Мир от этого не перевернется». Роже ее открыл и «закрыл» - все правильно. Он искренне относился к Бриджит и был уверен: останься она в кино, наверняка дело закончилось бы самоубийством. И так завершилась эпоха «роскошной женщины, которая стала кинозвездой, не будучи актрисой, и по большому счету не любила кино». Но жизнь не закончилась!
В гостях у себя самой
Подведя черту под карьерой, Бардо сказала: «Когда мне было двадцать, мне нравились прожигатели жизни - мужчины в шикарных авто, любители потанцевать и потравить байки. Но сегодня мне нужно от мужчины нечто более серьезное». Она признавала, что частенько «спала не с теми мужчинами». Но тут же оправдывала себя: «Если бы на протяжении десяти лет держала при себе одного и того же мужика, умерла бы от скуки». Уж в этом-то убедился каждый из ее любовников и мужей! «Когда Бриджит была с мужчиной, он его боготворила. Но как только ее страсть выдыхалась, она тут же выбрасывала его, как ненужную вещь, и больше слышать не хотела о нем», - горько сказал Жак Шаррье, один из экс-супругов Бардо. А Вадим добавлял: «У нее талант на неверность, страсть для нее - как наркотик. Как любое зелье, оно сделало ее своей рабыней на всю жизнь».
И тогда она основала фонд имени... самой себя. Потребовались финансовые вливания? Пожалуйста! Бардо истратила практически все, что заработала в кино, и даже была вынуждена пустить с молотка дорогие сердцу вещи: скульптуры и полотна известных художников, свадебное платье, в котором она венчалась с Вадимом, костюмы из кинофильмов, драгоценности. Но теперь свою деятельность она считала не работой, а религией. «Я пытаюсь защитить животных. Я сражаюсь с человеческой глупостью и жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим», - вот ее слова. В результате сражений у нее осталось лишь поместье «Мадраг». Но и его она передала фонду. «Я отдала мой дом животным. Теперь я живу у них в гостях», - смеется звезда. По завещанию после смерти актрисы дом превратится... Нет, не в зоопарк, а в музей Бриджит Бардо.
«За все благодарю...»
Бриджит Бардо никогда не стремилась к славе, ведь от нее одни неприятности. Тем не менее, она стала знаменитостью. И продолжает ею оставаться, несмотря на то, что больше не снимается в кино. Не проходит месяца, чтобы не состоялась акция в защиту животных, ею организованная. Она судится с политиками, скандалит и подает иски в суд. Например, подала иск против журнала «Курьер дю кер», который напечатал снимок обнаженной груди с предложением угадать, какой звезде данная часть тела принадлежит. Бардо убедила всех, в том числе и судью, что эта грудь - ее! И получила «денежный приз», то есть солидную компенсацию. Погорел и журнал «Харакири», который опубликовал фотомонтаж - снимок, где во рту Бриджит всего один зуб. Досталось и бывшим мужчинам.
Показательно: за 15 лет адвокат Жиль Дрейфус представлял ее интересы более 150 раз. И ошибутся те, кто думают, что сегодня в сердце постаревшей звезды живут лишь любовь к животным и ненависть ко всему белому свету. Бардо не боялась быть предельно откровенной: «Нынче все только и делают, что разводятся. А мне хочется создать крепкую семью. Мои брачные неудачи меня ничуть не пугают. Мне хотелось бы встретить умного и порядочного человека, который понимал бы меня».
А такой и нашелся. Это случилось в 1992 году - к тому времени Бардо совсем было отчаялась. Бернар ди Кьяра д'Ормаль, как и все предыдущие любовники звезды, потерял от нее голову: «Как только я увидел Бриджит, сразу понял, что именно ее искал всю жизнь»... В скобках заметим: на тот момент ей было 58! Четвертый муж оказался тем самым, на которого можно было положиться. Бернар помогает ей во всем. Именно он настоял на том, чтобы Бриджит поехала в Осло, где живет ее сын Николя, и все-таки познакомилась с ним. И Бардо наконец-то почувствовала себя счастливой. «Каждый день я благодарю Бога, - говорит она. - Я не знаю, кто Он такой и как выглядит, но я каждый день благодарю Его за то, что живу на этом свете. Больше мне от Него ничего не нужно».