Шри Айенгар: легенда йоги в Москве

Йога - как сад ветвящихся дорожек: она объединяет множество разных направлений, и от каждого из них отходят отдельные тропы.

Йога - как сад ветвящихся дорожек: она объединяет множество разных направлений, и от каждого из них отходят отдельные тропы. Об основателе одной из самых популярных школ классической хатха-йоги рассказывают специалисты сети центров йоги YOGA PRACTIKA.

Восток-Запад

Шри Б.К.С. Айенгар во время визита в Москву
Шри Б.К.С. Айенгар во время визита в Москву

В древней истории йоги бывает трудно проследить преемственность школ: знания передавались непосредственно от Учителя к Ученику, который затем основывал свою школу. Зато в новейшей истории можно выделить несколько ведущих направлений. И, по крайней мере, три самых крупных из них сходятся к единому источнику.

Ключевую роль в распространении йоги на Западе сыграл Тирумалай Кришнамачарья - ученый и йогин, живший в начале 20 века на юге Индии, в Майсоре. Это уникальный во всех отношениях человек: он был прекрасно образован, владел несколькими языками, был знатоком Вед, музыкантом, поэтом и философом.

Отказавшись от академической карьеры, которая обещала быть очень успешной, он отправился паломником в Тибет. Усвоенная от тибетского учителя практика асан, глубокое знание священных текстов и природная способность Кришнамачарьи к синтезу легли в основу особого подхода к йоге.

Вместо жесткого следования канону он предложил более деликатный путь: практику нужно строить так, чтобы она подходила под особенности конституции, тела и темперамента конкретного человека.

Прямой преемник традиции Кришнамачарьи - его сын Десичакар, основатель школы Вини-йога. Это направление, сочетающее динамический и статический подход к асанам, считается одной из самых мягких практик. Тем не менее, вини-йога не стала столь популярной на Западе, как две другие школы, восходящие к традиции Кришнамачарьи - аштанга-виньяса и йога Айенгара.

Основатель динамической школы Аштанга-Виньяса Шри Кришна Патабхи Джойс начал свое ученичество у Кришнамачарьи в 12 лет, а в 22 года уже возглавил отделение йоги в Университете санскрита.

Шри Б.К.С. Айенгар, еще один ученик Кришнамачарьи, в отличие от Джойса, принадлежавшего знатной фамилии и получившего традиционное брахманское образование, родился в небогатой многодетной семье школьного учителя.

Он был физически слаб, и поначалу Кришнамачарья довольно скептически относился к его перспективам. Но, благодаря упорству и прилежанию, Айенгар быстро достиг заметных успехов в выполнении асан, и тем самым снискал расположение своего гуру.

Content image for: 68134
Вскоре у Айенгара появились собственные ученики, и со временем он стал известным преподавателем не только в Индии, но и во многих западных странах, а в 1975 году основал Институт йоги в Пуне.

Сейчас в мире работает больше пятисот школ, носящих его имя, и на сегодняшний день йога Айенгара считается одним из самых востребованных направлений хатха-йоги, как на Западе, так и у нас, в России.

Суть человека

Шри Б.К.С. Айенгар говорит, что сам уже не ведет занятия. Но это не совсем так. Он, конечно, по-прежнему учит, - в чем могли убедиться те, кому посчастливилось побывать на его мастер-классах в Москве в конце апреля.

Да, именно так: Гуруджи, как его называют ученики, в свои 90 лет нашел время и возможность прилететь в Россию, чтобы передать знания, накопленные за долгие годы, практикующим йогу и ее преподавателям.

И еще, возможно, для того, чтобы сравнить нынешнюю столицу с Москвой двадцатилетней давности - ведь первый раз он приезжал в Россию именно два десятилетия назад.

В то далекое время сцена его встречи в аэропорту вызвала у непосвященных настоящий шок: вряд в Советском Союзе кто-то раньше видел, чтобы встречающие распластывались на грязном полу, пусть даже и перед Гуруджи. Сегодня, конечно, в Москве уже вряд ли кого-то чем-то увидишь. И все же, Айенгар удивителен.

В VIP-лаунже аэропорта Домодедово не разрешается фотосъемка: выйдя в зал аэропорта, Гуруджи присел на пол у колонны, чтобы те, кто приехал его встречать, смогли с ним сфотографироваться.

В свои годы он сохранил подвижность тела и редкую быстроту ума, он ни разу не показался утомленным, несмотря на насыщенный график визита. Назавтра после прилета он провел двухчасовую пресс-конференцию, подробно и с большим воодушевлением отвечая на вопросы журналистов, особенно тех, которые имели весьма смутное представление о йоге.

На следующий день Айенгар посетил московские центры йоги, работающие по его методу, а еще через день начались мастер-классы. За четыре дня павильон ВДНХ принял около двух тысяч человек со всех концов России и из других стран. Гуруджи объяснял и показывал, как выполнять асаны и пользоваться дополнительными материалами, подписывал свои книги, благосклонно аплодировал выступлению маленьких йогов и Йога-шоу, подготовленному преподавателями Московского центра йоги Айенгара, отвечал на вопросы и постоянно излучал особую энергетику - энергетику счастья, которое дает человеку практика йоги.

Суть метода

Content image for: 68134

Почему же метод Айенгара так популярен во всем мире? Прежде всего, потому, что его основатель сумел, сохранив чистоту учения, освободить традиционную индийскую хатха-йогу от религиозных и культурных наслоений, сложных для восприятия западного человека.

Айенгар считает, что йогой могут заниматься все, независимо от социального статуса, культурной традиции или вероисповедания. «Йога - не религия, - говорит он. - Скорее, это наука, которая помогает человеку обрести веру или укрепиться в ней. И неважно, к какой конфессии он принадлежит».

Отличительная черта методики Айенгара - скрупулезное выстраивание асан и фиксирование тела в этом положении на некоторое время.

Очень важно соблюдать принцип постепенного развития практики, плавного перехода от простых поз к сложным, а затем и к пранаяме, когда тело и сознание к этому готовы.

Чтобы выполнять асану правильно, Б.К.С.Айенгар предлагает использовать в качестве опоры дополнительные приспособления - ремни, валики, деревянные блоки, скамьи и так далее. Эти материалы, многие из которых Айенгар сконструировал сам, дают возможность строить практику, учитывая индивидуальные особенности человека, уровень его подготовки.

И в итоге получается, что заниматься йогой Айенгара действительно могут все - и дети, и беременные женщины, и пожилые люди. Ограничений нет, метод универсален. Он не требует аскетизма, отказа от привычного образа жизни или еще каких-то героических усилий.

Хотя, как и любой эффективный метод самосовершенствования, он требует дисциплины. «Настоящая свобода, - говорит Айенгар, - это свобода в сочетании с дисциплиной».

И, конечно, практика йоги должна быть постоянной: в случае Шри Б.К.С.Айенгара это 75 лет. Как говорится, - дай Бог каждому.