Хотите верьте, хотите нет, но у многих жителей больших городов не хватает времени, чтобы пройтись по магазинам и подобрать одежду для работы и отдыха. А ведь так хочется выглядеть свежо, модно, элегантно. И не только хочется, а просто необходимо! Известный психолог и корпоративный тренер Луиза Франкель утверждает: «...доверие людей на 55% зависит от того, как вы выглядите. Манера говорить прибавляет еще 38%. И только на 7% доверие к вам зависит от самого содержания речи. Если вы не выглядите подобающим образом, в вас не признают профессионала, каким бы умным и образованным вы ни были». Чтобы не только «одеться пристойно», но и найти свой стиль, бывает нужен взгляд со стороны. Например, взгляд шопера, специалиста, помогающего грамотно подобрать гардероб.
«Первые шоперы в Москве появились лет пять назад. Это были баеры, подбиравшие по заказу владельцев модных магазинов коллекции одежды. Самые успешные вскоре начали совмещать работу по закупкам для магазинов с индивидуальным подбором гардероба для частных клиентов», - рассказывает столичный шопер Виктория Линник.
Идеальный стилист не просто в курсе модных тенденций. Он знает, «что, где, когда, и почем» можно выгодно купить, к тому же у него имеется целая коллекция дисконтных карт. По бутикам и торговым центрам шопер в основном ходит сам: отбирает одежду, откладывает ее для клиента в магазине или сразу покупает. Потом отвозит вещи заказчику, а если одежда не подошла или не понравилась, сдает обратно. Бывает, он гуляет по магазинам вместе с клиентом и они вместе совершают покупки, как в истории с нашим героем Эдиком.
Типология клиента
Всю свою сознательную жизнь Эдик считал, что чем дороже одежда, тем она лучше. Как-то на отдыхе он прикупил поблескивающие серебром брюки почти за тысячу долларов, а потом с придыханием спрашивал, заметно ли, что его брюки такие дорогие. Приятели пожимали плечами: «Штаны как штаны, ничего особенного». В общем, поражать окружающих тонким вкусом и дорогим прикидом у молодого человека никак не получалось. При этом он тратил бешеные деньги на покупку «крутых», по его мнению, вещей. «Девушка Женя, шопер, помогла мне сэкономить время, силы и деньги. Я бы неделю искал то, что мы нашли за день, и все равно никогда бы у меня не получилось подобрать все так, чтобы каждая вещь сочеталась с другой», - признается наш герой. При этом выбор на этот раз не был процессом мучительным. Как выразился Эдик, «фигура у меня нестандартная, но почти идеальная: слишком широкие плечи, мощный торс и большие руки». Действительно, полезно в рукопашном бою, но тесновато в модном пиджаке!
Первыми клиентами шоперов были как раз люди, чьи пропорции не вписывались в стандартные размеры. Им, чтобы нормально одеться, очень нужна была помощь профессионала, умеющего не только «выстроить» некий образ и стиль в своем воображении, но и «материализовать» все это. Вслед за такими клиентами, обращавшимися к стилисту, что называется, не от хорошей жизни, у шоперов появилась другая категория заказчиков - светские персонажи. Сначала им показалось недостаточно одежды, которая есть в столице. Они хотели, чтобы им привезли нечто особенное. Потом рынок насытился, и сейчас в Москве и Санкт-Петербурге можно достать ВСЕ. Просто надо знать, где искать, и иметь на это время. Сегодня основная группа пользующихся услугами шопера - это верхушка среднего класса. Это менеджеры, владельцы небольшого собственного бизнеса - люди деловые и занятые, стремящиеся хорошо выглядеть, но не желающие тратить на поиски одежды свои «дефицитные» часы и минуты.
Вот в каких ситуациях они порой оказываются. В конце минувшей осени шоперу Надежде Гершкович позвонила клиентка, турагент. Через неделю ей нужно было вылетать в индийский штат Гоа на полгода, а какую одежду взять с собой, она не знала. На Россию зима надвигается, из магазинов и бутиков все летние коллекции вывезли, а в Индии - лето, + 35! «Она попросила помочь ей закупить полный гардероб, деловой и повседневный, чтобы не беспокоиться об одежде, а спокойно работать и отдыхать. Сложный заказ! Коллеги сказали мне, что выполнить его просто нереально в конце осени и брать такой заказ нельзя. Но клиентка очень просила, и я решила ей помочь. По крупицам в разных магазинах что-то собрала. Затем после примерки «отфильтровали» собранное, оставив только те вещи, которые сидели безупречно. Из них сложилось девять комплектов. Пара тонких брюк из хлопка, к ним несколько футболок, маек, блузок, платков, очков и украшений. Плюс обувь. Деловой костюм подобрать не удалось, льняных вещей не было вообще. Платье девушке не понравилось, хоть и сидело на ней классно, учитывая нестандартную фигуру. Целый гардероб за такое короткое время укомплектовать не удалось. Но клиентка моя все же осталась довольна», - считает Надежда.
Услуги и цены
Сегодня в Москве в ассоциациях, шоперских агентствах и частным образом трудятся несколько сотен шоперов, что немного для мегаполиса. Московские специалисты готовы работать и в регионах, правда, закупать гардероб они все равно будут в столице, а значит, и гонорары потребуют московские: около $50 в час. Надежда Гершкович уточняет, что готова сделать скидку 30% для клиентов не VIP. Вот и выбирай! Каждому хочется чувствовать себя очень важной персоной, и в то же время скидка 30% никогда не помешает.
Есть свои шоперы и в небольших городах. Здесь услуга персонального шопинга несравнимо дешевле, чем в столице. Иногда можно договориться и вам соберут весь гардероб за тысячу рублей.
Сначала шопер вместе с клиентом разрабатывает идеи и основные черты для будущего образа (стиль, цвета и прочее). Профи в области моды выясняют особенности темперамента и предпочтения клиента. Они действуют как древнекитайский доктор, который должен был при первом знакомстве задать пациенту не меньше 60 вопросов. В процессе обсуждаются также предполагаемые затраты. Затем приступают ко второму, главному этапу - выбору конкретной одежды и примерке.
Еще одна полезная услуга, которую может оказать шопер, - это ревизия гардероба. Он залезет в шкаф, с пристрастием рассмотрит все вещи и откинет ненужные, как бы мы ни плакали над доставшейся по наследству от бабушки кофточкой с вышитыми розовыми бутончиками: «Оставьте ее как память, но ни в коем случае не надевайте на работу!» Услуга по ревизии гардероба обойдется недешево, в столице это стоит $100-300. Зато дышать нашему платяному шкафу сразу станет легче. К тому же расчистка завалов - хороший фэн-шуй!
Рабочий день любого служащего составляет около 40 часов в неделю. Выходит, шопер может заработать в месяц $8 000 (160 часов х $50)? Но нет, астрономических доходов такая деятельность не приносит. Средняя сумма, которая выходит в месяц, не превышает $2 000.
Человеческий фактор
Обычно шопер - не первая профессия нашего специалиста. Есть среди них бывшие стилисты модных журналов, модели, фотографы,
В целом труд шопера нельзя назвать легким, как и любую работу с людьми. С кем только не приходится работать! Один джентльмен сначала приодел с помощью «бутикового сталкера» жену, а затем привел любовницу. Каждая должна быть по-своему прекрасна! Кто-то зовет шопера, а потом с редкостным упорством сопротивляется всем предлагаемым изменениям имиджа. Нередко встречаются дамы, которые после самостоятельного «большого забега» по магазинам решают всю одежду сдать и вызывают для этой цели шопера. Я купила, а ты сдай!
Среди клиенток стилистов есть множество молодых женщин, чья единственная цель - превратить жизнь любимых мужчин в праздник. Им не приходится готовить или заниматься воспитанием детей. Они только и думают, как бы сделать будни пресыщенного человека более интересными и яркими. Соответственно, выглядеть они тоже хотят дорого и вызывающе (на грани эпатажа). Их гардероб - часть их игры в Мату Хари, Лару Крофт и т. д. Они меняют свой образ не раз в сезон, а ежедневно. Это женщины с развитым вкусом и чувством стиля. Чаще всего шопер нужен им в качестве «публики», которая как бы наблюдает «из зала» на «примеряемые» героиней образы.
БЛИЦ-ОПРОС
На вопросы редакции отвечает Надежда Гершкович:
Шопер - это психотерапевт, который ходит с клиентом по модным магазинам?
Шопер - прежде всего компаньон, с которым комфортно побеседовать о стиле, красоте и пройтись по магазинам. Знание психологии ему нужно, чтобы лучше понять клиента, а для занятий психоанализом существуют другие специалисты.
Что вы делаете, когда понимаете, что клиент вам неприятен?
По первому образованию я психолог и считаю, что могу подобрать ключик к любому клиенту.
Шопер помогает экономить?
Во-первых, вы экономите время: не тратите его на поиск предметов гардероба, подбор аксессуаров. Во-вторых, экономите деньги: не делаете импульсивных покупок, покупаете многие вещи со скидкой и получаете доступ в закрытые шоу-румы.
На чем не стоит экономить, когда речь идет о внешнем виде?
Деловой костюм, обувь, часы можно считать инвестициями в карьеру.
Я бы в шоперы пошел
Чтобы успешно работать шопером, никакая «корочка» не нужна. Важно, чтобы клиент был доволен, еще раз вернулся и передал телефон шопера другу. Но углубить знания и получить аттестат можно в имидж-школе, агентстве или ассоциации. Школ таких много, например в Питере уже три года работает «Арт Эго», в Москве шоперов готовит ассоциация Personal Shopping. Те же ассоциации предлагают свои услуги корпорациям. Здесь речь идет уже не об индивидуальном подборе одежды, а о семинарах и корпоративных тренингах. Тот же Personal Shopping предлагает программы «Одежда для успеха», «Лучшие цвета в бизнесе», «Дресс-код в бизнесе» и спецсеминар для топ-менеджеров «Статус и мир luxury. Часы, запонки, украшения».