Цвет кожи на шкале времени

В 1923 году Коко Шанель (Coco Chanel) сказала решительное «нет» «коже цвета аспирина» и перечеркнула моду на аристократическую бледность. От белого шоколада к черному.

В 1923 году Коко Шанель (Coco Chanel) сказала решительное «нет» «коже цвета аспирина» и перечеркнула моду на аристократическую бледность.

Сойдя на берег с яхты Герцога Веллингтон, она ошеломила всех своим интенсивным загаром и, тем самым, совершила переворот в мире красоты и моды. Cвой темный цвет кожи она приобрела по неосторожности, проведя на солнце в круизе из Парижа в Канны слишком много времени. А вот модники и модницы решили загорать намеренно, забыв про кружевные зонтики и распространенные в то время огуречные лосьоны, обладающие легким отбеливающим действием. Однако блистать в бикини начали далеко не в то время. Девушки лишь робко подставляли лучам солнца руки и лодыжки. А в Пуританской Америке стражи порядка даже измеряли длины юбок красавиц на пляже и в случае излишне откровенных нарядов штрафовали модниц.

Ловушки моды: от аристократической бледности до смуглой сексуальности

До ХХ века темная кожа являлась признаком низкого социального уровня, поскольку она была характерна для рабочих людей, для которых загар был не результатом упорной работы над внешностью, а непосильных трудов на свежем воздухе. Во времена трубадуров, начиная примерно с XIII века, фемины неустанно гримировались, так что священнослужители поговаривали, что женщины тратят столько краски на себя, что на иконопись ее не хватает. В эпоху Возрождения, хронологические рамки которого берут начало в ХIV века, женщин с белоснежной кожей возводили на пьедестал великие мастера. Боккаччо, Данте и Петрарка восславляли светлые волосы, лебединую шею, высокий лоб и аристократическую бледность.

Столетие спустя, в XV веке, новеллист Аньоло Фиренцуола (Agnolo Firenzuola) в своей работе «О красоте женщины» писал: «Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения». Так бледность сменилась на легкий румянец.

Мел, мука, свекла и уголь — на службе у кокеток

XVII век вновь приносит былую моду, и женщины начинают отбеливать лицо, шею и грудь, покрывая их слоями белил, содержащих свинец, сулему и мел. Их вредоносное свойство вовсе не смущало дам. Они быстро нашли способ скрывать появляющиеся недостатки кожи, маскируя их мушками. Вырезанные из бархата или тафты, они имели формы сердечек, цветочков и кружочков, прикреплялись в уголки глаз, что означало интерес дамы к мужчине и над верхней губой, намекающие на возможный поцелуй. Век спустя дополнением к белой коже являлись яркие губы, пунцовые щеки и угольно-черные ресницы. Так же кожу подчеркивали прорисованные на висках тонкие голубые жилки. Альтернативой европейской косметическим средствам в России являлись свекла, сажа и мука. К сожалению, своих мануфактур по производству средств для макияжа в России не было, а иностранные являлись непозволительной роскошью.

Естественная светлая кожа, без дополнительного отбеливания, стала приветствоваться лишь в конце XVIII – начале XIX веков. Женщины отказались от губной помады, спрятались от загара под вуалью, а не тонной белил, и признали верхом совершенства чистоту тела и зубов. Аристократизма, заключающегося в синяках под глазами и болезненном цвете лица, дамы добивались путем голодания, недосыпания и поглощения уксуса и лимонного сока.

Итак, лишь ХХ век показал зеленый свет не просто здоровому цвету кожи, но даже загару. Стремление женщин иметь темный цвет кожи поддержали представители и индустрии красоты, и индустрии моды. Производители косметики разрабатывали ингредиенты для создания и поддержания красивого оттенка загара. А дизайнер Луи Реар (Louis Reard) предложил максимально открытые бикини, позволяющие лучам солнца покрыть как можно большую площадь тела. В 1946 году компания General Electric представляет миру первую лампу с солнечным излучением, которая предназначена для бытового использования. А 29 лет спустя немецкий инженер-конструктор Фридрих Вольф (Friedrich Wolff) изобретает солярий.

Так, год за годом, десятилетие за десятилетием и век за веком, менялись идеалы женской прелести. Фемины строили себе ловушки и попадали в них первыми сами. В погоне за красотой они готовы были к немыслимым жертвам, поэтому шли против общества и своего здоровья.