Великий кутюрье ушел из мира моды раньше, чем из жизни. А казалось, что только смерть разлучит их. Ушел - потому что «мир моды сузился до примитивного оформления витрин». Но ему, строптивому, прощали эти взбрыки - он же гений, титан. А теперь - и легенда.
...Король умирал. Он угасал на глазах. Так затихает огонек свечи на ветру. Так обрывается слабый крик в горном ущелье. Проклятая опухоль в мозгу! Он, так любивший жизнь, никак не мог привыкнуть к этой полной беспомощности: ни встать, ни одеться самостоятельно, ни поесть. Впрочем, есть и не хотелось. Вот если бы пропустить стаканчик любимого «Шато-Марго»... Но эти занудные докторишки лишили его и этого удовольствия! Оставалось только одно: часами сидеть в любимой беседке в марокканском стиле, утопающей в зарослях азиатского лотоса и желто-зеленого бамбука, глядеть на великолепный фонтан,

Безумец от-кутюр
Поначалу все шло хорошо. В январе 1958 года состоялось первое дефиле Ив Сен-Лорана, - а речь пойдет именно о нем, - в роли главы модного Дома Диора. Его первая коллекция называлась «Трапеция»: покатые плечи, тонкая талия, длинные и широкие юбки. Это был переворот в мире моды. Выяснилось, что женщина может быть сексапильной даже без подчеркивающего фигуру узкого лифа и глубокого декольте. Силуэт-трапеция тут же стал популярен у женщин разных национальностей.
А смущенный Ив долго не мог поверить в успех и никак не решался выйти из-за кулис на поклон после завершения показа. Парижская пресса торжествовала: «Великие традиции Диора продолжают жить!» Но очень скоро те же самые журналисты стали называть его «молодым безумцем»: не все успевали за фантазией молодого Кутюрье. Свою следующую коллекцию он назвал Beat Look и вывел на подиум манекенщиц в черных кожаных куртках, свитерах с высоким горлом и коротких юбках. Дамы света просто ахнули: он предлагает нам одеваться как провинциальным девчонкам? Да месье Диор просто бы перевернулся в гробу от такого святотатства!
А дальше - больше. Сен-Лоран развил тему мужского в женской моде и одел дам в брюки - им это нравилось. Правда, прелестниц в брючных костюмах от Сен-Лорана не пускали в рестораны и кинотеатры, но зато сама Коко Шанель назвала его своим преемником и отметила, что если она в свое время подарила женщинам свободу, то Ив сделал их сильными и бесстрашными.
Но тут терпение текстильного магната, на чьих деньгах зиждилась империя Диора, лопнуло, и он указал Сен-Лорану на дверь. Однако, как говаривал его соотечественник Д'Артаньян: «Поздно, господа, теперь вам меня не остановить!» Ив был полон идей и мечтал о создании своего дома от-кутюр. В свете он к тому времени прослыл чудаком: Ив был дерзок в помыслах и воплощении своих идей, но при этом болезненно застенчив, суеверен до смешного, панически боялся птиц, а во время показа мод неизменно держал в руках некий талисман, на который не разрешал смотреть никому. Ну разве может так себя вести нормальный человек?.. Может, если он гений.
Не такой как все
Конечно же, он рос очень странным ребенком. Ненавидел оловянных солдатиков и игрушечное оружие, зато с удовольствием играл в куклы и рисовал для них в альбоме совершенно удивительные платья. Обожал походы с родителями на восточный базар (семья долгое время жила в Алжире), но заглядывался не на восточные сладости - а на старинные арабские четки, на отрез старомодной парчи на прилавке старого грека, нещадно изъеденный молью...
Поступив в престижный юридический колледж для мальчиков из хороших семей, он тихо плакал, запершись в туалете, поскольку в очередной раз не смог вызубрить ненавистное правоведение. Вдобавок он очень рано почувствовал, что совсем не такой как все: его совершенно не интересовали девочки, с которыми уже начинали заигрывать его сверстники, зато к сильным и мужественным мужчинам постарше его влекло неодолимо...
Но если в начале XXI века однополые связи уже отвоевали себе место под солнцем, то в середине 40-х годов иметь сына-гомосексуалиста считалось позором для респектабельных французских буржуа! И неизвестно, какие чудовищные комплексы взросли бы на этой почве у застенчивого юноши, если бы в 17 лет он не совершил свой первый безрассудный поступок. Ив взял да и отправил парочку своих эскизов в Париж, на конкурс, устроенный Международной организацией шерсти, и в журнал «Вог».
И представьте, в обоих случаях его ждал успех! Платье для коктейля завоевало первый приз, разделив его с еще таким же никому неизвестным немецким дизайнером Карлом Лагерфельдом. А главному редактору «Вог» Мишелю де Брюноф так приглянулись модели Лорана, что он познакомил его с самим Кристианом Диором. Диор, недолго думая, взял Ива к себе ассистентом.
Юный везунчик, а именно так окрестила пресса Сен-Лорана, тут же поспешил устроиться подмастерьем к рядовому портному: Ив мог придумать оригинальные костюмы, но совершенно не владел искусством кройки и шитья!
Сен-Лорану посчастливилось проработать под началом великого Диора чуть больше года, а когда тот скоропостижно скончался, помощники кутюрье приняли решение поставить Сен-Лорана во главе Дома Диора. Королю на тот момент исполнился всего 21 год. Впрочем, предпосылки звездной судьбы обозначились еще в раннем детстве.
Дерзость херувима
Ему не суждено было родиться Королем, но ему предстояло им стать. Это практически невозможно в жизни, но иногда случается. Когда маленькому Иву (чудесный малыш с длинными льняными локонами и в бесконечных рюшах-кружевах больше походил на девочку) было три года, произошел знаменательный случай.

Однажды его тетушка, достойная представительница династии Сен-Лоранов, из поколения в поколение занимавшихся юриспруденцией, собиралась на бал. Крошка Ив, наблюдавший за тем, как она придирчиво осматривает себя в венецианском зеркале от пола до потолка, неожиданно громко произнес: «Если хочешь знать, эти туфли с пряжками совсем не подходят к твоему платью!» Горничная испуганно выронила булавку, а тетушка с удивлением повернулась к наглецу-племяннику: «Это еще что такое? За эту дерзость ты сегодня не получишь десерт, мой дорогой!»
Разревевшегося юного критика силой увели в детскую, а тетушка, приподняв подол и еще раз внимательно изучив свои новенькие туфельки, вдруг поняла, что это как раз тот случай, когда устами ребенка глаголет истина и... приказала горничной принести другие туфли. Этот забавный инцидент произошел в 1939 году. И никто не знал (даже отходчивая тетушка Сен-Лоран, конечно же не оставившая племянника без конфет), что пройдет каких-то 14 лет, и худенький застенчивый мальчик в очках научит правильно одеваться весь мир!
Королевский подарок
Фортуна вновь улыбнулась Сен-Лорану в лице статного красавца Пьера Берже, удачливого бизнесмена и всесторонне образованного человека. Он стал Иву не только партнером по модному бизнесу, но и близким другом. Берже был старше Лорана на 6 лет. «С первых же мгновений я ощутил родство наших душ, - напишет позже в своем дневнике Сен-Лоран. - Он сразу стал не только моим компаньоном, но и тем, кто оказался способен меня понимать. К тому же в нем чувствовалась сила, которой в моей жизни тогда не было...»
Наконец-то он нашел своего Рыцаря, наконец-то он чувствует себя защищенным! Но жизнь уже готовила ему тяжелое испытание: в Алжире началась война, и модельера наравне с другими французами его возраста призвали в армию. Можете себе представить, что почувствовал восторженный юноша нетрадиционной ориентации, живущий в мире кружев и шелков, попав в казарму? Правильно: животный ужас, словно Щелкунчик, оказавшийся среди полчищ серых крыс без своей волшебной сабельки.
Уже через три недели издевательств он оказался в военном госпитале с острым психическим расстройством. Его лечили шоковой терапией и лошадиными дозами транквилизаторов, а он таял на глазах: практически не разговаривал и весил всего 40 кг. В таком виде его и застал приехавший навестить Пьер Берже и тут же принялся за спасение жизни своего друга. Он добился от министра обороны, чтобы Сен-Лорана комиссовали по состоянию здоровья, и увез парня на полгода восстанавливать силы на Канарские острова. А по возвращении преподнес истинно королевский подарок, чтобы у Ива появился интерес к жизни: возбудил иск о неправомочном разрыве контракта против Дома Диор и на выигранные 680 000 франков неустойки помог открыть в 1962 году новый Дом моды - Yves Saint-Laurent (в дальнейшем известный миру по магической аббревиатуре YSL).
Сен-Лоран, подобно птице Феникс возродившийся из пепла, стал творить с новой силой. Придумывая свои волшебные вечерние платья, он то обращался к арлекинам Пикассо и голубям Брака, то к знаменитым подсолнухам Ван Гога, а коллекцию 1976 года и вовсе посвятил «Русским сезонам» Дягилева. Когда восторженные зрители после показа бросились к нему, желая заключить в объятия, он не на шутку испугался таких проявлений чувств и спрятался от них в... шкаф.
Opium для СЕБЯ И народа
Видимо, до конца он так и не оправился от нервного срыва, пережитого в армии. В нем произошел невидимый душевный надлом. Он боролся со сплином традиционным способом, который погубил не одну творческую натуру: алкоголем и наркотиками. В середине 70-х он впервые попал в Американский госпиталь в Париже для детоксикации. Затем эти визиты участились. В перерывах он мог появиться на публике с опухшим лицом, передвигаться как лунатик, ничего не видя перед собой, и бормотать что-то о депрессии, из которой нет иного выхода кроме самоубийства... Очень скоро в подиумной тусовке стали распространяться жуткие слухи о том, что Ив Сен-Лоран якобы болен СПИДом.
Позднее сам Сен-Лоран вспоминал об этом с присущей ему иронией: «В один «прекрасный» день по радио объявили, что я

Еще в 1971 году неожиданно для всех выпустил духи, как некогда сделала легендарная Коко Шанель, когда о ней стали забывать. Но даже ей не снилась сенсация, которая сопровождала появление мужского парфюма со скромным названием Yves Saint Laurent. А все дело было в оригинальном рекламном ходе: для этикетки парфюма сам Ив снялся абсолютно обнаженным. И хотя его худощавая сутуловатая фигура была далека от тогдашних стандартов «секс-символов», духи разлетелись как горячие пирожки.
А когда сторонники здорового образа жизни заклеймили его позором за пропаганду наркотиков и «подрыв моральных устоев общества», он не нашел ничего лучше, как выпустить духи Opium. При этом на рекламном плакате была запечатлена пышногрудая английская модель Софи Дал, лежащая... с раздвинутыми ногами. Она получила за эту съемку 2 миллиона фунтов, а в комиссию по рекламным стандартам поступило 730 жалоб на Сен-Лорана! Неудивительно, что когда последний предложил дополнить рекламную кампанию еще и слоганом: «Для всех, кто пристрастился к Сен-Лорану!», члены комиссии категорически запретили этот слоган.
Женщины от Сен-Лорана
LoveMeForeverOrNever! - так Ив Сен-Лоран назвал свое самое известное свадебное платье. Наверное, такому же девизу он следовал и в любви, поэтому так и не нашел ее в этом мире. Правда, за несколько недель до своей смерти Сен-Лоран вступил в брак со своим другом и бизнес-партнером Пьером Берже, но скорее всего Берже просто пожалел великого кутюрье, поскольку их интимные отношения закончились в далеком 1976-м.
Рядом с Ивом на протяжении всей жизни было много красавиц, за которыми навсегда закрепилось выражение «женщины от Сен-Лорана». Так, у него постоянно одевались герцогиня Виндзорская, миллионерша Марк-Элен де Ротшильд, принцесса Монако, а в прошлом кинозвезда Грейс Келли, жена госсекретаря США Нэнси Киссинджер и многие другие. «Черную пантеру» Наоми Кэмпбелл именно Сен-Лоран первым вывел на подиум. А нынешняя жена президента Франции Саркози Карла Бруни на юбилейном показе Лорана 2002 года покорила всех, выйдя в платье а-ля Жорж Брак.
И, наконец, красавица Катрин Денев, эталон элегантности для всех француженок и не только, была любимой музой Кутюрье. Однажды она заметила: «Сен-Лоран творит для женщины, которая ведет двойную жизнь. Его дневные модели помогают ей противостоять миру, состоящему из чужих людей... Но вечером, когда женщина проводит время с тем, кого сама выбрала, Сен-Лоран делает ее соблазнительной». И все-таки те, кто близко знал Сен-Лорана, свято убеждены, что в его жизни существовала только одна Женщина - его мать, Люсьенна Сен-Лоран, которая и в 95-летнем возрасте продолжала вдохновлять сына на новые коллекции.
Прощай, король!
7 января 2002 года Ив Сен-Лоран неожиданно для всех объявил, что уходит на покой, сказав напоследок: «У меня нет ничего общего с этим новым миром моды, который сузился до примитивного оформления витрин. Элегантность и красота его покинули». А его верный друг Пьер Берже в беседе с журналистами признался, что в эпоху торжества безликой одежды они не видят будущего у haute couture - высокой моды...
Уйдя «на пенсию», скандально известный всему миру бунтарь Ив сделался... отшельником. Он больше не появлялся ни на показах своих коллег-кутюрье, ни на светских раутах и модных тусовках, а вместо этого безвылазно пропадал в своих загородных резиденциях: то на вилле в Марракеше, то в старинном замке в Нормандии, то в шикарной квартире в центре Парижа. Он перестал давать интервью и принимать гостей. И лишь своей прислуге однажды признался в порыве откровенности: «Я чудовищно одинок. Живу как монах...»
Так оно и было. Незаметно в стенах, помнивших музыку «битлов» и звуки неистовых оргий, поселились привидения. Ив мог часами слушать своего любимого Вагнера, перечитывать Марселя Пруста и рисовать акварелью в полном одиночестве. Всерьез подумывал и сам написать книгу, но... не успел: врачи обнаружили у него рак мозга.
...Король умер 1 июня 2008 года в своей парижской квартире. Согласно последней воле усопшего, его прах развеяли в саду виллы Мажорель в Марракеше. Говорят, что последними словами великого кутюрье были: «В этой жизни я жалею только об одном - что джинсы придумал не я!» А возможно, он этого и не говорил. Но как бы то ни было, никто не спорит, что с уходом Ив Сен-Лорана ушла в небытие и эпоха истинно Высокой Моды. Потому что больше таких не делают...
Женские брюки в XX веке
В годы Первой мировой войны женщины вынуждены были работать наравне с мужчинами, и в их гардероб вошли брюки - как рабочая одежда. В 30-е годы XX века Марлен Дитрих примерила на себя строгий мужской костюм (плюс шляпа и галстук). Но этот наряд так и остался фишкой актрисы, массы его не приняли. Далее брюки как один из атрибутов женской одежды ввела Коко Шанель. Изобретенный ею брючный костюм еще долго подвергался всеобщему осуждению, и только в 1966 году представленный Ив Сен-Лораном широкой публике брючный костюм стал значительной вехой в мировой моде и пришелся по вкусу практически всем женщинам. Коллекция была моментально раскуплена по баснословной цене.
Идеально одетая женщина по Сен-Лорану:
«Черный пуловер, черная юбка, хорошие туфли, зеленый муслиновый шарф вокруг шеи, много браслетов на запястьях и... любимый мужчина в руках!»
Пять основных хитов Ив Сен-Лорана:
1. Силуэт «трапеция»
2. Кожаный жакет
3. Женский смокинг
4. Брючный костюм
5. Прозрачная блузка
Цитаты от Ив Сен-Лорана
- «Мои любовные романы - это мои коллекции»
- «Я слишком устал в битве за элегантность и стиль. Новая мода для моды, в которой нет ничего, кроме стилизма, мне чужда»
- «Любовь - лучшая косметика. Но косметику купить легче»
- «Красота для меня не представляет интереса - важен лишь шок и соблазн»
- «Мой любимый цвет? Конечно, черный, а также красный - цвет огня и крови»