Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

"Казенный" ребенок: страхи и надежды

Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим. Но в условиях семьи, понимающей его проблемы и потребности, такой ребенок быстро догоняет сверстников.
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим. Но в условиях семьи, понимающей его проблемы и потребности, такой ребенок быстро догоняет сверстников.

За заборами домов ребенка, детских домов и интернатов, благополучных и совсем неблагополучных, каждый день просыпаются около четверти миллиона человечков. И каждый из них ждет родителей - и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу. Но повезет далеко не всем. Для справки: в стране около пяти миллионов бесплодных пар, то есть на каждого брошенного ребенка приходится по двадцать потенциальных мам и пап только из той категории населения, которая, по крайней мере, не может не задумываться о таком выходе из положения. А ведь есть вполне благополучные в вопросах деторождения семьи, которые могли бы взять второго или третьего ребенка.

Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим.

Фото: WDay.ru
Один из источников такого убеждения - давняя практика убеждать родителей отказаться от ребенка, если он родился даже с самыми незначительными для остального просвещенного мира физическими дефектами (например, с заячьей губой), не говоря уже о более серьезных патологиях.

Вне семьи - здоровые или больные?

Будет правильнее сказать - «специфические». Специфика развития детей в домах ребенка, детских домах и интернатах не определяется по критерию "норма и патология".

Исследования, проводимые во многих странах мира, а в последнее время и у нас в стране, говорят о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты личности - характера, поведения, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.

Ниже собраны результаты исследований и наблюдений как зарубежных, так и российских специалистов. И каждое исследование заканчивалось парадоксальным, на взгляд обывателя, выводом: "Усыновителям следует помнить, что влияние этих повреждающих факторов не является неустранимым. В условиях хорошей гармоничной семьи, ясно понимающей детские проблемы и потребности, ребенок из детского учреждения быстро догоняет в физическом, интеллектуальном и личностном развитии своих сверстников".

Проблемы у приемных детей в подавляющем большинстве своем не врожденные, а приобретенные, и возникают из-за специфических условий воспитания этих детей. Но что еще хуже, многие проблемы появляются уже в семье - из-за ошибок новых родителей. К счастью, многое можно исправить или не допустить вовсе.

Дом ребенка

Если вы пообщаетесь с ребенком из дома ребенка и попытаетесь сравнить его со сверстниками из домашних семей, то сравнение будет почти всегда не в пользу первого.

Первые годы жизни играют решающую роль в развитии ребенка, и, если они проведены в детском учреждении, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями, проявляющимися в зрелом возрасте. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов - например, от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, или от качества ухода, который он получал там.

По данным венгерских психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы, у них нет органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психологический характер.

Одной из основных причин задержек в развитии является отсутствие материнской любви (так называемая материнская депривация), которая необходима для нормального эмоционального и личностного развития.

Ребенка, растущего в семье, характеризует почти неисчерпаемая инициативность. Он ни на минуту не остается спокойным: ерзает, крутится, постоянно исследует окружающее пространство. Младенец очень рано начинает отличать мать и близких людей от других взрослых, всегда к ним тянется, может даже заплакать, если незнакомый человек возьмет его на руки.

Совсем не так это происходит в учреждениях. Перегруженные сестры и нянечки работают как на конвейере - под девизом "Всем одинаковый уход". Недостаток времени почти не позволяет им проявить индивидуальные привязанности, выразить свое отношение лаской или шуткой. Кормление доведено до отточенного во всех деталях механического навыка. Днем и ночью царит строгий порядок, исключающий душевные порывы. Поэтому в учреждениях младенцы более пассивны: во время одевания, раздевания остаются в том же положении, в каком их оставили. Ребенка, уже умеющего стоять и ходить, в любой момент можно одеть, раздеть, уложить на пеленальный стол. Любая мама домашнего ребенка знает, что это невозможно проделать без того, чтобы не вызвать возмущения с его стороны.

Воспитатели могут любить детей, ухаживать за каждым индивидуально, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от конкретного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Дети в учреждениях интернатного типа не могут сформировать прочную привязанность к одному воспитателю, но приобретают навык требовать внимание и ласку от любого взрослого. Когда ребенка в детском доме берут на руки, он радуется, но только потому, что попал в тепло обнимающих рук. И в глаза они умеют смотреть только в положении "снизу вверх" - когда ты наклоняешься над манежиком, где лежит карапуз. А "глаза в глаза" - не умеют, почти не бывает такого в их маленькой жизни.

Детский дом

Проходит несколько лет, и дети из домов ребенка попадают в детские дома. Распорядок остается таким же монотонным, так же ограничено количество людей вокруг, так же скудны однообразные впечатления и все так же невозможно освоение окружающего мира на собственном опыте.

Отсутствие возможности принятия самостоятельных решений приводит к тому, что ребенок воспринимает себя вещью, объектом чужого воздействия, провоцирует ощущение собственной беспомощности и бессилия. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативный образ "я", не уверены в себе, имеют низкий уровень самоуважения. Дети не умеют идти на контакт, не умеют формулировать свои мысли, не умеют отвечать привязанностью на привязанность. При этом появляется ярко выраженное потребительское отношение к окружающим, тенденция ждать или даже требовать решения своих проблем извне.

Фото: WDay

Нарастает задержка психического развития, часто усугубляются соматические заболевания. Даже недавно попавшие по какой-либо причине в детский дом дети через некоторое время опускаются до уровня живущих с ними рядом детей с врожденными отклонениями, с задержкой развития. Повторим еще раз: физическое и душевное здоровье, развитие ребенка зависят не только от правильного питания и режима дня, но и от того, испытывает ли ребенок психологический комфорт там, где он живет. Именно отсутствие психологического комфорта приводит к различным психосоматическим заболеваниям детдомовских и интернатских детей.

Взрослая жизнь

Большинство воспитанников детских домов и интернатов выходят в самостоятельную жизнь, имея очень смутные о ней представления: не умеют делать покупки, не знают, как платить за квартиру, не говоря уже о более сложных вещах. Инфантильность, иждивенчество, безволие и беспомощность - вот качества, которыми наделяет детдом своих подопечных.

Они легко подчиняются, легко приспосабливаются к чужим порядкам, но не умеют принимать самостоятельных решений, брать на себя инициативу, когда это необходимо. Их не учили жить в семье, и поэтому они с большим трудом создают свои собственные, зачастую неблагополучные семьи. Самое большее, на что они способны в этом смысле, если специально не заняться их адаптацией - это воссоздать модель своей прежней жизни, объединившись с такими же неприкаянными.

А так хочется иметь свою, хоть крошечную семью! Когда одного выпускника детского дома спросили, что он сделает, выйдя на волю, он ответил, что возьмет в детдоме мальчика и вырастит себе брата. Заметьте, не сына, а брата.

Они, как правило, не умеют разбираться в людях. Печальный факт, подтвержденный статистикой в разных странах: выпускники детских домов слишком часто становятся жертвами насилия и эксплуатации.

Где же выход?

Дома. В семье, куда ребенок может попасть в любом возрасте. Если его приемные родители готовы принять ребенка с той спецификой, которая ему успела достаться, и действовать по обстоятельствам: учить самым простым и неожиданным вещам, замечать успехи и хвалить, тратить время, деньги и силы на дополнительные занятия и коррекцию - детдом останется только одним фактом биографии взрослого и самостоятельного человека. А дети растут так быстро!

Все о детях на WDay.ru

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Леди Mail.Ru
Комментарии
33
Юлия Михайловна)))
В ответ на комментарий от Алена Пудель История переписки6
Алена Пудель
Рожая ребенка, мы обрекаем его на смерть...
СсылкаПожаловаться
ну да, рождение -первый шаг к смерти. Но тогда, Юлия пошто Вы землю то топчите?
СсылкаПожаловаться
Людмила
Я выросла с приемным братом...Столько натерпелись всей семьей!!! Сначала воровство,потом пьянство,психологи,психиатры,с пец.учреждения!!! Мы даже семью его разыскали,сестру,брата, думали что родные остановят его.Родители ежедневно краснели и в школе, и в училище...А потом он вообще ушел бродяжничать(тогда ему было 18 лет),долго скитался,домой звали,говорил:не хочу! В итоге запил,загулял и погиб в ДТП. И мы пытались наладить отношения,помочь ему,но все тщетно! Я не хочу сказать,что все из интерната такие,но по мне так уж лучше совсем без детей,чем так.
СсылкаПожаловаться
Zwecke
В ответ на комментарий от Сашенька Я История переписки2
Сашенька Я
Вы правы, потому что учитывая большую сложность воспитания ребёнка имеющего неблагоприятнные социальные наслоения в раннем детском возрасте, плюс во многих случаях ещё и не всегда хорошую генетику, в него нужно вкладывать ещё больше сил и времени, да и умению любить ребёнка не являющегося родным тоже придётся учиться, и это титанический труд, который должен достойно оплачиваться государством, и которое ДОЛЖНО предоставить все условия для детей и людей желающих воспитывать детей оставшихся без попечения родителей, потому что при этом ещё и зарабатывать деньги на своё и его содержание просто нереально.
СсылкаПожаловаться
..достойно оплачиваться государством, и которое ДОЛЖНО предоставить все условия" правильно, а при прекращении предоставления условий, объявлять забастовку, прекращать их воспитывать/кормить/пр., сдавать их обратно и т.п. (вот по сути вроде всё это и верно, но что-то всё же немного коробит. Возможно это было бы проще воспринято, если бы речь шла о патронажных (патронатных?) "семьях", а не о семьях в привычном традиционном понимании)
СсылкаПожаловаться
Нина Черменская
А у меня дочка и я взяла ее из дома ребенка. Было очень трудно: не было между нами любви и понимания. Один врач посоветовал а мне спать вместе с ней на одной кровати и уже через месяц мы были не разлей вода. А позже я встретила человека, который полюбил нас с дочкой всем сердцем и вот уже два года мы счастливо живет и думаем взять еще ребенка из роддома. Я - педагог и могу с увереностью сказать, что если регулярно заниматься с приемным ребенком, то он прекрасно нагоняет развитие своих сверстников и даже перегоняет их в развитии. Счастья всем, кто решится на этот шаг!
СсылкаПожаловаться
Svetik Privetik
Почему-то автор статьи не подумал о том, что "может сердце не лежать" к чужому ребенку. Все остальное - отговорки. Свое - это свое. Воспитывать чужих детей не всем дано. И укорять никого в этом не нужно - выбор каждого.
СсылкаПожаловаться
Svetik Privetik
В ответ на комментарий от Сашенька Я
Сашенька Я
Государство СРОЧНО ДОЛЖНО заняться вопросом воспитания детей оставшихся без попечения родителей!. Потому что выростить полноценную личность в условиях детского дома того типа, который существует сейчас в России, просто невозможно. Не один нормальный человек, даже если он отличный специалист и умеющий нести добро человек, неспособен вынести на себе такого груза эмоциональных переживаний и привязаностей к такому огромному числу детей проходящих через его жизнь. А дети не могут вырости полноценными личностями без ощущения, что их любят, о них заботятся, и без ощущения того, что они нужны кому то в этой жизни.
СсылкаПожаловаться
И каким же это по вашему образом государство этим займется? Выделит миллионы на найм квалифицированных нянь? Заставит каждую семью взять по ребенку?
СсылкаПожаловаться
desmodeya nuts
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-19:58-07022011@
Комментарий удален.Почему?
я бы и сама не прочь взять нам братика,когда сын постарше будет..но вы знаете-иногда становится страшно-у нас под окнами приемник распределитель.Воспитаники во дворе с воспитателем совместно с домашними детьми гуляют..Там и драки,и маот,и воровство игрушек...и поверьте-это кошмар!!Они отличаются сильно..во первых-у них там стадный синдром-они община, где взрослый человек-не авторитет..потому и не управляемы..и внешне многие из них с признаками болезненности...Так их жалко...а одновременно и страшно за родного..и вот что делать?А если выбирать себе приемыша поздоровее и покрасивее-это уже кащунсто какое-то...я потерялась
СсылкаПожаловаться
desmodeya nuts
В ответ на комментарий от Любовь Орлова История переписки2
Любовь Орлова
Сколько волка ни корми, а он все равно в лес смотрит. Просто ваш волк еще недостаточно вырос.
СсылкаПожаловаться
вы мне не нравитесь
СсылкаПожаловаться
Любовь Орлова
В ответ на комментарий от desmodeya nuts История переписки3
desmodeya nuts
вы мне не нравитесь
СсылкаПожаловаться
Меня это должно: расстроить? удивить? испугать? насмешить? разозлить? (нужное подчеркнуть). Я вообще-то не сто долларов, чтоб всем нравиться
СсылкаПожаловаться
колянчик
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-19:58-07022011@ История переписки2
Комментарий удален.Почему?
Книга - Сказки про Вашего ребенка - goodskazki.ру
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Давайте расслабимся слегка в другом формате. Пишем пару-тройку характеристик или особенностей человека, а остальные отгадывают, кто из форумчан зашифрован.
1599
Колдовство
Язваещёта
Кто верит в колдовство, привороты и т.д.? Вот у одной славной женщины, которй жутко не везет в жизни, дома гадалка нашла кучу засушенных органов волка, и говорит, это специально враги подбросили... А...
844
Вопрос в теме. Сразу оговорюсь, я не про брак (или когда люди просто вместе живут), а про отношения, если люди живут порознь.
626
Добрый день. Ситуация такая: живем с мужем в моей однокомнатной квартире, ребенку 1,4 года. Места мало, мой отец помог купить нам 2-х комнатную квартиру, со стороны мужа вложений не было. Двушка без...
373
Для тех, кто в курсе ситуации…. Ваши мнения.
317
Добавляйте свои пошаговые рецепты блинов и блинчиков на сайт и выигрывайте призы! Количество рецептов от одного участника – неограниченно! Конкурс продлится до 26 февраля 2017 года включительно...
30
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru