Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Сакральный смысл колыбельных

Малыш, ты совсем крошка. Чтоб ты пошел по тоненькой дорожке сна, тебе нужно помочь. А-а-а, баю-бай... глазки закрывай... за-сы-пай...
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Малыш, ты совсем крошка. Чтоб ты пошел по тоненькой дорожке сна, тебе нужно помочь. А-а-а, баю-бай... глазки закрывай... за-сы-пай...

Один сайт недавно провел конкурс колыбельных. Результат интересный. Если послушать, что теперь поют мамочки, оказывается, что поют они все подряд. Любимые эстрадные песни в основном. И немного классики. «Спи, моя радость, усни», про «волчка серенького», про «Лунные поляны, ночь, как день светла». Особняком выделяется хриплый баритон молодого папаши, исполняющий что-то про окурки и бутылки из «Биллис Бенд».

Мало кто помнит слова традиционных колыбельных песен. Но даже если ничего не помнит современная русская мама, все равно она напевает древнюю мелодию, которую знают все. Ту самую, под которую ребеночка немножко пугают сереньким волчком и где прилетают гуленьки. В поэзии этот ритм называется четырехстопный хорей.

Прямое назначение колыбельной песни - регулировать укачивание, успокаивать ребенка, помогая ему своим монотонным ритмом. Содержание старинных колыбельных песен было самое простое. Были колыбельные сказочные, где домашние звери разговаривали с ребенком, уговаривая его уснуть. Мать напевала песенку, в которой было и про тяжелую крестьянскую работу, и про батюшку, который уехал надолго, но обязательно привезет пряников. Содержание колыбельной повторяло окружающие бытие.

Часто прямое описание окружающего заменялось описанием роскоши и довольства:

Фотобанк Лори

"Вот тут колыбель,
На высоком терему...
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крючки золотые,
Мамушки, нянюшки,
Качайте дитя.
Сенны красны девки,
Прилюлюкивайте!
Вырасту большая,
Буду в золоте ходить,
Буду в золоте ходить,
Парчеву шубу носить".

В своей книге «Фольклор как часть древнерусской культуры» исследователь фольклора В.П. Аникин пишет: "Обещание полного счастья обычно и в песнях, которые пели и в простых бедных семьях. Поистине изумительна эта уверенность в ожидающем ребенка благополучии. Но было бы ошибкой думать, что народ жил иллюзиями. Это не так. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания."

Конечно же, подобные песенки звучали и над колыбелями маленьких князей и барчуков, и в самых бедных избах, где еды не хватало на всех. Это была не просто мечта матери о том, что однажды все будет хорошо! Это была попытка заклинанием перестроить окружающее, привлечь к своему дорогому человечку достаток.

Мистическую сторону колыбельной песни трудно отрицать. Колыбельная возникла в те времена, когда слово высказанное считалось волшебством, иногда опасным. Первые колыбельные, вероятнее всего, не просто рассказывали малышу о мире, в который он попал. Они были предназначены и для того, чтобы «выстроить» ребенку счастливое будущее.

О том, что древние колыбельные произошли от магических заклинаний, свидетельствуют повелительные интонации спетых слов, а также то, что ритм колыбельных впрямую повторяет ритм старинных заклинаний от бессонницы.

С точки зрения современной науки никакой мистики в этом, конечно, нет, но есть глубокий биологический смысл. Поющая мать подсознательно выстраивала ритм песенки под тоны своего сердечного ритма. Маленькому ребенку очень не хватает ритма, который он слышал, будучи еще в утробе. И когда он улавливает его в колыбельной и в размеренном укачивании, малыш успокаивается.

Он понимает, что в этом «новом, неизвестном», которое теперь вокруг (а неизвестное - всегда страшит) - он не один. Рядом с ним находится защитница, к которой он привык с той секунды, когда начал хоть что-то чувствовать, еще не умея сознавать.

Слово- это очень опасное оружие. Существовали «смертные колыбельные». Есть определенное мнение, что матери пели их специально больным детям, или тогда, когда ребенка было не прокормить. Вроде бы, считалось, что если сама мать «упоет», «уговорит» ребенка покинуть мир, он уйдет во сне и без мучений.

«Спи, вороти -
Мне недосуг!
Сегодня усни
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут»

Поскольку не только славянские народы использовали «смертные» колыбельные, не удивительно, что этот жуткий сюжет проявился в современности. Чак Паланик написал свою «Колыбельную», одну из самых страшных книг современности, по мотивам легенды о смертных колыбельных народов Африки.

Но не все ученые думают, что смертные песни пелись ребенку, чтобы он умер, или оттого, что мать не любит его, как лишнего и слабого.

Вспомним еще раз, что заклинание - это сила слова высказанного! В языческих верованиях очень популярен был мотив обмана злых духов. Как пожелание охотнику вернуться без добычи, так и пожелание смерти малышу, скорее всего, было призвано обмануть злые силы, обдурить их, чтобы они не заинтересовались и без того ненужным ребенком, и не захотели отнимать его у семьи.

Есть еще одно серьезное и логичное предположение. После рождения еще долго малыш считался существом, живущим на границе

Фотобанк Лори
между тем и этим мирами. Между Навью и Явью. Между Жизнью и Смертью. И существовало поверье, что некоторое время в ребенке живет некий страшный дух. Иные славянские культуры назвали его Плачь (именно он не дает спать ребеночку!), иные - Букой. Это Второй, Двойник, которого необходимо изгнать, пока не натворил бед, не увел малыша обратно.

Известный исследователь-фольклорист В.В Головин писал в своем труде «Русская песня и заговор»: «Мотив пожелания смерти "имел "постоянную" окказиональную природу и сразу включался в текст, когда нянька начинала чувствовать любое негативное изменение в ребенке. В полном "тексте" тихвинского убаюкивания, именно после надрывного крика ребенка, Клавдия Ильинична Петрова тихим настойчивым голосом говорит ему: "Умри" и неоднократно поет смертные тексты".

Героями колыбельных песен являются не только животные и сами родители, но и некие ночные кошмары («Полуношник», «Бука», «Бабай»). С букой понятно - это, вероятнее всего, тот Второй, которого нужно изгнать. Поэтому ему и поют пожелания смерти. Буку посылают «под сарай», давая ему задания, подчеркивая, что никуда, кроме как «по сарай» он пойти не может. Заметим, что под сараем в те времена хоронили рожденный послед, иногда в маленьком гробике вместе со специально сделанной куклой. И никуда, кроме места под сараем, Бука пойти не мог. От колыбельки его гнали, а в сарае Буку поджидали негативно настроенные животные (например, коза-оловянные глаза), готовые съесть Буку с потрохами. «Кони сена не едят, все на Буконьку глядят». Так мать защищала малыша от темных сил, призывая в помощь еще и духов дома (в образе домашних животных-помощников).

А вот страшный Бабай был сакральным воспитателем. Его образ «старика с мешком» имеет мало общего с жутковатым «Дедом-Морозом». В старинных колыбельных Мороз уносил детей в лес, тогда как Бабай просто пугал, ни в одном известном, дошедшем до наших дней сюжете нет упоминания, что он все-таки унес ребенка в мешке.Видимо, Бабай был призван воспитывать непослушное дитя, и ничего более. Бабай - это слово тюркское, обозначает оно «старик», поэтому можно догадаться, что изначально образ Бабая сложился оттого, что глава патриархальной тюркской семьи мог быть недоволен плачем ребенка и делал нерадивой невестке выговоры, возможно, даже колотил ее. Однако патриарх при этом был родным человеком и прямой угрозы ребенку, конечно, не составлял. Позднее тюркский образ мог перекочевать в славянский фольклор.

Правда, был еще Бабай - помощник Сэта, страшного бога древних египтян. Демон, конечно, хочет навредить ребеночку! Но почему тогда Бабай только пугает?

Ритм колыбельной песни у каждого народа разный. Немецкие колыбельные по ритму отличаются от русских или французских. Это объясняется языковыми различиями. Но изначальные мотивы колыбельных песен: «Жизнь - смерть» и «Свой - чужой», а так же пожелание ребенку богатства и здоровья, одинаковы у всех народов.

Да, традиционные колыбельные песни тесно связаны с древними заклинаниями и заговорами, но есть ли смысл в наши дни срочно отыскивать старинные тексты, чтобы исполнять их своему чаду? Если вы верите в сказки, то можно попробовать, но будьте осторожны, сказки - это не так просто.

Но что бы вы ни напевали своему засыпающему малышу, рано или поздно все-равно переключитесь на «баю-баюшки-баю», я вам могу гарантировать как мать. Это прочно заложено в подсознании.

Что касается воспитательного и описательного характера колыбельной песни в современном мире, то про это замечательно сказала одна молодая мамочка:

- Ой, я петь не умею, и песен никаких не знаю. Поэтому когда укладываю, прямо что попало собираю, что в голову придет: как мы жить будем, как папа машину чинит, как я ему (сыну) велик куплю. Сижу, собираю, у самой уши вянут. А он засыпает!

Она и не предполагала, что делает то, что нужно. Именно так и пели колыбельные ее бабушки, прабабушки, и так далее до начала времен.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Леди Mail.Ru
Комментарии
46
Ириска.
В ответ на комментарий от Veronika История переписки6
Veronika
Моему сыну 11лет и я пою ему колыбеьные песни. И он в свои 11 лет думает о любви к близким, заботе о родных и стариках, он бережно относится к природе, оставаясь при этом не маменькиным сынком, а вполне современным ребёнком. Чем больше добра в детстве мы (родители) даём своим детям и через колыбельные песни в том числе, тем больше добра они, в дальнейшем, дадут своим близким и будущим детям. А за углом как раз и ширяются те бедные дети, которые и про песни колыбельные не слышали никогда и своим детям ничего дать не смогут. Ведь кого не любили или любили недостаточно в детстве, во взрослом возрасте не смогут любить, т.к. сами не знают,что это такое.
СсылкаПожаловаться
Да, я с вами полностью согласна. До сих пор не могу забыть свое детство. Помню каждое ласковое слово, сказанное мне родителями, бабушками и дедушкой, мамину ладонь на своих волосах, помню свои игрушки, книжки, которые читала мне бабушка, картинки в них, старые добрые мультфильмы, первого в своей жизни котенка, кошечку Василису, черную с белым галстучком, удивительно красивую и умную, мамину колыбельную и много еще чего, и каждый раз воспоминания полны сладчайшей боли и навевают на глаза светлые слезы об ушедшем безвозвратно. Помню, когда мама пела мне колыбельную (мне было лет 5), я всегда начинала плакать, - так колыбельная трогала мне сердце, что я не выдерживала. Почему так происходило, для меня и по сей день загадка. Но меня несколько пугает то, что я, 26-летняя, по сей плачу, когда слышу колыбельную, пугает то, что выше описанные воспоминания не дают мне жить полноценной жизнью, что я в свои 26 остаюсь все тем же ребенком, слабым, ранимым и беззащитным, который плачет от любого пустяка. Помню мультик про Аленушку и Иванушку, тот эпизод, где Иванушка стал козленком, а Аленушка стала петь ему колыбельную, и каждый раз, вспоминая его, я не могу удержать слезы. Недавно его снова показали, и я расплакалась. Особенно тронул меня клип Розенбаума "Колыбельная", два раза видела по телевизору. И когда любуюсь красотой природы, к чувству бескрайнего наслаждения обязательно примешивается чуть заметная горечь невольных слез, невыразимо радостно и хочется плакать одновременно... Мама как-то сказала, что не надо так остро тосковать по прошлому, иначе я могу попросту сойти с ума, все идет к этому. "Все буду над тобой смеяться, пальцем тыкать, разную чушь плести, а мне как жить с этим?" И я понимаю, что она права, но ничего не могу с собой поделать. Хотим с мужем ребенка, а как воспитывать ребенка, если ты сама - ребенок?!
СсылкаПожаловаться
@Лариса@ .
В ответ на комментарий от Alya Kostina История переписки16
Alya Kostina
Я еще повтарюсь вы зависли в детстве)или просто не знаете где детство а где взрослая жизнь)досвидания
СсылкаПожаловаться
Господи, читаю ваши коменты... Откуда у вас столько агрессии? Я и средне-специальное, и высшее получила, и работаю секретарем директора библиотеки, а колыбельную всегда не против послушать.
СсылкаПожаловаться
@Лариса@ .
В ответ на комментарий от Валентина Мартынова История переписки7
Валентина Мартынова
Обиженная какая-то девушка! На жизнь что- ли ,,,
СсылкаПожаловаться
Да не то слово! Очень грубо себя ведет.
СсылкаПожаловаться
@Лариса@ .
В ответ на комментарий от Оля
Оля
Еще в этой статье не отметили один важный аспект. Дети, которым с самого рождения поют (как могут) колыбельные песни, раньше и легче начинают говорить и понимать речь. Важно, чтобы колыбельные пелись на родном языке ребенка! Не буду углубляться в подробные описания механизма действия колыбельных, но как логопед, говорю, что это так
СсылкаПожаловаться
Полностью согласна!
СсылкаПожаловаться
Ириска.
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-20:04-07022011@ История переписки2
Комментарий удален.Почему?
С девушками... Пусть сначала выучится, работу найдет)))))
СсылкаПожаловаться
Ириска.
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-20:04-07022011@ История переписки2
Комментарий удален.Почему?
Совершенно верно!
СсылкаПожаловаться
Наталья Казакова
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-20:04-07022011@
Комментарий удален.Почему?
Ой, спасибо, очень красиво!
СсылкаПожаловаться
Kimberly Ipo
Мой папа меня под "Мурку" укачивал и другие блатные песенки, использовались напевы из советских маршей. Маменька моя возьмет в руках слегка покачает, потом соску в рот и в кровать кладет "Поорет,поорет и сама заснет"-это был ее метод воспитания. А вот бабушка моя была как Арина Родионовна для Пушкина.Столько песен мне пела и сказки на свой лад рассказывала. Поэтому у меня был хороший репертуар колыбельных, которые я пела своему ребенку.
СсылкаПожаловаться
Елена Малькова
пою, что и мама мне пела: "Лунные поляны", про волчка. но, дейстительно, больше нравится моему малышу отсебятина "что вижу, то пою", ритмичная при этом. просит: "Мама, спой песню "про нас"".
СсылкаПожаловаться
Та самая Лиля
В ответ на комментарий от Исаму Сайто
Исаму Сайто
а какая песня соответсвует четырехстопному хорею? колыбельная умки в этом ритме? а то не могу представить
СсылкаПожаловаться
А я КО-тиКУ коТУ За работу ЗА-плаЧУ Дам кувШИН-чик МО-лочКА И ку СО-чек ПИ-рожКА__ последняя строчка показывает ка слог опускается или,наоборот удлиняется. Это ритм Па-па Па-па ПА-ааа - завораживает и дает основу для мелодии, скорее похоже на лошадиный топот. Ну, вы это писали 3 года назад наверное ваши дети уже подросли и сами готовы повторять за вами слова, пока не уснут. Мой ребенок, просил у бабушки "Спой про кусочек" и она знала что он обязательно уснет. Счастья вашим деткам, привет из Болгарии
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Мне 38 лет,разведена 2 года,трое сыновей , 15,12 и 9 лет. После развода оставила детей мужу, у нас была общая квартира и общая машшина,поэтому естественно,что делить ничего не стали. Уехала в...
443
Назову одну из самых главных причин. Говорил я намедни с одной своей знакомой. Зашел у нас разговор о любви, как водится) Я ей базарю - когда женщина любит, она своим мужиком восхищается. А она мне...
322
Зашла речь о домашнем наборе для нанесения гель-лака. Лампа, основа, гель, лаки специальные... На Али недорого, в нормальных конторах не дешево. Но при этом все, кто купил такой набор из моих...
226
Пока чадит мой уголек
Алкоголик Вася
Я вслух сказать хочу Что счастье - это мотылек, Летящий на свечу)) Мои любимые гарики.
225
Размер не имеет значение? Или под хорошим мужиком и бревно шевелится?
185
Короче, муж запросил ребенка. Да так активно, что я готова бежать от него за тридевять земель. Меня же, как подумаю о беременности-родах-младенце просто в тиски сковывает. Возникает такое...
182

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru