Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Словарный запас: учим ребенка говорить красиво

При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.

При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной форме.

Одни дошкольники мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов - таких, как «значит», «это», «как бы» - и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются подобные «перлы»: «Отплыв от берега, ноги запутались в тине» или «Отелло рассвирепело и задушило Дездемону». У старших школьников также вызывает затруднение выделение общего смысла художественного произведения и описание характеров главных героев.

Развитие активной речи педагоги, логопеды и нейропсихологи предлагают вести одновременно в нескольких направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение после­довательному пересказу и самостоятельному составлению рассказов, активизацию ассоциативных связей между словами.

Называем вещи своими именами

Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его.

Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Устанавливаем связи между словами

Этот вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов ребенком и превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается игра в слова, правила которой постепенно усложняются. В начале ребенок должен в ответ на произнесенное взрослым слово называть любое существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придет ему в голову.

Например, «стол» может вызвать следующие слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д. Затем ребенку предлагается отвечать только существительными в единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить ребенка называть только сладости или предметы красного цвета. Детям младшего возраста для развития и укрепления ассоциативных связей полезно загадывать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой, голодный?»

Понимаем переносный смысл

Мышление младших школьников отличается конкретностью.Однако к 8-9 годам они уже должны уметь улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают непосредственно из написанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в своей собственной речи допускают излишнюю детализацию, не выделяя главного. Прекрасной моделью для тренировки понимания переносного смысла высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит в том, что вы говорите ребенку пословицу, а потом даете список из четырех других, в котором он должен выбрать близкую по смыслу.

Например: «Какой из вариантов отражает ту же мысль, что заключена в поговорке «На безрыбье и рак - рыба»?»

  • «Не сразу Москва строилась»;
  • «Взялся за гуж - не говори, что не дюж»;
  • «Промеж слепых и кривой вожак»;
  • «Аппетит приходит во время еды».

Затем можно усложнить задание и предложить ребенку самостоятельно объяснять смысл пословиц и поговорок. Не менее полезно учить детей давать самостоятельные определения понятий. Пусть это будут хорошо знакомые слова, такие как «стол», «бутерброд», «солнце». Этот тип заданий также учит ребенка связно и обобщенно выражать свои мысли.

Видим причинно-следственные связи

Рассуждения детей могут выглядеть нелогичными или даже абсурдными из-за того, что они неправильно выражают причинно-следственные связи между событиями. Слова не существуют изолированно друг от друга, и в русском языке можно найти устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего высказывания. Обсудите с ребенком особенности тех языковых конструкций, которые он употребляет неверно. Например, если сказано словосочетание «для того», значит, вскоре обязательно должно появиться «чтобы». Составьте несколько предложений, в которых пропущены части устойчивых конструкций, например: «Как вчера, ... сегодня стоит теплая погода» (пропущено «так и»). Ребенок должен вставить недостающие слова.

Читаем и пересказываем

Пересказ текстов - задание, которое сопровождает ребенка в течение всего школьного обучения. В младших классах это устное изложение услышанного или прочитанного, в старших - письменное. Наиболее распространенными недостатками пересказа являются запоминание начала и конца текста с «потерей» середины или подробное изложение первых предложений и поверхностное упоминание об основном содержании произведения. Сделать пересказ более равномерным поможет составление плана. Для начала стоит попросить ребенка озаглавить каждый абзац и затем использовать заголовки в виде опорных предложений. Затем можно придумывать названия для более крупных частей текста. Чтобы сделать задание более увлекательным, предложите ребенку пересказать его любимые произведения: «Гарри Поттер», «Артур и минипуты» и т.д. Младшим школьникам при пересказе текста помогают картинки. Возьмите любую богато иллюстрированную детскую книжку с хорошо известной сказкой и, листая страницы, попросите ребенка составить по рисункам рассказ.

Избавляемся от «слов-паразитов»

Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника. Однако все эти упражнения не принесут должного эффекта, если родители не будут регулярно обсуждать с ребенком события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги и просмотренные фильмы. Чем больше школьник общается, прислушиваясь к образцам правильной и красивой речи, тем лучше он выражает свои мысли.

Все о детях на Wday.ru

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
4
Екатерина
Я считаю, что с ребенком действительно надо заниматься. Не согласна с одним - конфеты как поощрения не вариант (даже для примера), эдак его (ребенка) можно без зубов оставить!
СсылкаПожаловаться
Елена Мотт
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-20:08-07022011@ История переписки2
Комментарий удален.Почему?
ya soglasna s vami.u menya 3 deteye-2 sina i 1 docha 20-17-2-gt ya soglasna s vami u menya 3 deteu-20-17-2 goda da
СсылкаПожаловаться
Саша Токарев
Очень трудно детям научиться говорить правильно, когда родители сами говорят неправильно. Думаю, что все говорят так как думают. А скорее всего вообще не думают, а "ляпают" штампованными фразами. Читают очень мало родители. Хорошо если берут в руки глянцевый журнал. Но до чтения статей редко доходит дело. Я часто приношу на работу всякую литературу и оставляю в доступных местах, чтобы огли почитать желающие. Но, увы! Обсуждается только телепрограмма, погода, иногда кулинарный рецепт. И так живут многие. Может даже большинство.
СсылкаПожаловаться
колянчик
В ответ на комментарий от Екатерина
Екатерина
Я считаю, что с ребенком действительно надо заниматься. Не согласна с одним - конфеты как поощрения не вариант (даже для примера), эдак его (ребенка) можно без зубов оставить!
СсылкаПожаловаться
Книга - Сказки про Вашего ребенка - goodskazki.ру
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Помогите, опытные женщины! Замужем 14 лет, дочери 11. До недавнего времени всё было прекрасно, дом полная чаша, крепкая семья, совместное времяпрепровождение и т.д. Но около 1.5 лет назад у мужа...
1091
Очередная глубочайшая статья на мейле про человеческую психологию. Не могла не пройти. Простите, мейл, но теперь вы будете читать мои темы вместо моих кратеньких комментариев под статьями, которые вы...
960
Срочно исправляем!)))
471
Что-то реву сижу... Подбодрите кто-нибудь.. Со стороны, наверно, глупо всё выглядит.. А мне обидно до слёз.. Живу с мужчиной 2 месяца, мы оба взрослые люди, оба в разводе, у обоих есть дети: у меня...
336
Услышал на почте когда стоял в очереди,разговор двух дам примерно 50+...вот одна другой говорила что у богатых мужчин красивые жёны,а у бедных они страшненькие.!Вы согласны с таким мнением?
194
Как то в одной женской группе мне написали, что с моей внешностью, мне быть только любовницей. Я тогда посмеялась. Но....и правда! Я в разводе несколько лет (муж загулял, поэтому развелась), пытаюсь...
181

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.Ru