Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Словарный запас: учим ребенка говорить красиво

При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей

При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной форме.

Одни дошкольники мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов - таких, как «значит», «это», «как бы» - и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются подобные «перлы»: «Отплыв от берега, ноги запутались в тине» или «Отелло рассвирепело и задушило Дездемону». У старших школьников также вызывает затруднение выделение общего смысла художественного произведения и описание характеров главных героев.

Развитие активной речи педагоги, логопеды и нейропсихологи предлагают вести одновременно в нескольких направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение после­довательному пересказу и самостоятельному составлению рассказов, активизацию ассоциативных связей между словами.

Называем вещи своими именами

Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его.

Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Устанавливаем связи между словами

Этот вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов ребенком и превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается игра в слова, правила которой постепенно усложняются. В начале ребенок должен в ответ на произнесенное взрослым слово называть любое существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придет ему в голову.

Например, «стол» может вызвать следующие слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д. Затем ребенку предлагается отвечать только существительными в единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить ребенка называть только сладости или предметы красного цвета. Детям младшего возраста для развития и укрепления ассоциативных связей полезно загадывать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой, голодный?»

Понимаем переносный смысл

Мышление младших школьников отличается конкретностью.Однако к 8-9 годам они уже должны уметь улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают непосредственно из написанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в своей собственной речи допускают излишнюю детализацию, не выделяя главного. Прекрасной моделью для тренировки понимания переносного смысла высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит в том, что вы говорите ребенку пословицу, а потом даете список из четырех других, в котором он должен выбрать близкую по смыслу.

Например: «Какой из вариантов отражает ту же мысль, что заключена в поговорке «На безрыбье и рак - рыба»?»

  • «Не сразу Москва строилась»;
  • «Взялся за гуж - не говори, что не дюж»;
  • «Промеж слепых и кривой вожак»;
  • «Аппетит приходит во время еды».

Затем можно усложнить задание и предложить ребенку самостоятельно объяснять смысл пословиц и поговорок. Не менее полезно учить детей давать самостоятельные определения понятий. Пусть это будут хорошо знакомые слова, такие как «стол», «бутерброд», «солнце». Этот тип заданий также учит ребенка связно и обобщенно выражать свои мысли.

Видим причинно-следственные связи

Рассуждения детей могут выглядеть нелогичными или даже абсурдными из-за того, что они неправильно выражают причинно-следственные связи между событиями. Слова не существуют изолированно друг от друга, и в русском языке можно найти устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего высказывания. Обсудите с ребенком особенности тех языковых конструкций, которые он употребляет неверно. Например, если сказано словосочетание «для того», значит, вскоре обязательно должно появиться «чтобы». Составьте несколько предложений, в которых пропущены части устойчивых конструкций, например: «Как вчера, ... сегодня стоит теплая погода» (пропущено «так и»). Ребенок должен вставить недостающие слова.

Читаем и пересказываем

Пересказ текстов - задание, которое сопровождает ребенка в течение всего школьного обучения. В младших классах это устное изложение услышанного или прочитанного, в старших - письменное. Наиболее распространенными недостатками пересказа являются запоминание начала и конца текста с «потерей» середины или подробное изложение первых предложений и поверхностное упоминание об основном содержании произведения. Сделать пересказ более равномерным поможет составление плана. Для начала стоит попросить ребенка озаглавить каждый абзац и затем использовать заголовки в виде опорных предложений. Затем можно придумывать названия для более крупных частей текста. Чтобы сделать задание более увлекательным, предложите ребенку пересказать его любимые произведения: «Гарри Поттер», «Артур и минипуты» и т.д. Младшим школьникам при пересказе текста помогают картинки. Возьмите любую богато иллюстрированную детскую книжку с хорошо известной сказкой и, листая страницы, попросите ребенка составить по рисункам рассказ.

Избавляемся от «слов-паразитов»

Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника. Однако все эти упражнения не принесут должного эффекта, если родители не будут регулярно обсуждать с ребенком события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги и просмотренные фильмы. Чем больше школьник общается, прислушиваясь к образцам правильной и красивой речи, тем лучше он выражает свои мысли.

Все о детях на Wday.ru

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Леди Mail.Ru
Комментарии
4
Екатерина
Я считаю, что с ребенком действительно надо заниматься. Не согласна с одним - конфеты как поощрения не вариант (даже для примера), эдак его (ребенка) можно без зубов оставить!
СсылкаПожаловаться
Елена Мотт
В ответ на комментарий от anonim-5e64b6dc-20:08-07022011@ История переписки2
Комментарий удален.Почему?
ya soglasna s vami.u menya 3 deteye-2 sina i 1 docha 20-17-2-gt ya soglasna s vami u menya 3 deteu-20-17-2 goda da
СсылкаПожаловаться
Саша Токарев
Очень трудно детям научиться говорить правильно, когда родители сами говорят неправильно. Думаю, что все говорят так как думают. А скорее всего вообще не думают, а "ляпают" штампованными фразами. Читают очень мало родители. Хорошо если берут в руки глянцевый журнал. Но до чтения статей редко доходит дело. Я часто приношу на работу всякую литературу и оставляю в доступных местах, чтобы огли почитать желающие. Но, увы! Обсуждается только телепрограмма, погода, иногда кулинарный рецепт. И так живут многие. Может даже большинство.
СсылкаПожаловаться
колянчик
В ответ на комментарий от Екатерина
Екатерина
Я считаю, что с ребенком действительно надо заниматься. Не согласна с одним - конфеты как поощрения не вариант (даже для примера), эдак его (ребенка) можно без зубов оставить!
СсылкаПожаловаться
Книга - Сказки про Вашего ребенка - goodskazki.ру
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Приветствую) у меня появился вопрос) я как бы знаю ответ конечно, но интересно, что люди думают) так вот вопрос: ЗАЧЕМ БЕДНЫЕ СЕМЬИ РОЖАЮТ ДЕТЕЙ? Я сам мужчина, до 25 ничего не было, так я и не лез...
1591
Кастинг.
МаксиМус
Девочки, красавицы, умницы и любительницы рукоделия! Мне нужна жена. Предлагаю вам пройти мой кастинг. Самую самую приглашу в ресторан «Sixty» на 62 этаже «Башни Федерация». Критерии моего отбора...
968
И фильм показывали про детей за колючей немецкой проволокой и табличкой "место для расстрела", убитых женщин и плачущих детей, говорили про опыты. Не рано ли? Ребенок плохо спал.
852
Девочки, кто занимается/занимался йогой, подскажите чайнику, с чего начать, если школы йоги поблизости нет, реально ли начать заниматься самостоятельно? Стоит ли? И как?)
429
молодая полюбила инострашку..уехала в европу..и вот результат.ни кола ни двора ни котенка ни ребенка.мне 43 .я старая..детей хочу..а он внушил-чалдфри это нормально.обманул.не успела ответить в той...
410
Мужчины, давайте знакомиться! На сз не вариант. От вас максимум инфо. Возраст, рост, вес, цвет волос.
404

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru