Эдуард Радзюкевич: «У нас народ далеко не дурак»

Буквально через несколько дней должна состояться премьера (состоялась - в зависимости от того, когда интервью будет публиковаться) «Шесть кадров шоу», театральной версии скетч-шоу «6 кадров».

Content image for: 86602
Эдуард Радзюкевич  - актер театра и кино. Родился 11 июля 1965 года в Петрозаводске. В 1992 году окончил Высшее театральное училище имени Щукина, по окончании которого основал театр "Ученая обезьяна". Режиссер-постановщик  сериалов "Моя прекрасная няня", "Кто в доме хозяин". Принимал участие в создании многих качественных развлекательных программ на телевидении: "Дорогая передача", "Шесть кадров", "Слава богу, ты пришел!". Доцент кафедры актерского мастерства эстрадного факультета РАТИ.

Буквально завтра должна состояться премьера «Шесть кадров шоу», театральной версии скетч-шоу «6 кадров» с участием Эдуарда Радзюкевича. Мы встретились с ним накануне премьеры.

Расскажите, пожалуйста, как родилась идея театральной постановки «Шесть кадров шоу»?

Ну, идея-то родилась довольно давно - года два назад. Мы подумали, а почему бы людям, которые много лет друг друга знают и которые при этом являются профессиональными артистами, причем, что немаловажно, именно театральными артистами, не сделать шоу? И почему бы с ним не ездить по стране и, с одной стороны, зарабатывать деньги, а с другой - доставлять друг другу и зрителям удовольствие.

Как подбирался материал для шоу? Наверное, сложно было выбрать «самое-самое».

У нас с Александром Жигалкиным, режиссером «6 кадров», за 20 с лишним лет сотрудничества, дружбы и творчества, набралось очень много всяких номеров о жизни. Да и у других актеров тоже. Поэтому мы просто решили собраться и написать такую историю, в которой было бы все то, что зритель не видит на экране, т.е. чтобы были использованы все умения артистов, поэтому в шоу есть и танцы, и пение, и пляски, и вообще все что угодно. Мы обратились к Сереже Плотову, и он для нас написал пьесу, а Андрей Семенов - музыку. Вот, собственно, и вся история.

В телеверсии «6 кадров» обычно обыгрываются какие-то житейские, близкие всем ситуации, но при этом надо признать, что в них довольно редко находится место шутками ниже пояса, и это, конечно, большой плюс. А как вы сами относитесь к такому типу юмора? У нас на ТВ довольно много шоу, где акцент делается именно на это. И люди действительно смеются, им это нравится...

Я бы так не сказал. Сходите как-нибудь на живое юмористическое шоу. На ТВ ведь все смонтировано - и зрительный зал монтируют, поэтому кажется, что люди смеются невпопад и создается впечатление, что народу у нас - дурак, а на самом деле у нас народ далеко не дурак. У нас народ - с обостреннейшим чувством юмора.

То есть вы думаете, что русские в этом смысле какие-то особенные?

Да. Я вообще не знаю ни одной другой нации, у которой было бы так развито чувство юмора, которая так легко «прорубала» бы все темы. В нашем народе заложена какая-то древняя мудрость. Такое ощущение, что народ знает какую-то такую тайну, которая передается вместе с генами, и он даже не может словами ее объяснить, сформулировать, но она в нем есть, и поэтому он всегда понимает, где ему можно сильно смеяться, а где можно только хихикнуть. А что касается моего отношения к шутками ниже пояса, я считаю, что такая шутка хороша только на площади, когда ее исполняют скоморохи, и когда это действительно на маргинальную тему. А если это выдавать за серьезный юмор и показывать на ТВ или в театре, то я отношусь крайне отрицательно.

А что такое, по вашему мнению, хороший юмор?

Хороший юмор всегда имеет несколько пластов или, если хотите, прослоек. Это как многослойный пирог. Причем одному может нравиться тот слой, где варенье, другому - бисквит, а третий очень любит прослойку из безе с орешками, четвертому же нужен только нижний слой, а остальное - не очень, а кто-то «прорубает» весь вкус, все слои. И каждый, кстати, очень по-разному воспринимает шутку.  Бывает, что человек смеется не от того, что в самой шутке заложено, а от интонации, от подачи, еще от чего-то. Может он и шутку-то не прорубает до конца, поэтому иногда и говорят - не перетончить бы, потому что бывает юмор, предназначенный только для людей широкого кругозора, думающих и очень интеллектуальных.

А «Шесть кадров шоу» для какого типа людей?

Оно просто для людей. С любовью. Вот и всё. Для всех людей.

Как вы оцениваете уровень юмористических передач на нашем ТВ?

Передача передаче рознь. Я плохо отношусь к людям, которые почему-то считают, что они имеют право заниматься юмором.

Content image for: 86602

И кто, по-вашему, имеет право заниматься юмором?

Только люди, у которых есть чувство юмора.

А как определить, есть ли у человека чувство юмора?

Вы знаете, оно врожденное и его не надо определять. Оно либо есть, либо его нет. Точно так же, как есть у человека глаза или нет. Человек с чувством юмора всегда знает, что у него есть чувство юмора.

Вы сами смотрите ТВ?

Да, конечно. Но я же режиссер - я обязан смотреть, что происходит. Ну мне самому интересно, я стараюсь следить за всем, смотрю все без разбора. Для меня нет разницы между новостями, Animal's Planet, Discovery или телеканалом «Звезда».

А еще на что-нибудь время остается?

Я вообще стараюсь всё успевать. Тут ведь как - либо ты это сможешь, либо нет. Ведь чем отличается профессионал от непрофессионала? Непрофессионал может быть гениальным актером... но он вышел и умер на сцене в течение одной роли, а профессионал - нет. Он никогда не опустится ниже ватерлинии своей - как корабль: какую бы осадку ни давал, он всегда будет на уровне. Он потому и профессионал.

Какие качества вы назвали бы главными для актера?

(Смеется) Мне кажется самое главное качество - это то, что ты правильно выбрал профессию. Мне кажется, это в любой области так. Еще очень важно любить свое дело. Ну и, конечно, воля необходима. Каждый выход на сцену - это волевой шаг. Воля - это сидеть без работы и знать, что ты никуда не уйдешь из профессии и будешь продолжать что-то делать. Добиваться - это воля, произносить текст - это воля, танцевать - это воля, петь - это воля. То есть нужно, чтобы человек был волевой.

Вы сказали, что самое главное - правильно выбрать профессию. Кем вы сами хотели стать в детстве?

Изначально я собирался быть военным... Я из семьи военнослужащих, пограничников, поэтому и сам хотел стать военным и всё для этого делал, но так получилось... человек предполагает, а Бог располагает.

А с личной жизнью тоже, наверное, получилось не так, как предполагали? Вы ведь женились на своей студентке (прим. - Э. Р. Преподавал в ГИТИСе актерское мастерство). Расскажите, пожалуйста, сложно было преодолеть дистанцию между ученицей и преподавателем?

Да, очень сложно. Я два года от себя гнал эту мысль. Считал, что глупость это всё: педагог и ученица. А потом она как-то так это сама вырулила, но мы еще долго скрывали свои отношения, очень долго... до самой свадьбы.

А что послужило толчком к развитию отношений?

Даже не знаю... Здесь все очень сложно. Главное, что теперь мы вместе.

Какие качества в женщинах вам больше всего нравятся?

Мне нравится, когда женщина от природы мудрая. Ну и, конечно, добрая.

В вашей жене есть это?

Да.

А что вам понравилось в ней в первую очередь?

Простите за прямоту - жопа и грудь. Для мужчины ведь во многом именно внешность определяет отношение, а потом уже душа, когда поближе познакомишься.

То есть, душа второстепенна...

(Смеется) Ну, конечно, сначала ты видишь то, что я назвал выше, потом лицо. Ну а еще... Видели фильм «Запах женщины»? Там про это очень точно. Я, конечно, говорю не только о реальном запахе, а скорее об ощущении. Знаете, иногда говорят «веет добротой». Всем нравится такой запах. Он ассоциируется с теплом, домашним уютом, и ты не впадаешь в агрессию, не встаешь в стойку. А бывает, что вроде женщина не очень красивая, но зато очень открытая или, например, хохотушка, с которой просто легко общаться. И эти все факторы - это и есть запах женщины, на который мы, мужчины, ориентируемся.

Вы согласны с утверждением, что мужчины по природе полигамны?

Скорее, да. Возможно, из-за того, что мужчина более примитивное создание, он всю жизни ищет, ему все кажется, что есть лучше. Ему говорят «Смотри, башку не сверни», а он ничего не может с собой поделать, потому что это в природе заложено. Я вот себя ловлю на мысли, что я всё время сравниваю свою жену с остальными, и то, что мы пока вместе, доказывает, что она постоянно в сравнении выигрывает.

И сколько бы лет ни жили вместе, все равно будете сравнивать?

Конечно. Мне кажется, это неизбежно. Вот когда ты перестаешь сравнивать, тогда наступает равнодушие, тогда, значит, уже всё прошло. Зачем сравнивать, если тебе уже неинтересно? Мудрость женщины заключается именно в том, чтобы подать себя так, что мужчина, сравнивая ее с любой другой, всё равно выбирает ее.

Slide image for gallery: 596 | Эдуард Радзюкевич:  «У нас народ далеко не дурак»
Slide image for gallery: 596 | Эдуард Радзюкевич:  «У нас народ далеко не дурак»
Slide image for gallery: 596 | Эдуард Радзюкевич:  «У нас народ далеко не дурак»
Slide image for gallery: 596 | Эдуард Радзюкевич:  «У нас народ далеко не дурак»
9фотографий