Сегодня сложно понять, что же такого рокового было в этой милой хохотушке. Однако в свое время Лидия Смирнова свела с ума не одного мужчину. Ее руки добивался композитор Исаак Дунаевский. Ради нее режиссер Константин Воинов, снимавший Смирнову почти во всех своих фильмах, пытался уйти из семьи. А главный режиссер Театра киноактера Лев Рудник из-за страсти к актрисе поплатился своей должностью и был сослан в Ростов.
Сама же Смирнова, одержав очередную победу, лишь кокетливо вопрошала: «Даже не понимаю, что во мне находят мужчины? У меня большой курносый нос, толстые губы... А ненакрашенная я и вовсе похожа на поросенка. Пытаюсь это скрыть косметикой, но удается не всегда!»
Лидия Смирнова была актрисой, любимой несколькими поколениями российских зрителей. Олег Табаков в интервью рассказывал: «Я вспоминаю, какое впечатление она произвела в кинофильмах «Парень из нашего города» и «Моя любовь», когда говорили, что нет любви в Советском Союзе. А героини Лидии Смирновой и Валентины Серовой доказывали, что все нормально, что все у нас так, как во всем мире, а иногда даже прекраснее… Мне не приходилось напрямую сталкиваться на съемочной площадке с Лидией Смирновой, но даже ее последние работы чрезвычайно интересно рассказали о ней как об актрисе характерной, парадоксальной в своих проявлениях, особенно это выражалось в фильмах Константина Наумовича Воинова. Нет ее, и, как говорится, заменить ее некем».
За годы своей творческой деятельности Лидия Смирнова сыграла более 70 ролей в кино и Театре—студии киноактера, а ее непрерывный кинематографический стаж составил более 60 лет. И даже в преклонном возрасте Лидия Николаевна была необычайно деятельной и активной. Она много ездила по стране, занималась общественной деятельностью, была членом Правления Союза кинематографистов России и академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Актриса Ирина Шевчук в интервью рассказывала о ней: «Мало кто из современных актрис мог соперничать со Смирновой в ее популярности среди самых широких кругов зрителей. В свое время Лидия Николаевна была так же любима народом, как, например, Любовь Орлова или Марина Ладынина… Она пользовалась уважением и признанием у своих коллег. Для меня Лидия Николаевна была любимым человеком, с которым я была очень дружна и многому научилась у нее».
Народная артистка СССР (1974)
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за роль Смайды в фильме «У них есть Родина»)
Лауреат премии «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета» (1995)
Лауреат премии МКФ «Восток — Запад» в номинации «За выдающийся вклад в развитие киноискусства» (2000, Баку)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995)
Кавалер ордена Октябрьской Революции
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Кавалер ордена «Знак Почета»
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000)
Кавалер ордена Дружбы (2005)
Красивая и сексапильная, до глубокой старости увлекавшая мужчин и увлекавшаяся ими, да к тому же — талантливая актриса, Лидия Смирнова была самой «долгосверкающей» звездой на нашем кинонебосклоне. Да, она разбивала сердца известных, гениальных мужчин, но никто не знал, что творилось с ее собственным сердцем. Об этом с беспощадной, шокирующей откровенностью Лидия Смирнова рассказала в своей книге воспоминаний «Моя любовь»
Красивая и сексапильная, до глубокой старости увлекавшая мужчин и увлекавшаяся ими, да к тому же — талантливая актриса, Лидия Смирнова была самой «долгосверкающей» звездой на нашем кинонебосклоне. Да, она разбивала сердца известных, гениальных мужчин, но никто не знал, что творилось с ее собственным сердцем. Об этом с беспощадной, шокирующей откровенностью Лидия Смирнова рассказала в своей книге воспоминаний «Моя любовь»
Мне не было и трех лет, когда произошла революция. Тетя рассказывала мне, что мой отец был белый офицер в армии Колчака... Мама была сельской учительницей. После меня у нее родился мальчик, мой братик. Девятимесячный, он вывернулся из маминых рук, упал головой об пол, долго кричал, а потом умер. У мамы началось буйное помешательство. Я была совсем маленькой, но помню маму в белой смирительной рубашке с завязанными рукавами, она бьется о спинку кровати и кричит... Довольно скоро мама умерла...
Мне не было и трех лет, когда произошла революция. Тетя рассказывала мне, что мой отец был белый офицер в армии Колчака... Мама была сельской учительницей. После меня у нее родился мальчик, мой братик. Девятимесячный, он вывернулся из маминых рук, упал головой об пол, долго кричал, а потом умер. У мамы началось буйное помешательство. Я была совсем маленькой, но помню маму в белой смирительной рубашке с завязанными рукавами, она бьется о спинку кровати и кричит... Довольно скоро мама умерла...
Утром на завтрак мне давали стакан чая, два куска сахара и два куска хлеба с маслом. Если я хотела взять еще, тетка била меня по руке. Из одежды у меня была черная бумазейная юбка и такой же свитер. Еще было зеленое шерстяное платье, но его позволяли надевать только на Рождество и Пасху... Не дай Бог мне было опоздать домой! Тетя тогда встречала меня бранью и пощечинами. Она вообще со мной не церемонилась. Если вещи в моем ящике лежали не в надлежащем порядке, она вытряхивала их на пол, брала меня за шиворот и тыкала, как котенка, в эту кучу...
Впрочем, моим приемным родителям тоже было со мной нелегко. В раннем детстве я перенесла туберкулез, росла нервным ребенком, была рассеянной, невнимательной, часто била посуду. Уже школьницей я продолжала писать в постель... Однажды тетка сказала мне: «Вот вырастешь, выйдешь замуж и описаешь своего мужа»... И я все время думала, какой это будет дяденька, как я с ним лягу спать и как я его описаю. Этот ужас я пронесла через все свое детство...
Утром на завтрак мне давали стакан чая, два куска сахара и два куска хлеба с маслом. Если я хотела взять еще, тетка била меня по руке. Из одежды у меня была черная бумазейная юбка и такой же свитер. Еще было зеленое шерстяное платье, но его позволяли надевать только на Рождество и Пасху... Не дай Бог мне было опоздать домой! Тетя тогда встречала меня бранью и пощечинами. Она вообще со мной не церемонилась. Если вещи в моем ящике лежали не в надлежащем порядке, она вытряхивала их на пол, брала меня за шиворот и тыкала, как котенка, в эту кучу...
Впрочем, моим приемным родителям тоже было со мной нелегко. В раннем детстве я перенесла туберкулез, росла нервным ребенком, была рассеянной, невнимательной, часто била посуду. Уже школьницей я продолжала писать в постель... Однажды тетка сказала мне: «Вот вырастешь, выйдешь замуж и описаешь своего мужа»... И я все время думала, какой это будет дяденька, как я с ним лягу спать и как я его описаю. Этот ужас я пронесла через все свое детство...
.
.
После выхода этой картины на экраны в 1940 году Шурочка в исполнении Смирновой понравилась огромному количеству зрителей. Лидия играла практически саму себя, ее Шурочка была полна энергии, оптимизма и веры в будущее. Александр Ширвиндт рассказывал: «Фильм и песня «Мы на лодочке катались» врезались в память как эталон чистоты, любви, моих представлений о женщине — курносая, веселая, красивая. Вместо того, чтобы ходить в школу, я караулил Смирнову на улице. Однажды я ее дождался. Она шла шикарная и улыбчивая, как всегда. Красавица, одним словом! Я к ней подошел: «Вот, Лидия Николаевна, у меня альбомчик…». Она спросила мое имя и написала «Шуре на память». Фотографию я храню до сих пор».
После выхода этой картины на экраны в 1940 году Шурочка в исполнении Смирновой понравилась огромному количеству зрителей. Лидия играла практически саму себя, ее Шурочка была полна энергии, оптимизма и веры в будущее. Александр Ширвиндт рассказывал: «Фильм и песня «Мы на лодочке катались» врезались в память как эталон чистоты, любви, моих представлений о женщине — курносая, веселая, красивая. Вместо того, чтобы ходить в школу, я караулил Смирнову на улице. Однажды я ее дождался. Она шла шикарная и улыбчивая, как всегда. Красавица, одним словом! Я к ней подошел: «Вот, Лидия Николаевна, у меня альбомчик…». Она спросила мое имя и написала «Шуре на память». Фотографию я храню до сих пор».
Вскоре Смирнова едва не погибла в Алма—Ате от тифа. А когда она выздоровела, Рапопорт окружил ее максимальным вниманием, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по—настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, заново учил ходить…» И вскоре Лидия Смирнова вышла замуж за Владимира Рапопорта, с которым прожила до 1975 года, вплоть до его смерти. Смирнова вспоминала: «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии…
Вскоре Смирнова едва не погибла в Алма—Ате от тифа. А когда она выздоровела, Рапопорт окружил ее максимальным вниманием, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по—настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, заново учил ходить…» И вскоре Лидия Смирнова вышла замуж за Владимира Рапопорта, с которым прожила до 1975 года, вплоть до его смерти. Смирнова вспоминала: «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии…
Воинов дал возможность Смирновой попробовать себя в новом амплуа, и Лидия перешла на роли возрастных героинь. В своей книге актриса рассказывала: «Я очень любила Воинова… Но дома меня ждал муж (хотя мы и не были расписаны официально). Жить двойной жизнью было очень тяжело, и мы с Константином сняли комнату. Он пришел с двумя чемоданами, обливаясь слезами: ему было жалко бросать дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я предала его: сказала, что не могу к нему уйти, потому что мой муж был смертельно болен. Его положили в Онкологический центр, и там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз — рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и, в конце концов, выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут».
Воинов дал возможность Смирновой попробовать себя в новом амплуа, и Лидия перешла на роли возрастных героинь. В своей книге актриса рассказывала: «Я очень любила Воинова… Но дома меня ждал муж (хотя мы и не были расписаны официально). Жить двойной жизнью было очень тяжело, и мы с Константином сняли комнату. Он пришел с двумя чемоданами, обливаясь слезами: ему было жалко бросать дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я предала его: сказала, что не могу к нему уйти, потому что мой муж был смертельно болен. Его положили в Онкологический центр, и там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз — рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и, в конце концов, выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут».