Сергей Петрович Капица родился в Кембридже . Его отец – лауреат Нобелевской премии по физике, дед — русский математик и кораблестроитель Алексей Крылов, прадед – геодезист и географ Иероним Стебницкий.
В 1935 году семья Капицы переезжает в СССР. С этого времени Сергей Капица постоянно живет в Москве. Он окончил Московский авиационный институт. Свою научную деятельность начал в 1949 году.
С 1956 года Сергей Капица преподавал в Московском физико-техническом институте (МФТИ)
Он работал в области сверхзвуковой аэродинамики, земного магнетизма, прикладной электродинамики, физики элементарных частиц.
В 1973 году Капица опубликовал книгу "Жизнь науки". Книга послужила предпосылкой к появлению телепередачи "Очевидное-невероятное".
С 2006 года является президентом кинофестиваля "Мир науки". Ученый считал, что без серьезной фундаментальной и прикладной науки человечество беззащитно перед вызовами природы и времени.
Сергей Капица — создатель феноменологической математической модели гиперболического роста численности населения Земли. Он впервые доказал факт гиперболического роста населения Земли до 1 года нашей эры. Он издал книгу "Парадоксы роста. Законы развития человечества".
Капица — один из основоположников клиодинамики. Сергея Капицу интересовал широкий спектр знаний. Он болезненно относился к расцвету лженауки,
, считая ее порождением больного общества. В последнее время Капица активно изучал проблемы информационного общества, глобализации, демографии.
Капица включен в книгу рекордов Гиннеса как телеведущий, имеющий самый долгий стаж ведения программы. Его телевизионный стаж ведущего программы "Очевидное – невероятное" – 40 лет. Последние годы программа выходила на телеканале "Культура".
Капица — пионер подводного плавания в Советском Союзе. Он снял первый советский подводный фильм о Японском море, который с успехом демонстрировался на международных кинофестивалях, уступив в Каннах только фильму Жака-Ива Кусто.
- На этот вопрос я обычно отвечаю, что я русский православный атеист. Вопрос о том, есть ли Бог, для верующего человека аналогичен знаменитому высказыванию Тертулиана: «Я верую, ибо это абсурдно», и всякая попытка испытывать веру знанием приводит в тупик. Истинно верующие люди обращены в себя, это для них важно, это их философия, их взгляд на мир. Я как-то был гостем митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который сейчас стал Патриархом Всея Руси. Я ездил в Смоленск и провел с ним целый день, мы очень интересно беседовали. Это активно мыслящий человек. Я высоко ценю памятники русской православной архитектуры, уважаю деятелей Церкви, но знаете, что ответил Лаплас, когда его спросили о Боге? «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Я могу рассуждать о Боге как о явлении культуры, но считаю, что наше непонимание тех или иных вещей не означает наличие Бога. В древности за каждым кустом пряталось по божеству, потому что люди не могли объяснить явлений природы. Сегодня мы продвинулись чуть дальше их и знаем, что такое солнечное или лунное затмение. Поэтому и богов у нас меньше. Некоторые боятся, что, лишившись бога, мы потеряем остатки совести. Я не вижу тут никаких противоречий. Думаю, можно жить по совести и при этом не верить в Бога.
- На этот вопрос я обычно отвечаю, что я русский православный атеист. Вопрос о том, есть ли Бог, для верующего человека аналогичен знаменитому высказыванию Тертулиана: «Я верую, ибо это абсурдно», и всякая попытка испытывать веру знанием приводит в тупик. Истинно верующие люди обращены в себя, это для них важно, это их философия, их взгляд на мир. Я как-то был гостем митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который сейчас стал Патриархом Всея Руси. Я ездил в Смоленск и провел с ним целый день, мы очень интересно беседовали. Это активно мыслящий человек. Я высоко ценю памятники русской православной архитектуры, уважаю деятелей Церкви, но знаете, что ответил Лаплас, когда его спросили о Боге? «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Я могу рассуждать о Боге как о явлении культуры, но считаю, что наше непонимание тех или иных вещей не означает наличие Бога. В древности за каждым кустом пряталось по божеству, потому что люди не могли объяснить явлений природы. Сегодня мы продвинулись чуть дальше их и знаем, что такое солнечное или лунное затмение. Поэтому и богов у нас меньше. Некоторые боятся, что, лишившись бога, мы потеряем остатки совести. Я не вижу тут никаких противоречий. Думаю, можно жить по совести и при этом не верить в Бога.
Интересненько
в детстве оч любила "Очевидное-невероятное" с ним...
в детстве оч любила "Очевидное-невероятное" с ним...
в детстве оч любила "Очевидное-невероятное" с ним...
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвященья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг...
Благодаря регулярным занятиям спортом , он сохранял отличную физическую форму. Раньше еще были увлечения экстремальными видами спорта, кстати Капица умел водить самолет. Однажды хорошая форма спасла Сергею Петровичу жизнь, когда он шел в перерыве между лекциями по своему институту на него напал с топором психически больной человек. И хотя Капице было уже под шестьдесят и он был ранен первым ударом, но сумел молниеносно среагировать и скрутить преступника. Сам ученый не очень любит вспоминать этот случай, но очевидцы говорят о нем как о чем-то невероятном.