Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Леди закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

19 января 1865 года родился В.А.Серов — русский живописец и график


В молодости Валентин Серов дерзко заявлял, что он не признает картин с содержанием, а признает картины, художественно написанные. С течением лет именно содержание стало главной отличительной чертой произведений Валентина Александровича, открыв поклонникам его творчества всю глубину неординарной личности искреннего и честного художника-гражданина, не умевшего и не желавшего притворяться, остро переживавшего происходящую вокруг несправедливость.  
Валентин Александрович Серов синтезировал лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, и не только определил развитие стиля модерн в стране, но и стал предтечей авангарда.
Мюмз 6
Тема закрытаТема в горячихТема скрыта
Комментарии
99
Мюмз 6
Валентин Серов родился 19 января 1865 года в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман).
Мать Серова была ученицей Антона Рубинштейна, прекрасной пианисткой и автором нескольких опер. Отец художника знал и любил все искусства и сам хорошо рисовал. Особенно любил он рисовать животных, и эту страсть к животным Серов унаследовал у отца. Кроме того, с юности он был хорошим наездником.
Когда Серову было шесть лет, отец умер. Мать много времени уделяла музыке, училась композиции в Париже, и была первой женщиной-композитором в России. Времени у нее на воспитание сына оставалось не так много, поэтому юный Серов часто воспитывался в семьях родственников и в пансионе за границей.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Валентин Серов родился 19 января 1865 года в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман).
Мать Серова была ученицей Антона Рубинштейна, прекрасной пианисткой и автором нескольких опер. Отец художника знал и любил все искусства и сам хорошо рисовал. Особенно любил он рисовать животных, и эту страсть к животным Серов унаследовал у отца. Кроме того, с юности он был хорошим наездником.
Когда Серову было шесть лет, отец умер. Мать много времени уделяла музыке, училась композиции в Париже, и была первой женщиной-композитором в России. Времени у нее на воспитание сына оставалось не так много, поэтому юный Серов часто воспитывался в семьях родственников и в пансионе за границей.
СсылкаПожаловаться
Тем не менее, мать рано обратила внимание на художественное дарование сына, а когда ему было девять, несомненные успехи Серова отметил известный скульптор Антокольский. Он посоветовал нанять мальчику учителя из русских художников, и учителем Серова стал тогда ещё молодой Илья Репин.

И.Е. Репин поражался смелости и решительности его рисунков – «Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» – говорил он. В момент их общения, как учитель, Репин никогда не требовал от Серова подражания себе, а в тайне восхищался его талантом. Впоследствии, став знаменитым художником, Серов стремился в искусстве к простоте и естественности, считал, что истинную красоту надо искать в обыкновенном, он ненавидел пошлость, банальность.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Тем не менее, мать рано обратила внимание на художественное дарование сына, а когда ему было девять, несомненные успехи Серова отметил известный скульптор Антокольский. Он посоветовал нанять мальчику учителя из русских художников, и учителем Серова стал тогда ещё молодой Илья Репин.

И.Е. Репин поражался смелости и решительности его рисунков – «Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» – говорил он. В момент их общения, как учитель, Репин никогда не требовал от Серова подражания себе, а в тайне восхищался его талантом. Впоследствии, став знаменитым художником, Серов стремился в искусстве к простоте и естественности, считал, что истинную красоту надо искать в обыкновенном, он ненавидел пошлость, банальность.
СсылкаПожаловаться
История переписки2

В лето 1888г Серов написал «Девушку, освещённую солнцем», в своих картинах он любил писать свет, игру солнца и ветра, и это удавалось ему, как никому другому. Моделью была его двоюродная сестра Маша, которая совсем не была красавицей, она была обыкновенной привлекательной девушкой, которую украшала именно её молодость.
Серов писал Машу в саду, лёгкий ветерок тихо шевелил листву, и от этого постоянно менялось освещение, а вместе с ним и оттенки кожи, волос, одежды. И все эти перемены Серов хотел запечатлеть на картине. Вы скажете, - возможно ли? А ответ увидите на картине – перед нами живая жизнь, живая Маша, а мы будто в том же саду, только наблюдаем со стороны, как во сне.

Свет, солнце и ветер связаны воедино, Серов сумел увидеть, что отбрасываемая деревом на траву тень, которой положено быть зелёной, на самом деле кажется тёмно-синей, а листья деревьев, тоже зелёных, кажутся светло-серебристыми. И оттого белая блузочка девушки сияет жёлтыми, зелёными и перламутровыми оттенками,… и задумавшаяся Маша с румянцем на щеках, проступающим сквозь тонкую кожу.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6

В лето 1888г Серов написал «Девушку, освещённую солнцем», в своих картинах он любил писать свет, игру солнца и ветра, и это удавалось ему, как никому другому. Моделью была его двоюродная сестра Маша, которая совсем не была красавицей, она была обыкновенной привлекательной девушкой, которую украшала именно её молодость.
Серов писал Машу в саду, лёгкий ветерок тихо шевелил листву, и от этого постоянно менялось освещение, а вместе с ним и оттенки кожи, волос, одежды. И все эти перемены Серов хотел запечатлеть на картине. Вы скажете, - возможно ли? А ответ увидите на картине – перед нами живая жизнь, живая Маша, а мы будто в том же саду, только наблюдаем со стороны, как во сне.

Свет, солнце и ветер связаны воедино, Серов сумел увидеть, что отбрасываемая деревом на траву тень, которой положено быть зелёной, на самом деле кажется тёмно-синей, а листья деревьев, тоже зелёных, кажутся светло-серебристыми. И оттого белая блузочка девушки сияет жёлтыми, зелёными и перламутровыми оттенками,… и задумавшаяся Маша с румянцем на щеках, проступающим сквозь тонкую кожу.
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Кажется всю эту игру оттенков невозможно передать. Однако, глядя на этот шедевр, чувствуем, будто переместившись в пространстве, мы уже там, в этом саду. Валентин Серов никогда не смешивал краски на палитре, он всегда работал чистыми цветами, и это создавало особенный зрительный эффект. Он писал в манере импрессионистов, хотя с их творчеством тогда ещё не был знаком. Путь его, как было сказано, совершенно самостоятельный.
Позже, когда в 1911 году в Третьяковской галерее меняли местами картины, Игорь Грабарь попросил Серова зайти взглянуть, как смотрятся его полотна на новом месте. Серов долго стоял перед картиной «Девушка, освещённая солнцем», и потом вдруг сказал: «Написал вот эту вещь, а потом, всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло…». И это говорил о себе великий художник, признанный мастер портрета.

"Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте". Игорь Грабарь
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Кажется всю эту игру оттенков невозможно передать. Однако, глядя на этот шедевр, чувствуем, будто переместившись в пространстве, мы уже там, в этом саду. Валентин Серов никогда не смешивал краски на палитре, он всегда работал чистыми цветами, и это создавало особенный зрительный эффект. Он писал в манере импрессионистов, хотя с их творчеством тогда ещё не был знаком. Путь его, как было сказано, совершенно самостоятельный.
Позже, когда в 1911 году в Третьяковской галерее меняли местами картины, Игорь Грабарь попросил Серова зайти взглянуть, как смотрятся его полотна на новом месте. Серов долго стоял перед картиной «Девушка, освещённая солнцем», и потом вдруг сказал: «Написал вот эту вещь, а потом, всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло…». И это говорил о себе великий художник, признанный мастер портрета.

"Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте". Игорь Грабарь
СсылкаПожаловаться
История переписки4
Всего 300 рублей заплатит Павел Третьяков за картину Серова «Девушка, освещенная солнцем». Павел Михайлович на молодых художниках экономил, объясняя это тем, что Репин или еще кто-то из корифеев всегда может написать что-нибудь такое, что придется покупать за любые деньги.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Всего 300 рублей заплатит Павел Третьяков за картину Серова «Девушка, освещенная солнцем». Павел Михайлович на молодых художниках экономил, объясняя это тем, что Репин или еще кто-то из корифеев всегда может написать что-нибудь такое, что придется покупать за любые деньги.
СсылкаПожаловаться
История переписки5
3 рубля подарил Валентин Серов своей кузине Марии Симонович в благодарность за то, что она 3 месяца позировала ему для картины «Девушка, освещенная солнцем». Мария собиралась из Домотканова в Петербург и деньги очень пригодились ей на дорогу.

«Эта сумма представляла для него нечто, — вспоминала она позднее. — Он, как и многие художники того времени, страдал вечным безденежьем».
Комментарий удален.Почему?
Мюмз 6В ответ на мандибула
Комментарий удален.Почему?
История переписки7
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
СсылкаПожаловаться
История переписки8
Серов часто казался людям, которые его не знали, задумчивым, хмурым и суровым, однако друзья отмечали его редкую живость и веселость нрава. Несмотря на небольшой рост и плотное сложение, он был легок, изящен в движениях, в домашних спектаклях в Абрамцеве или в Москве изумительно плясал, исполняя партию танцовщицы или комическую роль слуги.

В январе 1889 года Серов женился, его свадьба состоялась в Петербурге, а осенью 1890 года молодые супруги поселились в Москве. Друзья отмечали в Серове редкую целомудренность: он не был охоч до барышень, не выносил пошлых анекдотов и о себе говорил: "Я неразвратим".
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Серов часто казался людям, которые его не знали, задумчивым, хмурым и суровым, однако друзья отмечали его редкую живость и веселость нрава. Несмотря на небольшой рост и плотное сложение, он был легок, изящен в движениях, в домашних спектаклях в Абрамцеве или в Москве изумительно плясал, исполняя партию танцовщицы или комическую роль слуги.

В январе 1889 года Серов женился, его свадьба состоялась в Петербурге, а осенью 1890 года молодые супруги поселились в Москве. Друзья отмечали в Серове редкую целомудренность: он не был охоч до барышень, не выносил пошлых анекдотов и о себе говорил: "Я неразвратим".
СсылкаПожаловаться
История переписки9
за свою жизнь Серов написал множество "парадных" портретов, которые вовсе не воспринимались как парадные.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
за свою жизнь Серов написал множество "парадных" портретов, которые вовсе не воспринимались как парадные.
СсылкаПожаловаться
История переписки10
Лето 1903 года Серов провел в Архангельском у Юсуповых, создавая портрет самой Зинаиды Николаевны, большой его почитательницы, её мужа и сыновей. По поводу портрета младшего - Феликса - вышел спор. Юсупова хотела видеть его в голубой венгерке. "Ужасно, - писал по этому поводу Серов жене, - если ее написать, то тут же может стошнить". Художник настоял на своём и написал юношу в скромной, но выразительной тёмно-серой куртке. Результат Серову понравился, он сказал Юсупову: "Когда я смотрю на ваш портрет, то мне кажется, что он "благоухает".

Бульдога же, с которым по настоянию художника позировал Феликс, Серов в шутку называл своей лучшей моделью.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Лето 1903 года Серов провел в Архангельском у Юсуповых, создавая портрет самой Зинаиды Николаевны, большой его почитательницы, её мужа и сыновей. По поводу портрета младшего - Феликса - вышел спор. Юсупова хотела видеть его в голубой венгерке. "Ужасно, - писал по этому поводу Серов жене, - если ее написать, то тут же может стошнить". Художник настоял на своём и написал юношу в скромной, но выразительной тёмно-серой куртке. Результат Серову понравился, он сказал Юсупову: "Когда я смотрю на ваш портрет, то мне кажется, что он "благоухает".

Бульдога же, с которым по настоянию художника позировал Феликс, Серов в шутку называл своей лучшей моделью.
СсылкаПожаловаться
История переписки11
В знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905 года Серов создал для сатирического журнала "Жупел" известную карикатуру "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" - и отказался от звания действительного члена Академии художеств.

Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
В знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905 года Серов создал для сатирического журнала "Жупел" известную карикатуру "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" - и отказался от звания действительного члена Академии художеств.

СсылкаПожаловаться
История переписки12
С 1904-го по 1906-й годы Серов создал целую группу портретов видных деятелей русской культуры - Николая Лескова, Максима Горького, Марии Ермоловой и Леонида Андреева.

Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
С 1904-го по 1906-й годы Серов создал целую группу портретов видных деятелей русской культуры - Николая Лескова, Максима Горького, Марии Ермоловой и Леонида Андреева.

СсылкаПожаловаться
История переписки13

Портрет И.А.Морозова. 1910
Картон, темпера
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6

Портрет И.А.Морозова. 1910
Картон, темпера
Государственная Третьяковская галерея, Москва
СсылкаПожаловаться
История переписки14
Портрет Хрущевой (Марии Павловны?). 1903
Картон, пастель
Архангельский областной музей изобразительных искусств
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Портрет Хрущевой (Марии Павловны?). 1903
Картон, пастель
Архангельский областной музей изобразительных искусств
СсылкаПожаловаться
История переписки15
В 1909 году из солидарности со скульптором А. Голубкиной, обвиненной в неблагонадежности, Серов прекратил преподавательскую деятельность в Училище живописи, ваяния и зодчества. Тем не менее многие художники, в том числе Петров-Водкин, Кузнецов и Сарьян, считали Валентина Серова своим главным учителем. Любопытно, что Серова считали "своим" и все враждующие между собой направления русской живописи. В 1911 году Серов встретился с Матиссом, чьи полотна "Музыка" и "Танец" украшали московский особняк Щукина на Пречистенке.

При всей внешней благополучности жизнь Серова отнюдь не была усеяна розами. Многие его работы современники не воспринимали. Так знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, выставлявшийся на Всемирной выставке в Риме 1911 года, был отвергнут Музеем Александра III.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
В 1909 году из солидарности со скульптором А. Голубкиной, обвиненной в неблагонадежности, Серов прекратил преподавательскую деятельность в Училище живописи, ваяния и зодчества. Тем не менее многие художники, в том числе Петров-Водкин, Кузнецов и Сарьян, считали Валентина Серова своим главным учителем. Любопытно, что Серова считали "своим" и все враждующие между собой направления русской живописи. В 1911 году Серов встретился с Матиссом, чьи полотна "Музыка" и "Танец" украшали московский особняк Щукина на Пречистенке.

При всей внешней благополучности жизнь Серова отнюдь не была усеяна розами. Многие его работы современники не воспринимали. Так знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, выставлявшийся на Всемирной выставке в Риме 1911 года, был отвергнут Музеем Александра III.
СсылкаПожаловаться
История переписки16
действительно ужасно (((
Одинокая РепаВ ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
действительно ужасно (((
СсылкаПожаловаться
История переписки17
да лан, круто
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
В 1909 году из солидарности со скульптором А. Голубкиной, обвиненной в неблагонадежности, Серов прекратил преподавательскую деятельность в Училище живописи, ваяния и зодчества. Тем не менее многие художники, в том числе Петров-Водкин, Кузнецов и Сарьян, считали Валентина Серова своим главным учителем. Любопытно, что Серова считали "своим" и все враждующие между собой направления русской живописи. В 1911 году Серов встретился с Матиссом, чьи полотна "Музыка" и "Танец" украшали московский особняк Щукина на Пречистенке.

При всей внешней благополучности жизнь Серова отнюдь не была усеяна розами. Многие его работы современники не воспринимали. Так знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, выставлявшийся на Всемирной выставке в Риме 1911 года, был отвергнут Музеем Александра III.
СсылкаПожаловаться
История переписки16
Впрочем, стоит ли удивляться, если даже на Репина картина произвела эффект разорвавшейся бомбы: "По мановению коротенькой ручки Серова рабочие мигом поставили ящик в должное условию освещение, открыли крышку, и, как Венера из раковины, предстала "Ида Рубинштейн" …Мне показалось, что потолок нашего щепочного павильона обрушился на меня и придавил к земле; я стоял, с языком, прилипнувшим к гортани."

22 ноября 1911 года Серов скончался в Москве от приступа грудной жабы и был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.
Мюмз 6В ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Впрочем, стоит ли удивляться, если даже на Репина картина произвела эффект разорвавшейся бомбы: "По мановению коротенькой ручки Серова рабочие мигом поставили ящик в должное условию освещение, открыли крышку, и, как Венера из раковины, предстала "Ида Рубинштейн" …Мне показалось, что потолок нашего щепочного павильона обрушился на меня и придавил к земле; я стоял, с языком, прилипнувшим к гортани."

22 ноября 1911 года Серов скончался в Москве от приступа грудной жабы и был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.
СсылкаПожаловаться
История переписки17
485 788 человек
посетили выставку Валентина Серова, которая проходила в Третьяковской галерее с октября 2015-го по январь 2016-го, была посвящена 150-летию художника и собрала около 250 его работ. Это рекорд посещаемости для выставок русского искусства за последние полвека.

В январе длина очереди на Серова достигала 3 километров, выставку продлевали 2 раза, ее результатами стали также 1 сломанная дверь, 300 кг съеденной гречневой каши (для людей, стоящих на 15-градусном морозе, развернули военно-полевую кухню) и десятки интернет-мемов.
Одинокая РепаВ ответ на Мюмз 6
Мюмз 6

Портрет И.А.Морозова. 1910
Картон, темпера
Государственная Третьяковская галерея, Москва
СсылкаПожаловаться
История переписки14
за Морозовым -Матисс)
СВЕТ*ЛАНАВ ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
С 1904-го по 1906-й годы Серов создал целую группу портретов видных деятелей русской культуры - Николая Лескова, Максима Горького, Марии Ермоловой и Леонида Андреева.

СсылкаПожаловаться
История переписки13
Очень нравится этот портрет. Потрясающе передан образ, сразу видно, что это Актриса, с большой буквы...
Мюмз 6В ответ на СВЕТ*ЛАНА
СВЕТ*ЛАНА
Очень нравится этот портрет. Потрясающе передан образ, сразу видно, что это Актриса, с большой буквы...
СсылкаПожаловаться
История переписки14
Говорили, что это не портрет, а памятник актрисе!
СВЕТ*ЛАНАВ ответ на Мюмз 6
Мюмз 6
Говорили, что это не портрет, а памятник актрисе!
СсылкаПожаловаться
История переписки15
Что ж...вполне вероятно!...
топтыжка
Да, у меня в комнате висела репродукция картины Девочка с персиками.и я всю судьбу этой девочки знала.Что она дочь промышленника Мамонтова, и что проживет всего то 32 года, оставив 3 детей мужу.
Жалоба отправленаОтменить
Бельевые тренды, которые помогут почувствовать себя женственно и роскошно
Как выглядят и чем занимаются знаменитые российские гимнастки после окончания спортивной карьеры
Готовимся к отпуску: что никогда нельзя надевать в самолет
Скинни, брюки и черный: новый стиль 69-летней Брижит Макрон
15 идей для празднования Пасхи: убираем, готовим, украшаем