Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Леди закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

1 апреля 1840 года родился Илларион Михайлович Прянишников



Илларион Михайлович Прянишников - русский художник и педагог,мастер жанровой живописи,действительный член Петербургской академии художеств,один из основателей товарищества Передвижников
Мюмз5
Тема закрытаТема в горячихТема скрыта
Комментарии
52
Мюмз5
Родился Илларион Михайлович Прянишников в селе Тимошеве, Боровского уезда, Калужской губернии, в семье мелкого провинциального купца. Отец художника, происходивший из государственных крестьян Боровского уезда, желая пристроить сына к делу, отдал его в «мальчики» к чаеторговцу Волкову. Способность Прянишникова к рисованию вскоре была замечена. Волков принял участие в судьбе даровитого юноши: он помог ему устроиться в Московское училище живописи и ваяния, где Прянишников начал заниматься с1856 года.
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
Родился Илларион Михайлович Прянишников в селе Тимошеве, Боровского уезда, Калужской губернии, в семье мелкого провинциального купца. Отец художника, происходивший из государственных крестьян Боровского уезда, желая пристроить сына к делу, отдал его в «мальчики» к чаеторговцу Волкову. Способность Прянишникова к рисованию вскоре была замечена. Волков принял участие в судьбе даровитого юноши: он помог ему устроиться в Московское училище живописи и ваяния, где Прянишников начал заниматься с1856 года.
СсылкаПожаловаться
В. Е. Маковский, учившийся вместе с Прянишниковым, отметил в своих воспоминаниях влияние на молодого художника его учителя Е. Я.Васильева, воспитанника Академии художеств: «Этот скромный художник, сам воспитавшийся на классиках, в среде тогдашней традиционной условности умело и бережно охранял индивидуальность своих учеников. Такие самобытные таланты, как Перов, Прянишников, и другие ученики Е.Я.Васильева под его руководством достигали полного своего расцвета... И. М.Прянишников всегда с чувством особенного уважения и теплой благодарности отзывался в воспоминаниях о нем».
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
В. Е. Маковский, учившийся вместе с Прянишниковым, отметил в своих воспоминаниях влияние на молодого художника его учителя Е. Я.Васильева, воспитанника Академии художеств: «Этот скромный художник, сам воспитавшийся на классиках, в среде тогдашней традиционной условности умело и бережно охранял индивидуальность своих учеников. Такие самобытные таланты, как Перов, Прянишников, и другие ученики Е.Я.Васильева под его руководством достигали полного своего расцвета... И. М.Прянишников всегда с чувством особенного уважения и теплой благодарности отзывался в воспоминаниях о нем».
СсылкаПожаловаться
История переписки2
Прянишников оказался в несколько лучших условиях по сравнению со многими своими товарищами: он был приглашен своим учителем Е.Я.Васильевым поселиться у него с Перовым. «И.М.Прянишников и В.Г.Перов были люди без всяких средств, и эта помощь со стороны их профессора дала им возможность выбраться на дорогу и сделаться знаменитыми художниками», — пишет В.Е.Маковский. Живя у своего учителя, молодые художники сблизились, и дружба эта продолжалась долгие годы. Их объединяли общие художественные интересы. Нужду и тяжелое материальное положение они преодолевали совместными усилиями. Когда Перову, работавшему над картиной «Приезд станового на следствие», понадобился натурщик, Прянишников охотно позировал ему, послужив прототипом для лесного вора.
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
Прянишников оказался в несколько лучших условиях по сравнению со многими своими товарищами: он был приглашен своим учителем Е.Я.Васильевым поселиться у него с Перовым. «И.М.Прянишников и В.Г.Перов были люди без всяких средств, и эта помощь со стороны их профессора дала им возможность выбраться на дорогу и сделаться знаменитыми художниками», — пишет В.Е.Маковский. Живя у своего учителя, молодые художники сблизились, и дружба эта продолжалась долгие годы. Их объединяли общие художественные интересы. Нужду и тяжелое материальное положение они преодолевали совместными усилиями. Когда Перову, работавшему над картиной «Приезд станового на следствие», понадобился натурщик, Прянишников охотно позировал ему, послужив прототипом для лесного вора.
СсылкаПожаловаться
История переписки3
В 1864 году Прянишников пишет картину «Чтение письма в овощной лавочке» (Третьяковская галерея). Это наиболее раннее из сохранившихся произведений художника было удостоено в следующем году Малой серебряной медали. Повествовательность, правдивость и точность передачи обстановки сочетаются в картине с показом жизни простых, «незаметных» людей, со стремлением сочувственно и задушевно рассказать об их горестях и радостях.

Прянишников выбрал несложную сценку. Молодая девушка слушает чтение письма, присланного, очевидно, из деревни. Равнодушие чтеца и праздное любопытство молодого приказчика оттеняют тревогу и беспокойство девушки. Своим сюжетом и интересом к жизни простых людей эта работа Прянишникова полностью примыкает к жанровым картинам того времени. В мастерстве исполнения, уверенном рисунке сказывается выучка у Е. С. Сорокина, наставника Прянишникова, который сменил умершего в 1861 году Е.Я.Васильева.
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
В 1864 году Прянишников пишет картину «Чтение письма в овощной лавочке» (Третьяковская галерея). Это наиболее раннее из сохранившихся произведений художника было удостоено в следующем году Малой серебряной медали. Повествовательность, правдивость и точность передачи обстановки сочетаются в картине с показом жизни простых, «незаметных» людей, со стремлением сочувственно и задушевно рассказать об их горестях и радостях.

Прянишников выбрал несложную сценку. Молодая девушка слушает чтение письма, присланного, очевидно, из деревни. Равнодушие чтеца и праздное любопытство молодого приказчика оттеняют тревогу и беспокойство девушки. Своим сюжетом и интересом к жизни простых людей эта работа Прянишникова полностью примыкает к жанровым картинам того времени. В мастерстве исполнения, уверенном рисунке сказывается выучка у Е. С. Сорокина, наставника Прянишникова, который сменил умершего в 1861 году Е.Я.Васильева.
СсылкаПожаловаться
История переписки4
В 1866 году Прянишников был удостоен Большой серебряной медали и звания классного художника 3-й степени за картину "Шутники". Это произведение принесло художнику известность. Илларион Михайлович выдвигается в число передовых мастеров жанровой живописи, приобретающей ведущее положение в русском изобразительном искусстве.

Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
В 1866 году Прянишников был удостоен Большой серебряной медали и звания классного художника 3-й степени за картину "Шутники". Это произведение принесло художнику известность. Илларион Михайлович выдвигается в число передовых мастеров жанровой живописи, приобретающей ведущее положение в русском изобразительном искусстве.

СсылкаПожаловаться
История переписки5
Русские художники и писатели выступали единым сплоченным фронтом. Эту особенность русской культуры отмечал В.В.Стасов, по его словам: «главная наша сила в том, что новое искусство так крепко обнялось с русской литературой и творчеством, как, быть может, ни одно другое искусство в Европе». «Наша литература и искусство,— писал критик,—это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых. Вспомните Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Льва Толстого — то же самое настроение и мысль, что и у них, то самое чувство и глубокая национальность, та самая потребность раньше всего, схватить и выразить тип и характер, те самые виды и сцены природы лежат в основе наших новых картин».

Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
Русские художники и писатели выступали единым сплоченным фронтом. Эту особенность русской культуры отмечал В.В.Стасов, по его словам: «главная наша сила в том, что новое искусство так крепко обнялось с русской литературой и творчеством, как, быть может, ни одно другое искусство в Европе». «Наша литература и искусство,— писал критик,—это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых. Вспомните Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Льва Толстого — то же самое настроение и мысль, что и у них, то самое чувство и глубокая национальность, та самая потребность раньше всего, схватить и выразить тип и характер, те самые виды и сцены природы лежат в основе наших новых картин».

СсылкаПожаловаться
История переписки6
После успешного окончания Училища Прянишников остается в Москве. Древняя столица привлекала художника не столько своими памятниками, сколько колоритной и самобытной жизнью. «Для нас, русских жанристов, Москва — клад,— говорил Прянишников,— ...тут так много оригинального, своеобразного, такой обильный материал, что художникам и пера и кисти есть над чем поработать. Иной раз невольно заглядишься не только на какую-либо типичную сценку на улице, но и на самую улицу, на характерную постройку и внешнюю особенность всех этих лавочек, заборов, всех этих кривых переулков, тупиков... этого нигде не найдешь... Где вы найдете в России такие типы — и мелкого торговца, и мелкого чиновника, и богатого купца, а при этом разных салопниц, кумушек, свах, а не то русского фабричного люда или отпетой бродячей вольницы, какую вы встретите на Хитровом рынке и по всем трущобам, каких в Москве видимо-невидимо».
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
После успешного окончания Училища Прянишников остается в Москве. Древняя столица привлекала художника не столько своими памятниками, сколько колоритной и самобытной жизнью. «Для нас, русских жанристов, Москва — клад,— говорил Прянишников,— ...тут так много оригинального, своеобразного, такой обильный материал, что художникам и пера и кисти есть над чем поработать. Иной раз невольно заглядишься не только на какую-либо типичную сценку на улице, но и на самую улицу, на характерную постройку и внешнюю особенность всех этих лавочек, заборов, всех этих кривых переулков, тупиков... этого нигде не найдешь... Где вы найдете в России такие типы — и мелкого торговца, и мелкого чиновника, и богатого купца, а при этом разных салопниц, кумушек, свах, а не то русского фабричного люда или отпетой бродячей вольницы, какую вы встретите на Хитровом рынке и по всем трущобам, каких в Москве видимо-невидимо».
СсылкаПожаловаться
История переписки7
В обращении художника к изображению народной жизни Стасов видел «главные задачи нового русского искусства». По его определению, они «лежат всего более и всего чаще в представлении крестьян, мещан, помещиков, купцов, лавочников, ремесленников, маленьких чиновников и низшего духовенства. В этих изображениях новое русское искусство высказало всю силу, талант и оригинальность».

Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
В обращении художника к изображению народной жизни Стасов видел «главные задачи нового русского искусства». По его определению, они «лежат всего более и всего чаще в представлении крестьян, мещан, помещиков, купцов, лавочников, ремесленников, маленьких чиновников и низшего духовенства. В этих изображениях новое русское искусство высказало всю силу, талант и оригинальность».

СсылкаПожаловаться
История переписки8
Глубокое знание действительности и интерес к жизни большого города сближали Прянишникова с В. Е. Маковским. Сближение их произошло после окончания В.Маковским Училища, дружба их продолжалась всю жизнь.
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
Глубокое знание действительности и интерес к жизни большого города сближали Прянишникова с В. Е. Маковским. Сближение их произошло после окончания В.Маковским Училища, дружба их продолжалась всю жизнь.
СсылкаПожаловаться
История переписки9

Однако не только Прянишников, Маковский и Перов были близки друг другу — к этому времени большинство московских художников сплотилось в единую группу, объединенную и личным знакомством, и художественной деятельностью, и совместной работой в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это единство и прогрессивность творчества московских художников были отмечены Стасовым: «...в Москве уже успела народиться и вырасти фаланга новых художников (Перов, Прянишников, Владимир Маковский и другие), которые ничуть не принадлежали к составу артели, но исповедовали тот же символ веры, что и петербургские товарищи, жили теми же национальными задачами искусства, брали для своих произведений те же правдивые жизненные темы...» Необходимость объединения, диктовавшаяся самим ходом развития творчества русских художников, была остро почувствована московскими мастерами—они первыми откликнулись на предложение Мясоедова организовать Товарищество передвижных художественных выставок. Прянишников, Перов, В.Маковский, Саврасов поддержали Мясоедова и в конце 1869 года предложили петербургской художественной артели объединиться и образовать Товарищество передвижных художественных выставок.
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5

Однако не только Прянишников, Маковский и Перов были близки друг другу — к этому времени большинство московских художников сплотилось в единую группу, объединенную и личным знакомством, и художественной деятельностью, и совместной работой в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это единство и прогрессивность творчества московских художников были отмечены Стасовым: «...в Москве уже успела народиться и вырасти фаланга новых художников (Перов, Прянишников, Владимир Маковский и другие), которые ничуть не принадлежали к составу артели, но исповедовали тот же символ веры, что и петербургские товарищи, жили теми же национальными задачами искусства, брали для своих произведений те же правдивые жизненные темы...» Необходимость объединения, диктовавшаяся самим ходом развития творчества русских художников, была остро почувствована московскими мастерами—они первыми откликнулись на предложение Мясоедова организовать Товарищество передвижных художественных выставок. Прянишников, Перов, В.Маковский, Саврасов поддержали Мясоедова и в конце 1869 года предложили петербургской художественной артели объединиться и образовать Товарищество передвижных художественных выставок.
СсылкаПожаловаться
История переписки10
Художник нового поколения, один из ярких представителей передвижничества, Прянишников, по словам В. Маковского, к своему искусству относился с большой любовью и серьезностью и принимался за исполнение своих картин только тогда, когда чувствовал потребность «вылиться душой» и высказать то, что в ней «назрело». Работа над рисунками, отображающими эпопею обороны Севастополя, явилась для Прянишникова своеобразной переходной ступенью к более глубокому осмыслению и отражению в своих произведениях современности. Картины, созданные в 1872 году, «Погорельцы» и в особенности «Порожняки» (Третьяковская галлерея) —показали всю глубину и серьезность нового этапа в творческой эволюции художника. Они принесли Прянишникову новый успех и признание его дарования, явились крупным достижением всей русской живописи пореформенного периода. Картины эти, экспонированные на I Передвижной выставке, были восторженно встречены критикой.
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
Художник нового поколения, один из ярких представителей передвижничества, Прянишников, по словам В. Маковского, к своему искусству относился с большой любовью и серьезностью и принимался за исполнение своих картин только тогда, когда чувствовал потребность «вылиться душой» и высказать то, что в ней «назрело». Работа над рисунками, отображающими эпопею обороны Севастополя, явилась для Прянишникова своеобразной переходной ступенью к более глубокому осмыслению и отражению в своих произведениях современности. Картины, созданные в 1872 году, «Погорельцы» и в особенности «Порожняки» (Третьяковская галлерея) —показали всю глубину и серьезность нового этапа в творческой эволюции художника. Они принесли Прянишникову новый успех и признание его дарования, явились крупным достижением всей русской живописи пореформенного периода. Картины эти, экспонированные на I Передвижной выставке, были восторженно встречены критикой.
СсылкаПожаловаться
История переписки11
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки12
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки13
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки14
С 1873 по 1894 годы Прянишников преподавал преподавал в МУЖВЗ. Среди его учеников были такие известные мастера изобразительных искусств как Архипов, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Касаткин, Корин, Коровин, Малютин, Степанов и многие другие.

Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
С 1873 по 1894 годы Прянишников преподавал преподавал в МУЖВЗ. Среди его учеников были такие известные мастера изобразительных искусств как Архипов, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Касаткин, Корин, Коровин, Малютин, Степанов и многие другие.

СсылкаПожаловаться
История переписки15
Илларион Михайлович вместе с другими живописцами участвовал в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
Илларион Михайлович вместе с другими живописцами участвовал в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

СсылкаПожаловаться
История переписки16
12 (24) марта 1894 года жизненный путь Иллариона Михайловича Прянишникова оборвался. Художник похоронен в Москве на кладбище Алексеевского женского монастыря.

Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
12 (24) марта 1894 года жизненный путь Иллариона Михайловича Прянишникова оборвался. Художник похоронен в Москве на кладбище Алексеевского женского монастыря.

СсылкаПожаловаться
История переписки17

Маковский Владимир Егорович
Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова
1883
Julietta В ответ на Мюмз5
Мюмз5
12 (24) марта 1894 года жизненный путь Иллариона Михайловича Прянишникова оборвался. Художник похоронен в Москве на кладбище Алексеевского женского монастыря.

СсылкаПожаловаться
История переписки17
Повезло хоть до революции. Спокойно умер.
Lady in Red

Мюмз5В ответ на Lady in Red
Lady in Red

СсылкаПожаловаться
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки2
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки4
Мюмз5В ответ на Мюмз5
Мюмз5
СсылкаПожаловаться
История переписки5
Жалоба отправленаОтменить
Бельевые тренды, которые помогут почувствовать себя женственно и роскошно
Как выглядят и чем занимаются знаменитые российские гимнастки после окончания спортивной карьеры
Готовимся к отпуску: что никогда нельзя надевать в самолет
Скинни, брюки и черный: новый стиль 69-летней Брижит Макрон
15 идей для празднования Пасхи: убираем, готовим, украшаем