итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.
Старшим его современником был гениальный ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, младшим — не менее великий РАФАЭЛЬ. Среди других имен мастеров кисти, которых дала миру Италия в этот период эпохи Возрождения, — Сандро БОТТИЧЕЛЛИ, ДЖОРДЖОНЕ, ТИЦИАН. Выделиться в таком ряду неимоверно трудно. Поэтому, когда в Риме в соборе Св. Петра была выставлена первая, поразившая публику, его работа «Пьета» (»Оплакивание Христа»),
многие называли ее автором других мастеров. Тогда 25–летний Микеланджело ночью высек на камне: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». «Пьета» оказалась единственной подписанной вещью мастера, так как больше его ни с кем не путали. Через несколько лет он создал «Давида».
Эту скульптуру флорентийцы установили на площади перед дворцом правительства в назидание власти, как следует защищать отечество.
В 1508 году Микеланджело был вновь приглашен в Рим, чтобы расписать потолок Сикстинской капеллы — прежней домовой церкви папы СИКСТА VI. Работа была выполнена за 4 года. Абсолютно все (от подмостков, растирания красок и до последнего мазка) исполнил сам мастер. На 500 квадратных метрах он разместил свыше 1000 фигур — персонажей библейских притч о сотворении мира. Много лет спустя на алтарной стене капеллы он написал фреску «Страшный суд».
Эти работы стали вершиной его живописного творчества. Внес свой вклад Микеланджело и в архитектурный облик Рима, создав ансамбль Капитолия с беломраморной лестницей и возведя купол нового собора Св. Петра высотой 132,5 м.
Угрюмый, нелюдимый странник в жизни, он останавливался на улице, чтобы по просьбе ребенка сделать рисунок, и нередко отказывал в этом королям.
Одинокий, не испытав ни женской любви, ни нежного сочувствия, ни ласки, почти не зная искренней дружбы до 60 лет, до встречи с Витторией Колонна, он твердо шагал по избранному пути, влагая в свой труд силы и волю титана, мысли пророка и полубога.
Угрюмый, нелюдимый странник в жизни, он останавливался на улице, чтобы по просьбе ребенка сделать рисунок, и нередко отказывал в этом королям.
Одинокий, не испытав ни женской любви, ни нежного сочувствия, ни ласки, почти не зная искренней дружбы до 60 лет, до встречи с Витторией Колонна, он твердо шагал по избранному пути, влагая в свой труд силы и волю титана, мысли пророка и полубога.
«Моисей» Микеланджело в самом деле видел Бога. «Я не могу созерцать природу столь широко открытыми глазами», – говорит о нем такой гений, как Гете.
Живопись и скульптура, сонеты Микеланджело и купол собора Св. Петра, его отношения к друзьям, к слуге, к народу и женщине – все говорит о глубоком содержании его души, о высоком уме и поэзии сердца.
Глубина содержания в его характере прикрывается одиночеством, сдержанной волей, суровой внешностью, ревностью к собственной славе и в то же время святым недовольством своим трудом. Все это придает особый таинственный, суровый, но необыкновенно интересный и прекрасный колорит его характеру и личной жизни.
«Моисей» Микеланджело в самом деле видел Бога. «Я не могу созерцать природу столь широко открытыми глазами», – говорит о нем такой гений, как Гете.
Живопись и скульптура, сонеты Микеланджело и купол собора Св. Петра, его отношения к друзьям, к слуге, к народу и женщине – все говорит о глубоком содержании его души, о высоком уме и поэзии сердца.
Глубина содержания в его характере прикрывается одиночеством, сдержанной волей, суровой внешностью, ревностью к собственной славе и в то же время святым недовольством своим трудом. Все это придает особый таинственный, суровый, но необыкновенно интересный и прекрасный колорит его характеру и личной жизни.
«Единственная цель изучения истории – это одушевление», – говорит Гете. Изучение Возрождения дает особенно много в этом смысле, и история жизни Микеланджело – один из лучших эпизодов тогдашней эпохи. В жизни Микеланджело есть общее с жизнью всей Италии. Эта страна вечно давала всему миру идеал прекрасного; на ее почве рождались и росли семена истины, справедливости, гуманности и красоты, сама же она до сих пор не принадлежит к числу счастливых.
Единственному сопернику да Винчи – Микеланджело не было в это время и 26 лет. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Были, однако, и знатоки, попадавшие впросак. Так, Содерини, гонфалоньер Флоренции, заметил, осматривая «Давида» в мастерской, что нос, кажется, немного велик.
– О, это пустяки, – сказал добродушно художник, и, взяв резец и немного мраморной пыли, он сделал вид, что поскоблил мрамор.
– Да, теперь прекрасно! – воскликнул Содерини. – Вы дали ему жизнь!
– Он обязан ею вам, – ответил художник с глубокой иронией, которая осталась тогда незамеченной, но дошла до потомков.
Единственная работа,которую он подписал, так как молодости свойственно тщеславие...
Великий Микеланджело Буонаротти ещё не был великим и не знал, каким великим даром он обладает, какова сила его таланта. Когда будущему Великому Художнику было двадцать четыре года, он получил заказ от французского кардинала Жана Билэра на изготовление скульптуры на будущую гробницу самого кардинала. В качестве материала для скульптуры был выбран огромный монолит каррарского мрамора.
Но то, что сотворил молодой автор не стало украшением гробницы. Великая статуя, а это была известная пьета «Оплакивание Христа», оказалась в храме Святого Петра в Ватикане. Статуя была не просто совершенна. В те далекие времена так не мог ваять никто. Пропорции были прекрасны, лица одухотворены. Полный скорби лик женщины-матери, которая держит на руках своего мертвого сына. Живое лицо.
Единственная работа,которую он подписал, так как молодости свойственно тщеславие...
Великий Микеланджело Буонаротти ещё не был великим и не знал, каким великим даром он обладает, какова сила его таланта. Когда будущему Великому Художнику было двадцать четыре года, он получил заказ от французского кардинала Жана Билэра на изготовление скульптуры на будущую гробницу самого кардинала. В качестве материала для скульптуры был выбран огромный монолит каррарского мрамора.
Но то, что сотворил молодой автор не стало украшением гробницы. Великая статуя, а это была известная пьета «Оплакивание Христа», оказалась в храме Святого Петра в Ватикане. Статуя была не просто совершенна. В те далекие времена так не мог ваять никто. Пропорции были прекрасны, лица одухотворены. Полный скорби лик женщины-матери, которая держит на руках своего мертвого сына. Живое лицо.
Всмотритесь в их лица. Посмотрите на руки женщины и на складки её одежды. Разве это не гениально? Красиво и торжественно. Вот она, великая сила искусства.
В этой скульптуре Микеланджело воплотил в камне библейскую легенду, из которой следует, что мать является дочерью сына своего. Поэтому мы видим молодую, полную скорби, прекрасную женщину, которая держит на руках достаточно взрослого мужчину.
Эта работа восхитила современников художника.
Достоверно известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих работ. Но самолюбием он, безусловно, обладал. Представьте себе чувство начинающего и никому не известного художника, который сделал шедевр. Микеланджело часто приходил в храм и смотрел на своё творение. И однажды, совершенно случайно, он услышал спор двух горожан, которые пытались установить автора скульптуры. Спорщики называли многих, но имя Микеланджело не прозвучало.
Безусловно, это задело самолюбие автора и он прокрался поздней ночью в храм и высек на скульптуре: «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял».
Простим же молодого гения. Он, безусловно, имел право на славу по трудам своим. Молодость всегда желает славы.
Однако, более ни одной из своих работ художник не подписал. Может быть, стал старше и умнее. А может быть потому, что для последующих работ подпись уже не требовалась – была видна рука гения и творца.
Единственная работа,которую он подписал, так как молодости свойственно тщеславие...
Великий Микеланджело Буонаротти ещё не был великим и не знал, каким великим даром он обладает, какова сила его таланта. Когда будущему Великому Художнику было двадцать четыре года, он получил заказ от французского кардинала Жана Билэра на изготовление скульптуры на будущую гробницу самого кардинала. В качестве материала для скульптуры был выбран огромный монолит каррарского мрамора.
Но то, что сотворил молодой автор не стало украшением гробницы. Великая статуя, а это была известная пьета «Оплакивание Христа», оказалась в храме Святого Петра в Ватикане. Статуя была не просто совершенна. В те далекие времена так не мог ваять никто. Пропорции были прекрасны, лица одухотворены. Полный скорби лик женщины-матери, которая держит на руках своего мертвого сына. Живое лицо.
Весть об этом «радостном» событии скоро долетела до Рима, причем папа Александр VI (Борджиа) со своими кардиналами и весь синклит свободно вздохнули. Отныне они могли безбоязненно свершать свои оргии; земля, казалось им, перестала колебаться под их ногами, и только тень Савонаролы порой являлась смущать их покой в ночных пирах, как тень Банко. Беспощадные огненные слова «мене, текел, фарес» исчезли со стен Ватикана. Та же весть настигла и поразила в самое сердце Микеланджело. Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь, и вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась «La pietá».
Весть об этом «радостном» событии скоро долетела до Рима, причем папа Александр VI (Борджиа) со своими кардиналами и весь синклит свободно вздохнули. Отныне они могли безбоязненно свершать свои оргии; земля, казалось им, перестала колебаться под их ногами, и только тень Савонаролы порой являлась смущать их покой в ночных пирах, как тень Банко. Беспощадные огненные слова «мене, текел, фарес» исчезли со стен Ватикана. Та же весть настигла и поразила в самое сердце Микеланджело. Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь, и вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась «La pietá».
– Разве ты не знаешь, – возразил он несколько сухо, – что чистота помыслов лучше всего сохраняет свежесть тела и что скромные женщины долго сохраняют красоту и свежесть лица. Другое дело – ее Сын. В изображении его руководился я тою мыслью, что он вполне воплотился в образе человека и подвержен был всему, как всякий смертный, кроме греховности. Вот почему Иисус должен быть изображен старше того возраста, в каком он пострадал. Опыт и страдание состарили его преждевременно.
Единственная работа,которую он подписал, так как молодости свойственно тщеславие...
Великий Микеланджело Буонаротти ещё не был великим и не знал, каким великим даром он обладает, какова сила его таланта. Когда будущему Великому Художнику было двадцать четыре года, он получил заказ от французского кардинала Жана Билэра на изготовление скульптуры на будущую гробницу самого кардинала. В качестве материала для скульптуры был выбран огромный монолит каррарского мрамора.
Но то, что сотворил молодой автор не стало украшением гробницы. Великая статуя, а это была известная пьета «Оплакивание Христа», оказалась в храме Святого Петра в Ватикане. Статуя была не просто совершенна. В те далекие времена так не мог ваять никто. Пропорции были прекрасны, лица одухотворены. Полный скорби лик женщины-матери, которая держит на руках своего мертвого сына. Живое лицо.
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
© Микеланджело
ну, не только Буанароти потом стал другим чем был вначале. Челлини начинал ювелиром и снискал богатство и славу на сем поприще, но потом стал ваятелем- как он говорил сам- проживу дольше, нежели если я останусь и дальше ювелиром...)))
ну, не только Буанароти потом стал другим чем был вначале. Челлини начинал ювелиром и снискал богатство и славу на сем поприще, но потом стал ваятелем- как он говорил сам- проживу дольше, нежели если я останусь и дальше ювелиром...)))
еу, Венеру работы Челлини можно смело ставить в один ряд с Афродитой Коринфской, с Венерой Милосской и со статуей Афины Паллады работы Фидия...то есть- эта работа есть эталон, идеал во всех отношениях...