Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Леди закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

8 ноября 1864 года родилась "чайка русской сцены" Вера Комиссаржевская


Судьба великой русской актрисы словно вобрала в себя все боли и взлёты этой нелёгкой профессии, и если бывают жизни типичные, то Комиссаржевская стала совершенным «типом» Мельпомены, богини, ненасытно требующей души и плоти артиста. Не зря именно Веру Федоровну назвали «чайкой русской сцены», признав только за ней право неким тревожным символом распахнуть крылья на театральном занавесе. Удивительно, но даже незначительные детали её биографии какими то незримыми нитями связаны с нашим представлением о настоящем актёре
.Вера Комиссаржевская родилась 8 ноября 1864 года в Петербурге. 

Отцом Веры Комиссаржевской был артист оперы Мариинского театра и музыкальный педагог Федор Комиссаржевский, а мамой Веры была Мария Николаевна Шульгина, дочь командира Преображенского полка, с которой Федор Комиссаржевский тайно обвенчался в Царском Селе после того, как некоторое время учил ее пению. 

Кроме Веры в семье Комиссаржевских было еще две девочки — младшие сестры Веры Надя и Оля. Сама маленькая Вера любила доставлять много хлопот своим учителям и гувернанткам, и говорила, что когда вырастет, то станет доктором, извозчиком или артисткой, так как она любила наблюдать за тем, как ее отец разучивал свои роли, и ей нравилось бывать за кулисами Мариинского театра. 

В доме Комиссаржевских часто бывали известные актеры, певцы и композиторы, из которых Федор Петрович особенно подружился с композитором Модестом Мусоргским. Вместе с гостями Вера часто играла и пела в домашних спектаклях, устраиваемых ее родителями. У нее с детства проявились способности к актерскому мастерству — она обладала прекрасной памятью и заучивала стихи с первого чтения. В десять лет ее отдали в частную гимназию Оболенской, но Вера так же легко увлекалась новым предметом, как и теряла интерес к нему. Учителя посчитали ее ленивой, и Федор Петрович перевел девочку в частный пансион, а затем и вовсе забрал домой, посчитав, что домашние учителя окажутся лучше гимназических. Позже Вера училась в Коломенской и Петербургской гимназии, а также была пансионеркой Ивановского училища.
Мюмзик 1
Тема закрытаТема в горячихТема скрыта
Комментарии
16
Мюмзик 1

Судьба Веры сильно изменилась после смерти ее дедушки. Мама, получившая наследство, купила на оставшиеся ей деньги небольшое поместье Марьино под Вильно, и отдала дочек в Виленский институт благородных девиц. Тем временем Федор Комиссаржевский, много гастролировавший в других городах, во время одной из своих поездок познакомился с княжной Курцевич — наследницей древнего литовского рода, и захотел развестись с Марией Николаевной. Чтобы оплатить расходы во время развода, маме девочек пришлось продать поместье Марьино, попав при этом в крайне трудное финансовое положение, в то время, как папа Веры успешно обосновался в Москве, женился на княжне, и у них родился сын Федор.»
Мюмзик 1В ответ на Мюмзик 1
Мюмзик 1

Судьба Веры сильно изменилась после смерти ее дедушки. Мама, получившая наследство, купила на оставшиеся ей деньги небольшое поместье Марьино под Вильно, и отдала дочек в Виленский институт благородных девиц. Тем временем Федор Комиссаржевский, много гастролировавший в других городах, во время одной из своих поездок познакомился с княжной Курцевич — наследницей древнего литовского рода, и захотел развестись с Марией Николаевной. Чтобы оплатить расходы во время развода, маме девочек пришлось продать поместье Марьино, попав при этом в крайне трудное финансовое положение, в то время, как папа Веры успешно обосновался в Москве, женился на княжне, и у них родился сын Федор.»
СсылкаПожаловаться
Единственным выходом из сложившейся тяжелой финансовой ситуации для Веры было удачное замужество. И она выбрала в качестве жениха художника графа Владимира Муравьева, который при первой же встрече влюбился в дочь знаменитого тенора и вызвал в ней ответное чувство. Папа Веры хотел расстроить свадьбу своей дочери, но, невзирая на препятствия, в 1883 году Вера и Владимир поженились. Их брак продлился два года, в течение которых между супругами постоянно происходили ссоры и размолвки. Любивший выпить Муравьев часто во время скандалов распускал руки, и завел роман с младшей сестрой Веры — Надей, которая позже вспоминала: «Забившись на чердачок пригородной дачи, принуждая себя не слышать тяжелых столкновений… я, бывало, обмирала от страха. Мне чудилось, что вот—вот наступит мгновение… и одному из двоих — или ему, или Вере — не станет места на земле…»
Мюмзик 1В ответ на Мюмзик 1
Мюмзик 1
Единственным выходом из сложившейся тяжелой финансовой ситуации для Веры было удачное замужество. И она выбрала в качестве жениха художника графа Владимира Муравьева, который при первой же встрече влюбился в дочь знаменитого тенора и вызвал в ней ответное чувство. Папа Веры хотел расстроить свадьбу своей дочери, но, невзирая на препятствия, в 1883 году Вера и Владимир поженились. Их брак продлился два года, в течение которых между супругами постоянно происходили ссоры и размолвки. Любивший выпить Муравьев часто во время скандалов распускал руки, и завел роман с младшей сестрой Веры — Надей, которая позже вспоминала: «Забившись на чердачок пригородной дачи, принуждая себя не слышать тяжелых столкновений… я, бывало, обмирала от страха. Мне чудилось, что вот—вот наступит мгновение… и одному из двоих — или ему, или Вере — не станет места на земле…»
СсылкаПожаловаться
История переписки2
Узнав о двойном предательстве, Вера испытала сильное потрясение, и пыталась отравиться, после чего провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом «острое помешательство». «Тогда случилось со мной что—то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна. После ее выписки из больницы родные увезли Веру в Липецк, где младшая сестра Оля стала для старшей сестры настоящей сиделкой. Надя тем временем ожидала ребенка от Муравьева, и Вера подала на развод. «В актрисы ее посвятило личное страдание», — написал о Комиссаржевской один из ее будущих биографов. Тем временем со второй женой Муравьев вел себя точно так же, как и с первой. Надежда Федоровна рассказывала: «…в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать». А Вера Федоровна больше замуж так и не вышла, несмотря на то, что в 1887 году во время лечения на водах в Липецке она познакомилась с любителем театра и музыки морским офицером Сергеем Зилоти. Который на правах жениха привез Веру в свое родовое имение Знаменка Тамбовской губернии, где она сразу стала своей, и бывала по нескольку раз в год, но женой Сергея Ильича она так и не стала. Они остались друзьями, кроме того, в семействе Зилоти Вера нашла себе подругу на всю жизнь — сестру Сергея Марию Ильиничну.
Мюмзик 1В ответ на Мюмзик 1
Мюмзик 1
Узнав о двойном предательстве, Вера испытала сильное потрясение, и пыталась отравиться, после чего провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом «острое помешательство». «Тогда случилось со мной что—то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна. После ее выписки из больницы родные увезли Веру в Липецк, где младшая сестра Оля стала для старшей сестры настоящей сиделкой. Надя тем временем ожидала ребенка от Муравьева, и Вера подала на развод. «В актрисы ее посвятило личное страдание», — написал о Комиссаржевской один из ее будущих биографов. Тем временем со второй женой Муравьев вел себя точно так же, как и с первой. Надежда Федоровна рассказывала: «…в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать». А Вера Федоровна больше замуж так и не вышла, несмотря на то, что в 1887 году во время лечения на водах в Липецке она познакомилась с любителем театра и музыки морским офицером Сергеем Зилоти. Который на правах жениха привез Веру в свое родовое имение Знаменка Тамбовской губернии, где она сразу стала своей, и бывала по нескольку раз в год, но женой Сергея Ильича она так и не стала. Они остались друзьями, кроме того, в семействе Зилоти Вера нашла себе подругу на всю жизнь — сестру Сергея Марию Ильиничну.
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Из сестер Зилоти другом всей жизни Веры Федоровны была младшая, Мария Ильинична, которая во многом была схожа с братом Александром: и внешностью, и редкой душевной чистотой, умом, тонким и острым, некоторой резкостью, идущей от прямоты и честности чувств. И удивительным внешним обаянием. Между Верой Федоровной и Марией Ильиничной началась совершенно исключительная дружба. Они часто были вместе, а если им приходилось на время разлучаться, то духовно они были неотделимы одна от другой, так как постоянно писали друг другу письма. При первой возможности подруги снова встречались, то Мария Ильинична ездила к Вере Федоровне в Петербург, то Вера Федоровна ездила к своей Маше в любимую Знаменку. Туда она приезжала разбитая, усталая и здесь окупалась в неизъяснимую прелесть русской природы, отдыхала с дорогими ей людьми.

В одном из писем к Антону Павловичу Чехову Вера Федоровна зовет его в Знаменку, пишет, какая там осень. Ни с чем не сравнима красота осеннего русского леса! Есть снимок: она сидит одна в лесу и слушает тишину."
Мюмзик 1В ответ на Мюмзик 1
Мюмзик 1
Из сестер Зилоти другом всей жизни Веры Федоровны была младшая, Мария Ильинична, которая во многом была схожа с братом Александром: и внешностью, и редкой душевной чистотой, умом, тонким и острым, некоторой резкостью, идущей от прямоты и честности чувств. И удивительным внешним обаянием. Между Верой Федоровной и Марией Ильиничной началась совершенно исключительная дружба. Они часто были вместе, а если им приходилось на время разлучаться, то духовно они были неотделимы одна от другой, так как постоянно писали друг другу письма. При первой возможности подруги снова встречались, то Мария Ильинична ездила к Вере Федоровне в Петербург, то Вера Федоровна ездила к своей Маше в любимую Знаменку. Туда она приезжала разбитая, усталая и здесь окупалась в неизъяснимую прелесть русской природы, отдыхала с дорогими ей людьми.

В одном из писем к Антону Павловичу Чехову Вера Федоровна зовет его в Знаменку, пишет, какая там осень. Ни с чем не сравнима красота осеннего русского леса! Есть снимок: она сидит одна в лесу и слушает тишину."
СсылкаПожаловаться
История переписки4
По словам Марины Густавовны, Комиссаржевская перед смертью завещала Наталии Гучковой свои театральные принадлежности (предметы обстановки из артистической уборной). Впоследствии эти вещи достались по наследству внучке Наталии Константиновны — балерине Екатерине Максимовой.
Tatiana China HK
Не осилила ... Но фотки симпатичные
Мюмзик 1
В целях укрепления душевного здоровья Комиссаржевской доктора потребовали, чтобы Вера Федоровна нашла себе дело, которое могло бы захватить ее внимание. И таким делом стал для Веры театр. Комиссаржевская начала брать в 1887 году уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Николаевича Давыдова, которому была очевидна самобытность ученицы, заложенная в самой природе ее дарования. Именно Давыдов посоветовал Комиссаржевской поступить в театральное училище.
Мюмзик 1
Через некоторое время она уезжает в Москву к отцу. 13 декабря 1890 года в Москве, в Охотничьем клубе, состоялось первое публичное выступление Комиссаржевской в спектакле Общества любителей искусства и литературы. Тогда начинающую актрису впервые увидел Станиславский. «Сейчас я был на спектаклях Комиссаржевской и пришел в телячий восторг. Это русская Режан по женственности и изяществу», — писал К. С. Станиславский в своем письме жене.
Французскую актрису Режан хорошо знали в Москве и Петербурге по гастролям. Поэт М. Волошин писал, что «она первая дала французскому театру не героиню, а женщину целиком, настоящую, нервную, изменчивую парижанку».
Свою жизнь в театре Комиссаржевская начала очень поздно, в том возрасте, в каком карьера у актеров, и особенно у актрис, достигает зенита. Свой первый театральный ангажемент Комиссаржевская подписала, когда ей было уже двадцать девять лет. Ее пригласил на работу Новочеркасский театр. Веру Комиссаржевскую хотели видеть в театре в роли вторых инженю и оклад положили 150 рублей — примерно столько получали тогда учителя гимназии. Этих денег ни на что не хватало. Молодой актрисе было необходимо иметь свой гардероб для различных спектаклей, платить за гостиницу. К тому же в Новочеркасск она поехала не одна, а вместе с матерью и младшей сестрой Олей.
Мюмзик 1
Ей минуло уже двадцать девять лет... После многочисленных гастролей по городам России, в 1896-м, Вера Федоровна поступила «служить» в Александринский театр. По свидетельству ряда современников, даже придирчивая Савина, полновластная хозяйка Александринки, говаривала знакомым: «Пойдите посмотрите эту актрису, это редкая актриса...»
Эта «некрасивая», по определению некоторых биографов женщина (это явно не соответствует действительности, и многочисленные фотографии актрисы это подтверждают) весьма привлекала мужчин, особенно молодых и красивых. Известны ее романы с актером Н. П. Рощиным-Инсаровым, а также с режиссером Александринки Е. П. Карповым.
Даже в самые трудные времена (актриса содержала мать и сестру) Вера Федоровна отказалась стать женой С. С. Татищева – бывшего дипломата, историка и переводчика. Она любила молодого актера Николая Ходотова, в кругу друзей называемого Кокой. «Вы никогда не будете мне чужой, что-то бездонное нежное к Вам срослось с моей душой навеки, и я верю, что Вы чувствуете это...» – писала ему Вера Федоровна. И подписывалась: «Ваш Свет...» Она была старше Ходотова на четырнадцать лет... Спустя годы последовал их болезненный, тяжелый разрыв. У Николая Николаевича осталось около четырехсот писем актрисы, которые он использовал в сочиняемых им пьесах, где сорокалетние героини страстно любили молодых людей и изъяснялись словами Веры Федоровны...
Мюмзик 1
...Во время гастролей в Нью-Йорке в мае 1908 года американские журналисты назвали Комиссаржевскую одной из великих актрис мира. Кстати, во время этой поездки наглый антрепренер обокрал труппу и присвоил себе почти все деньги, заработанные актерами...
Как личная, так и творческая близость связывала Веру Федоровну с В. Брюсовым. Именно для нее поэт перевел пьесу «Пелеас и Мелизанда» М. Метерлинка, образы которой использованы в его стихотворении «Памяти В. Ф. Комиссаржевской». Именно ей подарил он первый том своих поэтических произведений «Пути и перепутья» с надписью: «Беатрисе робкая дань. Валерий Брюсов. 1907». (Беатриса – персонаж пьесы Метерлинка «Сестра Беатриса», роль которой исполняла Комиссаржевская.) Их переписка в полном объеме до сих пор не опубликована.
Мюмзик 1
В начале февраля 1909-го труппа Комиссаржевской отправилась на гастроли по Сибири и Дальнему Востоку. Утомленная Вера Федоровна жаловалась на боли в ушах. Врач, приглашенный в гостиницу, объявил, что, может быть, придется прибегнуть к трепанации черепа. «Как же я буду играть без черепа?» – шутила больная актриса.
В Ташкенте несколько артистов заболели оспой. Неважно себя чувствовала и сама Вера Федоровна. Перед спектаклем 27 января 1910 года она потеряла сознание. Оспа превратила ее тело в сплошную язву, страдания оказались безмерными.
Вера Федоровна не думала о смерти и, за несколько дней до кончины увидев во сне Чехова, сказала: «Хорошее предзнаменование». Но болезнь осложнилась заболеванием почек, и актриса скончалась от паралича сердца в возрасте сорока пяти лет.
В первый же час после смерти Комиссаржевской по ее просьбе были сожжены письма из ее шкатулки...

На кончину великой актрисы откликнулся Александр Блок:
Что в ней рыдало? Что боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз...
Мюмзик 1
18 октября 1942 года спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр — «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссёры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. В труппу вошли, артисты. Позже труппа пополнилась актёрами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов.
Осенью 1944 г. театр стал называться Ленинградским драматическим.
В 1950-60-е годы в театре работали режиссёры В. Андрушкеви («Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины, совместно с З. Корогодским; «Чудак» Н. Хикмета, совместно Р. Сиротой), М. Сулимов («Иду на грозу» Д. Гранина, «Дети солнца» М. Горького, «Еще не вечер» В. Пановой.
Мюмзик 1В ответ на Мюмзик 1
Мюмзик 1
18 октября 1942 года спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр — «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссёры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. В труппу вошли, артисты. Позже труппа пополнилась актёрами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов.
Осенью 1944 г. театр стал называться Ленинградским драматическим.
В 1950-60-е годы в театре работали режиссёры В. Андрушкеви («Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины, совместно с З. Корогодским; «Чудак» Н. Хикмета, совместно Р. Сиротой), М. Сулимов («Иду на грозу» Д. Гранина, «Дети солнца» М. Горького, «Еще не вечер» В. Пановой.
СсылкаПожаловаться
Здесь начинали молодые режиссёры А. Белинский («Миллионерша» Б. Шоу), И. Владимиров («Время любить» Б. Ласкина). Становились актёрами молодые Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев. Блистали Иван Дмитриев, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Ставились А. Галич, Д. Гранин, И. Дворецкий, Э. Брагинский, Л. Зорин. Работали художники В. Рындин, А. Босулаев, М. Григорьев, Д. Лидер, О. Целков и др.

В 1959 театру присвоили имя В. Ф. Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссёр и театральный педагог М. Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля «Дети солнца по пьесе» М. Горького. Спектакль был посвящён памяти Комиссаржевской.
Елена
Спасибо! Очень интересно. В моем городе есть улица с именем этой актрисы.
дилемма
Осилила...спасибо! В моем городе есть улица Комиссаржевской...
Люция Пферд
Спасибо, тема очень интересная. В Питере есть музей театрального искусства (правда небольшой) , но очень хорошая экскурсия по нему (как раз связана с В. Комиссаржевской).
Жалоба отправленаОтменить
Бельевые тренды, которые помогут почувствовать себя женственно и роскошно
Как выглядят и чем занимаются знаменитые российские гимнастки после окончания спортивной карьеры
Готовимся к отпуску: что никогда нельзя надевать в самолет
Скинни, брюки и черный: новый стиль 69-летней Брижит Макрон
15 идей для празднования Пасхи: убираем, готовим, украшаем