Мать (воспитательница детского сада) и отец (механик на ткацкой фабрике) не хотели, чтобы сын поступал учиться на актера, желая видеть его инженером или агрономом. В споры вмешалась бабушка, сказавшая родителям: «Не мешайте Славе, иначе он будет всю жизнь ругать вас». Обычный мальчишка, запомнивший падавшую на него со свистом фашистскую бомбу, выучившийся в ремесленном училище на токаря и работавший на военном заводе, о кино знал только по фильмам, которые шли в единственном городском кинотеатре.
На экзаменах во ВГИК он срезался, но на расстроенного паренька обратил внимание набиравший курс профессор Борис БИБИКОВ, взявший Тихонова, когда набор был уже завершен. Бибиков и его жена актриса Ольга ПЫЖОВА стали первыми наставниками начинающего актера. На всю жизнь его друзьями стали поступившие в институт годом–двумя ранее Станислав РОСТОЦКИЙ, Татьяна ЛИОЗНОВА, Сергей БОНДАРЧУК. Первой ролью еще в годы учебы стал Володя Осьмухин в фильме Сергея ГЕРАСИМОВА «Молодая гвардия». В институте в его личном деле написали: «Товарищ Тихонов отличается искренностью и большим актерск
им обаянием… Будет иметь большие перспективы на роли молодых героев».
Но после дебюта актеру пришлось ждать 9 лет, прежде чем ему досталась первая большая роль. Ростоцкий пригласил Тихонова сыграть тракториста Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове». С того времени актера полюбил зритель, его стали приглашать другие режиссеры. «Мичман Панин», «На семи ветрах», «Оптимистическая трагедия», а потом пришел черед князя Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира», осуществленной Бондарчуком. Строго судивший себя, актер позже признавался, что, будь такая возможность, переиграл бы эту роль, а тогда несколько лет работы вызвали такое опустошение, что Тихонов хотел вовсе уйти из кино, попытаться найти себя в театре. В который раз на помощь пришел Станислав Ростоцкий, предложивший сыграть героя фильма «Доживем до понедельника», а позже и в картине «Белый Бим Черное Ухо». Зрители признали их лучшими фильмами года.
А в промежутке между ними появился культовый телесериал Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», после которого почти всех занятых в нем актеров стали называть именами их героев. Одним из последних увидел фильм генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид БРЕЖНЕВ, столь впечатлившийся его героем, что пожелал, как уверяют многие, присвоить Штирлицу–Тихонову звание Героя Советского Союза.
Всегда остававшийся вне дрязг творческого цеха, не замешанный в номенклатурных и прочих игрищах, не предававший друзей и любимых, тяжело переживавший происходящее со страной, патриотом которой был, Тихонов стал отшельником в последние годы, появившись только на свое 80–летие. Он мечтал снова прийти к зрителю, но роли, достойной таланта актера, никто ему предложить так и не смог.
В.В.Тихонов с мамой Валентиной Вячеславовной
Вячеслав Васильевич Тихонов (8 февраля 1928 года, Павловский Посад, Московская губерния, РСФСР, СССР — 4 декабря 2009 года, Москва, Россия) — выдающийся советский и российский актёр. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и Государственной премии СССР (1970).
Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, отец сказал: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!» – и определил сына в ремесленное училище. Вечерами после работы он бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан»: кино привозили не часто, и компания жадно смотрела героические картины. Любимые герои: Чапаев – Борис Бабочкин, Александр Невский – Николай Черкасов и, конечно, тогдашние всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Пётр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорит Вячеслав Васильевич.
В.В.Тихонов с мамой Валентиной Вячеславовной
Вячеслав Васильевич Тихонов (8 февраля 1928 года, Павловский Посад, Московская губерния, РСФСР, СССР — 4 декабря 2009 года, Москва, Россия) — выдающийся советский и российский актёр. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и Государственной премии СССР (1970).
Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, отец сказал: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!» – и определил сына в ремесленное училище. Вечерами после работы он бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан»: кино привозили не часто, и компания жадно смотрела героические картины. Любимые герои: Чапаев – Борис Бабочкин, Александр Невский – Николай Черкасов и, конечно, тогдашние всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Пётр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорит Вячеслав Васильевич.
Юный токарь тайно мечтал о кино. Тайно – потому что отец видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы он шел в сельскохозяйственную академию. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Родители были против. Окончательную точку в этом разногласии поставила бабушка - глава дома, добрая и очень мудрая женщина. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», - тихо, но веско произнесла она исторические слова. Молчаливое родительское согласие было получено.
Юный токарь тайно мечтал о кино. Тайно – потому что отец видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы он шел в сельскохозяйственную академию. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Родители были против. Окончательную точку в этом разногласии поставила бабушка - глава дома, добрая и очень мудрая женщина. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», - тихо, но веско произнесла она исторические слова. Молчаливое родительское согласие было получено.
Во ВГИК будущая знаменитость не поступила. Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. Как ни странно, помогла… война. Большинство парней еще не были демобилизованы, и на курс набрали одних девчонок. Играть мужские роли в спектаклях было просто некому. Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Вгиковский профессор Б. Б. Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.
Во ВГИК будущая знаменитость не поступила. Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. Как ни странно, помогла… война. Большинство парней еще не были демобилизованы, и на курс набрали одних девчонок. Играть мужские роли в спектаклях было просто некому. Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Вгиковский профессор Б. Б. Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.
В годы учёбы во ВГИКе состоялся его актёрский дебют в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия»(1948), где он сыграл роль Володи Осьмухина. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию. Со своей первой женой Вячеслав Тихонов познакомился на съемках фильма «Молодая гвардия». Он долго не обращал внимания на Нонну Мордюкову. Ей стоило больших усилий вскружить голову стройному молчаливому красавцу... К тому времени, как картина вышла на большой экран, у пары родился сын Владимир (в 1990 году трагически ушедший из жизни, - он погиб от передозировки наркотиков). Через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись, разошлись мирно, без скандалов. Много лет спустя Мордюкова скажет: "Слава всегда делал все по-своему. И всегда молча". Как настоящий мужчина, Вячеслав Тихонов о первой жене не любил распространяться…
В годы учёбы во ВГИКе состоялся его актёрский дебют в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия»(1948), где он сыграл роль Володи Осьмухина. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию. Со своей первой женой Вячеслав Тихонов познакомился на съемках фильма «Молодая гвардия». Он долго не обращал внимания на Нонну Мордюкову. Ей стоило больших усилий вскружить голову стройному молчаливому красавцу... К тому времени, как картина вышла на большой экран, у пары родился сын Владимир (в 1990 году трагически ушедший из жизни, - он погиб от передозировки наркотиков). Через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись, разошлись мирно, без скандалов. Много лет спустя Мордюкова скажет: "Слава всегда делал все по-своему. И всегда молча". Как настоящий мужчина, Вячеслав Тихонов о первой жене не любил распространяться…
В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК. В 1957 году Вячеслав Тихонов, становится актёром ЦКДЮФ имени М. Горького. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Вячеслав Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актёру зрительское признание.
Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них: Виктор Райский в героико- приключенческом фильме «ЧП - Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959), Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960), Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и др.
В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК. В 1957 году Вячеслав Тихонов, становится актёром ЦКДЮФ имени М. Горького. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Вячеслав Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актёру зрительское признание.
Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них: Виктор Райский в героико- приключенческом фильме «ЧП - Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959), Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960), Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и др.
«Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть». С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
«Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть». С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
Когда на экранах телевизоров впервые начали показывать этот фильм, улицы городов и сел просто "вымирали". Этот нестареющий фильм стал сенсацией, войдя в анналы советского кино и народного фольклора, стал источником литературных и музыкальных произведений, карикатур, компьютерных программ и т.д. Бесконечное количество анекдотов "про Штирлица" вообще поставили Штирлица в ряд с известнейшими личностями прошлого. Слово "Штрилиц" стало нарицательным.
Когда на экранах телевизоров впервые начали показывать этот фильм, улицы городов и сел просто "вымирали". Этот нестареющий фильм стал сенсацией, войдя в анналы советского кино и народного фольклора, стал источником литературных и музыкальных произведений, карикатур, компьютерных программ и т.д. Бесконечное количество анекдотов "про Штирлица" вообще поставили Штирлица в ряд с известнейшими личностями прошлого. Слово "Штрилиц" стало нарицательным.
В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо». При работе над фильмом Вячеславу актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая!
В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо». При работе над фильмом Вячеславу актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая!
Е. Широков. Портрет актера В. Тихонова.
Е. Широков. Портрет актера В. Тихонова.
После этой картины Тихонов в кино почти не снимался. Как объяснял сам актер, он хотел бы вновь появиться на экране: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же это желание может уйти! Но – смотря, что играть...» Достойных ролей ему не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не хотел. Правда в 2005 году дочь Вячеслава Васильевича Анна Тихонова уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волков», но картина вышла крайне слабой...
После этой картины Тихонов в кино почти не снимался. Как объяснял сам актер, он хотел бы вновь появиться на экране: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же это желание может уйти! Но – смотря, что играть...» Достойных ролей ему не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не хотел. Правда в 2005 году дочь Вячеслава Васильевича Анна Тихонова уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волков», но картина вышла крайне слабой...
В одной из последних бесед с журналисткой Анной Велигжаниной, Вячеслав Тихонов рассказал, что бывал у болгарской предсказательницы Ванги. По словам актёра, Ванга многое напророчила в жизни актёра такого, что потом сбылось. На вопрос о конце жизненного пути, Ванга ответила, что он будет жить отшельником, вдалеке от суеты, а уйдёт в декабре...
В одной из последних бесед с журналисткой Анной Велигжаниной, Вячеслав Тихонов рассказал, что бывал у болгарской предсказательницы Ванги. По словам актёра, Ванга многое напророчила в жизни актёра такого, что потом сбылось. На вопрос о конце жизненного пути, Ванга ответила, что он будет жить отшельником, вдалеке от суеты, а уйдёт в декабре...
Последней работой в кино для Вячеслава Васильевича стала роль в картине Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Роль фактически эпизодическая, но крайне важная в фильме. Тихонов появлялся в начале картины в образе «человека в добрым лицом и нимбом на голове», предваряя жизнь Андерсена, а затем конце - как бы подводя ей итог...
Последней работой в кино для Вячеслава Васильевича стала роль в картине Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Роль фактически эпизодическая, но крайне важная в фильме. Тихонов появлялся в начале картины в образе «человека в добрым лицом и нимбом на голове», предваряя жизнь Андерсена, а затем конце - как бы подводя ей итог...
Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, поклонником команды «Спартак». Увлекался зимней рыбалкой. Его любимым произведением был роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимым кинофильмом – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.